Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности






НазваниеСтатья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности
страница1/5
Дата публикации25.11.2014
Размер0.56 Mb.
ТипСтатья
top-bal.ru > История > Статья
  1   2   3   4   5
Статья

В процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности.

Формирование воспитательного пространства в школе, классе предполагает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую, оценочно-результативную деятельность.

Субъектами воспитательного пространства школы являются: дети, родители, педагоги.

Характер и результативность цели определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей, учитываются родителями:

  • Принцип «само» (умение реализовать себя).

  • Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).

  • Принцип творческой активности (умение искать творческие решения).

  • Принцип успешности (умение делать).

  • Принцип элективности (умение делать выбор в различных ситуациях).


Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром. Ребёнок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и гражданско-патриотических качеств. Таким воспитательно-развивающим потенциалом в МОУ «Заливинская СОШ» является историко-краеведческий музей. Музей, являясь специфическим средством извлечения информации, содержащейся в общественных формах прошлой и современной культуры, является одним из важнейших средств формирования самосознания подрастающего поколения.

Школьный музей выступает также фактором воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся. Он даёт возможность сформировать у них гражданскую идеологию, мировоззрение, воспитывать такие качества как духовность, бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа, общественную активность.

Результативной является проектная деятельность, которая расширяет возможности воспитательного пространства сельского поселения. И сегодня можно уже говорить о некоторых результатах: во всех деревнях Заливинского сельского поселения построены и действуют детские спортивно-игровые площадки, школьный музей постоянно пополняется новыми, уникальными материалами по истории села, школы и т. д., набирает силу волонтёрское движение. По этим и другим направлениям школа делится опытом не только на КМО, но и на уровне района, области. (см. приложение)

Значимым является военно-патриотическое направление в деятельности детских объединений «Юный призывник» и «Школа молодого бойца». На занятиях воспитываются у учащихся: гражданственность; патриотизм, верность своему Отечеству; преемственность между поколениями, сохранение и развитие лучших традиций ВС РФ. Важно отметить то, что в рамках программы проводятся мероприятия, которые наиболее полно вбирают в себя суть проблемы военно-патриотического воспитания, имеют практическую направленность. Это военно-спортивная игра «Зарница», посвящённая Дню защитника Отечества, проведение учебно-полевых сборов, муниципальные и региональные слеты патриотических объединений и т.д.

Программа совместных мероприятий краеведческой, военно – патриотической направленности предусматривает формирование и развитие у субъектов образовательного пространства социально – значимых ценностей, «священных понятий», определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, вера, духовная культура в целом.

В 2010 году социально-значимый проект «Я гражданин России» получил грантовую поддержку администрации Тарского муниципального района в размере 25000 рублей, которые пошли на совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитании в школе, в селе.

Создание и реализация Программы предполагает тесное сотрудничество всех учреждений (образовательных, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования и др.) и использование их возможностей с целью совместного решения проблем патриотического воспитания подрастающего поколения.


Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике

^ Номинация «Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»






для общеобразовательных учреждений и УДО

Авторы: ^ Васильева Нина Георгиевна заместитель директора

школы по УВР, руководитель школьного историко-краеведческого музея

2011


Социально-педагогический проект

«Я – гражданин России»
Вид проекта:

  • исследовательский,

  • практический,

  • информационный,

  • долговременный.

Проблема:

  • слабый интерес к истории и традициям родного края;

  • низкая культура взаимоотношений к другим народам, населяющих наш край, поселение;

Цель:

Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной (в том числе региональной и муниципальной) системы патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Выстроить в школе систему гражданско-патриотического воспитания в урочной системе и во внеурочной деятельности через:

    • разработку и внедрение программы «Школьный музей»;

    • организацию учащихся 1-11 классов и вовлечение их в деятельность по модулям программы;

2. Совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у учащихся высокое патриотическое сознание через деятельность в клубах и объединениях военно-патриотического направления;

3. Привлечь к сотрудничеству заинтересованные структуры социума;

4. Изучить потребности подростков;

5. Формировать организационно-методическую базу патриотического воспитания;

6. Организовать информационное сопровождение проекта.
Этапы реализации проекта:

  1. Выбор проблемы

  2. Сбор информации

  3. Разработка плана действий

  4. Осуществление плана действий


Сроки реализации проекта: долговременный

Результативность:

    • Разработка и внедрение программы «Школьный музей»

    • Увеличение количества детей, занимающихся краеведением и пропагандой здорового образа жизни

    • Расширение знаний по истории и культурным традициям народов родного края

    • Активизация волонтёрского движения

    • Приобретение детьми опыта социально значимой, одобряемой деятельности

    • Становление хозяйского отношения к своему селу, школе, дому

    • Повышение организаторских способностей у учащихся



Перспективы:

      1. Расширение и совершенствование социального партнерства в воспитывающей и формирующей деятельности с подрастающим поколением (дошкольники, дети школьного возраста, молодёжь).

      2. Распространение опыта

      3. Пополнение банка данных, методических разработок по данному направлению



Заявителями представлены следующие документы:
1. Социально-педагогический проект «Я-гражданин России»

2. Программа «Школьный музей»

3. Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе. Сертификаты по обобщению опыта.

4. Проекты, реализованные в рамках социально-педагогического проекта «Я - гражданин России»

5. Сценарии и разработки мероприятий по данному направлению

6. Почетные грамоты, благодарственные письма и т. д.

7. Отзывы о деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.


Актуальность

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: Формирование гражданской позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения, потребности в духовно - нравственном и физическом совершенствовании, уважения к историко – культурному наследию своей страны, малой родины; обеспечение физического и психического благополучия школьников.


^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Реализация целей и задач в направлении патриотического воспитания и гражданского становления личности основывается на следующих принципах:

  • приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

  • демократизма;

  • гуманистической направленности;

  • поэтапности и преемственности в воспитании;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • эффективности социального взаимодействия через реализацию социально-значимых проектов;


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Приоритетность гражданского и патриотического воспитания в процессе обучения, тесная взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития.

  2. Рост воспитанности обучающихся как Человека – гражданина, патриота, способного к продуктивному труду на благо Родины, ее защите, проявлению в поступках духовно – нравственных, гражданских качеств.

  3. Объединение, интеграция воспитательных действий педагогов, родителей, общественности, заинтересованных организаций и ведомств, направленных на формирование гражданской позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения.

  4. Потребность в духовно - нравственном совершенствовании, уважение к историко – культурному наследию своей страны, малой родины; в ЗОЖ

^ Муниципальное образовательное учреждение

Заливинская средняя общеобразовательная школа

Омской области Тарского района

Программа «Школьный музей»
Директор школы: Лосев Александр Петрович
Руководитель музея: Васильева Нина Георгиевна.

2010


Содержание
1.Характеристика музея.
2. Положение об историко-краеведческом музее.

3. Программа деятельности музея.
4. Структура, руководство музеем.
5. План работы историко-краеведческого музея.
6. Перечень обязанностей освобождённого педагога-

специалиста по музею.
7. Схемы.

Характеристика музея

Историко-краеведческий музей МОУ Заливинской средней общеобразовательной школы открыт 19 октября 2000 года, расположен на первом этаже школы, занимает две комнаты общей площади 72 кв. м. Музей содержит следующие разделы:

  • Русская изба.

  • Развитие образования в селе.

  • Люди земли сибирской.

  • История ОПХ имени Фрунзе.

  • В.И. Васильев- герой Советского Союза.

  • Ими гордится земля сибирская.

  • Наши земляки в Великой Отечественной войне.

Раздел «Русская изба» раскрывает культуру и быт сибирских крестьян. Далее экспозиции рассказывают о природе родного края, о первых коммунарах и о развитии деревень, а затем и ОПХ имени Фрунзе. За историей деревень и сёл, стоят люди, которые своим трудом прославляли и славят родной край.

Раздел по истории школы знакомит посетителей с историей развития образования в селе, со школой, учителями и выпускниками.

Особое место отведено материалам, посвящённым землякам- воинам Великой Отечественной войны. Целый раздел посвящён земляку, герою Советского Союза Васильеву В.И. В фонде музея имеются: бюст героя, его гимнастёрка, фотографии, письма Василия Ивановича и его жены, альбомы.

В разделе « Наши земляки в Великой Отечественной войне» размещена экспозиция, рассказывающая о ветеранах войны. Материалы, собранные в музее, рассказывают о событиях в годы войны. Здесь находится богатый материал о героическом, боевом и трудовом подвиге односельчан. В витринах - медали, документы, фронтовые письма, личные вещи солдат- односельчан и мн. др.

Стенд, посвящённый землякам, рассказывает о доблестном жизненном пути наших земляков, экспозиция содержит альбомы и многое другое, что рассказывает о них. Выставка включает большое количество личных вещей и книг Якова Ивановича Заливина, картины Железчиковой В.И. и т. д.

В последние три года учащимися школы проведены исследовательские поисковые работы, результатом которых стали материалы: «В.И. Васильев – герой Советского Союза», « Никто не забыт и ничто не забыто», « Дети войны», «Село моё родное», «Судьба людей в эпоху исторических катаклизмов» и мн. др. Учащиеся школы выступали с докладами на ШНПК и на районной краеведческой конференции.

В музее находится на хранении и в экспозиции более1000 единиц основного фонда. Научно-вспомогательный материал хранится в папках в хранилище. Каждый экспонат имеет свой фондовый номер. Вновь поступающие экспонаты регистрируются на специальном бланке- акте и заносятся в инвентарную книгу основного фонда или научно- вспомогательного фонда.

^ Положение об историко-краеведческом музее

МОУ Заливинской средней общеобразовательной школы.


  1. Общие положения.




    1. Историко-краеведческий музей является тематическим, систематизированным собранием подлинных материалов и документов по истории родного края и ОПХ имени Фрунзе, средней школы, о жизни и подвиге В.И.Васильева в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о вкладе односельчан в победу над фашистской Германией.




    1. Историко-краеведческий музей в Заливинской школе создан по инициативе коллектива учителей и учащихся школы в 2000 году.




    1. Подлинные документы и экспонаты, хранящиеся в фондах школьного музея, принадлежат школьному музею и подлежат учёту в установленном порядке.



  1. Цели и задачи музея.




    1. Историко-краеведческий музей Заливинской средней школы в своей деятельности руководствуется нормативными документами Министерства образования, решениями местных органов управления образования, распоряжениями администрации школы и настоящим Положением.

    2. Задачи историко-краеведческого музея:




  • Изучение истории родного края;

  • Изучение трудовой деятельности односельчан-труженников;

  • Изучение материалов по истории Заливинской средней школы;

  • Изучение материалов о земляке герое Советского союза Васильеве В.И. и об односельчанах- участниках Великой Отечественной войны, о роли тыла в разгроме врага;

  • Поисковая работа по истории школы, по развитию культуры села и мн. др.;

  • Проведение экскурсионно-лекторской работы на базе материалов, собранных в музее для учащихся школы, родителей и других посетителей музея.

^ Программа деятельности музея.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея сформирован актив музея, в который входят учащиеся 3- 11 классов.
Направления деятельности музея, содержание и формы работы.

  1. Основными направлениями деятельности музея являются:

  • Поисковая работа;

  • Просветительская деятельность;

  • Организационно- техническое обеспечение (создание и пополнение фондов).


2.Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:

  • Организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;

  • Осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;

  • Обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;

  • Проводят экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

  • Сотрудничают с другими музеями района и общественными организациями;

  • Организуют встречи с ветеранами войны, выпускниками школы;

  • Проводят линейки, митинги, вечера и другие мероприятия;

  • Создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

  • Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебно-воспитательном процессе;

  • Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.


Реализация данной программы осуществляется по четырём направлениям:

    1. теоретическое (учебно-педагогическое);

    2. музейно-педагогическая практика:

    3. методическое;

    4. воспитывающая среда.




  1. Теоретическое направление.

Участие в научно-практических конференциях (1 раз в год)

Создание проектов по деятельности Совета музея, д\о «Юный краевед», детской организации «Юность Сибири»


  1. Музейно-педагогическая практика.

Учащиеся работают в качестве экскурсоводов по историко-краеведческому музею.


  1. Методическое направление.

    • семинарские занятия;

    • создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками (методические разработки мероприятий, праздников);

    • уроки музейного дела в школе.




  1. Воспитывающая среда.

Целью данного направления является создание формирующей воспитательно- педагогической среды.

  1. Деятельность педагога по самосовершенствованию, развитию атмосферы «мажорности» вокруг себя и в школе в целом через участие в практике развития музея.

  2. Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея. В процессе такой работы опосредованно происходит приобщение родителей учащихся к истории края, что побуждает их задуматься о воспитании и развитии собственных детей.

  3. Создание культурного пространства: повышение культурного уровня - посещение музеев, выставок.

  4. Создание педагогического пространства: встречи с интересными людьми, с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, оказание помощи нуждающимся ветеранам, престарелым и т. д.


Объединение «Юный краевед»

(актив музея из числа учащихся школы)



Поисковая

работа

Работа НОУ «Мысль»

Лекторская деятельность

Организация школьных и внешкольных мероприятий. Проектная деятельность

Шефская работа
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconГ. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности...
В «Концепции модернизации российского образования» предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconПлан воспитательной работы моу кяппесельгская сош
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание, направленное на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconДекада Защитника Отечества
С 14 февраля по 22 февраля 2009 года в моу сош №138 проходила декада Защитников Отечества, в рамках которой проводились мероприятия,...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconМоу «Ермиловская оош». Подхому- тников Александр Иванович
Основной целью урока является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры,...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconСценарий «Презентация проектов на тему «День народного единства»
Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное автономное...
Цель: формирование семейных ценностей как основы гражданственности и патриотизма

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconПлан воспитательной работы 1 ступени на 2013-2014 г
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconОдной из задач воспитательной работы в школе является формирование...
Программы патриотического воспитания. Творческие периоды «Я гражданин», «Мой край родной» включают в себя тематические классные часы,...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности icon«Детский сад комбинированного вида №4 «Светлячок» г. Медногорска»
«Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине,...

Статья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности iconУрок мужества (6 7 классы) Тема: «Юность, опаленная войной»
Формирование чувства гражданственности, патриотизма через представление о долге, мужестве, героизме в годы Великой Отечественной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск