Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03

Загрузка...





Скачать 73.06 Kb.
НазваниеГосударственная власть и местное самоуправление №3 2010-03
Дата публикации20.09.2013
Размер73.06 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03-

О правовых и «общегражданских» механизмах противодействия этническим конфликтам.

Касьяненко М.А.

преподаватель кафедры УПД Кисловодского гуманитарно-технического института.
В настоящее время, чем в большей степени людей сближают одинаковые взгляды на жизнь, то есть проявление так называемой мультикультурности, тем больше с другой стороны они заботятся о своих традициях, связанных с происхождением и культурной ориентацией. При кризисных явлениях в экономике культурное сознание все чаще обращается к «прошлому», к общему чему-то «роднящему». Именно данный факт свидетельствует о том, что в последние годы происходит значительное повышение роли «этничности» в общественных процессах. Проявляется данный факт, прежде всего посредством повышенного интереса людей к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни.
Но в тоже время кроме положительных аспектов данного факта обозначенных выше следует указать и на отрицательные моменты такого явления.

В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов, нередки случаи проявления национальной нетерпимости различного рода, сопровождающиеся возникновением достаточно большого количества радикально настроенных движений националистического характера.. В этом случае, по сути, срабатывает так называемая примордианализская(лат. primordium –начало)1 мотивация объединения на основе этнической общности индивидуумов. Выражающаяся в изначальном психологическом родстве лиц на основе их позиционирования себя в обществе посредством этнической идентичности, которая в последствии становится фактором объединения индивидуумов в социальные страты.

На наш взгляд понять истоки, приводящие к национальной ненависти различного характера: ксенофобии, фашизма, различного рода этнофобий, национального экстремизма и иных извращенных проявлений национального характера, лиц проживающих в едином геоисторическом пространстве, возможно через изучение особенностей этнического самосознания проявляемого во вне посредством культуры, ментальности обычаев и традиций конкретного этноса2.

Общественная опасность таких асоциальных проявлений этнического характера в данном случае приобретает сложноструктурированный комплексный характер, так как, помимо прочего, носит латентный фактор детонации этнических конфликтов. Это обстоятельство усугубляется тем, что Южный федеральный округ является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации.

В регионе существуют многочисленные очаги открытого межэтнического противостояния. Наиболее острые из них складываются в Чечне и Ингушетии, Дагестане, большой потенциал межэтнического напряжения имеется в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, очень сложная ситуация складывается вокруг Осетии, т.е. практически по всей территории Южно-Российского региона. Существенное влияние на развитие этнополитических процессов на Юге России оказывает обстановка в Закавказье, которое превратилось в арену столкновения геополитических интересов и конкурирующих геополитических проектов3.

Как указывает С.С. Цокуренко основные тенденции в развитии этноконфликтной ситуации в регионе, связаны с нарастанием проблемы насилия в ходе этнических конфликтов. Причем как он подчеркивает это относится не только к отдельным маргинальным слоям населения, но и к целым этническим социальным группам, у которых в силу сложившихся социально-политических обстоятельств отсутствуют реальные возможности легальной реализации потребностей. В этом случае насилие вызывается объективными обстоятельствами, играя роль клапана безопасности. Сам же взрыв насилия фиксирует болезнь в социальном организме. Если в нее своевременно не вмешаться, то возникает угроза основам социального порядка4. При этом все эти проявления отождествляются с каким, либо видом или формой насилия. Понятие «насилие» в современном обществе употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психического и экономического подавления личности или группы индивидов5.

В свою очередь, если рассматривать насилие через призму правовых характеристик, оно всегда носит в себе противоправный характер, независимо от того чем оно было обусловлено и каковы его причины. А при характеристике этнических конфликтов данные насильственные действия приобретают специфические можно сказать индивидуальные криминологические характеристики. Например, на протяжении второй половины 20 века в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. По оценкам ООН, внутригосударствнные, в том числе и этнические конфликты, унесли больше жизней, чем "классические" войны6.

Т.е, проблема насилия в ходе этнических конфликтов требует не только детерминации и классификации факторов его проявления, как асоциального действия, но и всестороннего научного исследования его сущности посредством социально-правового анализа в ходе этнических конфликтов. Так как насилие по сути это система мотивированных противоправных действий направленных в данном случае по отношению к иноэтничным лицам. То есть этнические конфликты в стадии асоциальных действий в виде «насилия» всегда проявляются совокупностью противоправных наиболее общественно-опасных действий – преступных посягательств. В данном случае, можно сказать срабатывает принцип межэтнической асоциальной толерантности, т.е. четкого разделения на» нас и не нас», всегда несущей в себе определенный криминогенный потенциал. При эскалации конфликта проявляемого, как правило, в насилии. В данном случае, по сути, проявляется принцип этноцентризма7. Этноцентризм – взгляд, согласно которому собственная группа является центром всего, а все остальные оцениваются по отношению к ней8. По сути, такой взгляд уже сам по себе «конфликтен» так как изначально предполагает определенную степень неравенства. А под воздействием различных факторов он может перерастать в стадию реального конфликта выражающегося во вне чаще всего посредством насилия, по сути имеющего криминальную природу.

С другой стороны преступления этнически идентичных лиц по отношению к иноэтничным лицам, не всегда сопряженные с насилием и не преследующие изначальной цели развития этноконфлита, несут в себе определенную степень «конфликтности». Ярким примером, получившим достаточный общественный резонанс, могут служить события в Кондопоге в 2006 году. В данном случае цепочка преступных действий подпадающих под составы преступлений предусмотренных УК РФ породили этноконфликт местного характера. Хотя, по сути в данном случае произошло лишь умелое использование этнического фактора в отношениях, и как результат зарождение потенциальной стадии межнационального конфликта, пусть и на микро уровне, т.е. перевода межэтнических конфликтов из потенциальной стадии в реальную, вспышку этнофобий, выработку негативных этнических стереотипов по отношению к иноэтничным представителям – национальным меньшинствам, зачастую гражданами одного государства - РФ.

На наш взгляд, граждане любого государства, в том числе и РФ не зависимо от их национальной принадлежности, должны исполнять одну из первостепенных обязанностей - соблюдение закона. А любой Закон в своей основе построен на началах гуманизма. В данном случае в понятие гуманизма следует вкладывать и межэтническую толерантность, которая на сегодняшний день просто необходима нашему мультикультурному миру. В свою очередь гарантом Закона в данном случае должна выступать именно власть, причем на всех ее уровнях, иначе реакцией общества, как социального организма на массовое неисполнение законов и иных норм права, различного рода девиантность в поведении так называемых «хозяев» отдельно взятого города, субъекта, страны в целом – массовые погромы, беспорядки, придание конфликтам национальной окраски, использование их в своих целях радикальными организациями различного национального толка, и как следствие масштабность этнических конфликтов, порой выходящих за границу нескольких государств.

Поэтому для предотвращения этнических конфликтов, так называемого гашения их стадии «возникновения-предпосылки» т.е. до факта проявления в виде насилия необходимо формировать глубокие нормативно- толерантные механизмы в полиэтническом обществе, нередко зависящие от институциональной безопасности, гарантом которой в свою очередь должны выступать нормы права, возведенные в Закон.

Кроме того толерантность в этнической сфере можно воспитать в личности непосредственно при активном взаимодействии институтов гражданского общества. С постоянным поддержанием идеи гражданской идентичности. Провозглашенной в нашем государстве еще в 2004 году В.В. Путиным «Мы россияне» - то есть граждане одного государства, со своими правами и обязанностями, едиными для ВСЕХ, как и территория нашего многонационального государства. В тоже время нормы Конституции РФ гарантируют защиту прав национальных меньшинств. Но кроме законодательного обеспечения в данном случае на наш взгляд такая идея гарантии должна всесторонне поддерживаться институтами гражданского общества. На наш взгляд в каждом муниципальном образовании должны существовать программы методико-рекомендационного свойства закрепляющее возможность проведение дней, «Парадов национальностей», или «Ярмарок национальных колоритов», которые могли бы знакомить граждан РФ с культурной самобытностью обычаями и ментальностью их «соседей».

Это в свою очередь позволит с одной стороны развивать многонациональное российское общество на основах толерантности, а с другой не позволит этносам забыть о своем «начале» и позволит открыто без криминогенного потенциала сохранять свою этническую идентичность с возможностью ее выражения посредством мероприятий, обеспечиваемых институтами гражданского общества, основанного на приоритетах гражданской идентичности личности.



1 Гулиев М.А., Коротец И.Д. Чернобровкин И.П Этноконфликтология.-М.,2007.-С.34.

2 Арутюнов Л.С. Касьяненко М.А. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. № 5.-2007.-С19.

3 Цокуренко С.С. Насилие в процессе этнических конфликтов на Юге России. Автореф дисс. к.ф.н..- Краснодар ,2008.-С.3.

4 Цокуренко С.С. Насилие в процессе этнических конфликтов на Юге России. Автореф дисс. к.ф.н..- Краснодар ,2008.-С4.

5 Цокуренко С.С. Насилие в процессе этнических конфликтов на Юге России. Автореф дисс. к.ф.н..- Краснодар ,2008.-С5.

6 http://www.washprofile.org.

 Понятие «этноцентризма» ввел в научный оборот У. Самнер в работе «Народные обычаи» (1906 г)

Гулиев М.А.,Коротец И.Д. Чернобровкин И.П.. Этноконфликтология.-М,2007.-С.9.


7


8Касьяненко Марина Алексеевна, преподаватель информационного права Кисловодского гуманитарно-технического института

контактные данные:

адрес: Ставропольский край. г. Кисловодск. Кисловодский гуманитарно-технический институт проспект Победы 37 а.

тел.(87937) 2-83-33.

Email maralkas@rambler.ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconДепартамент культуры сборник типовых вопросов и ответов по реализации...
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconГлоссарий по дисциплине «макроэкономика» для группы специальностей...
Глоссарий по дисциплине ''макроэкономика'' для группы специальностей 050506 «Экономика», 050507 “Менеджмент”, 050508 “Учет и аудит”,...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconПартоев Ќ., Сулангов М., Меликов Ќ., Љумањмадов А. Гуногунии агробиологии...
Местное агробиоразнообразие и традиционные знания в сельском хозяйстве необходимо сберечь

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 icon«Демократия отвратительная вещь, но ничего лучшего человечество не придумало»
Демократия с греч.: demos народ, kratos власть, т е власть народа, так как институты демократии наиболее эффективно позволяют использовать...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconОбъединенная компания «Российский Алюминий»
«Рейтинг публичности власти». В рейтинге публичности российских политиков, чиновников и бизнесменов по итогам третьего квартала 2010...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconКак Макбетт не узнал себя в зеркале
Царство мертвых спектакля «Макбетт» театра «Сатирикон» это зона власти. Власть и смерть – здесь понятия тождественные. Власть – то,...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconОбщие положения
«Армавирская государственная педагогическая академия»был переименован в «филиал федерального государственного бюджетного образовательного...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconШкольное ученическое самоуправление (функционал)
Ученическое собрание является высшим органом самоуправления школы, в число делегатов включены представители администрации, учителя,...

Государственная власть и местное самоуправление №3 2010-03 iconПо какому принципу образованы ряды?
Крестьянское общинное землевладения; идея права всех людей на землю; общинное самоуправление; природный коллективизм; возможность...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск