«Культурология»






Скачать 329.54 Kb.
Название«Культурология»
страница1/3
Дата публикации20.09.2013
Размер329.54 Kb.
ТипКурсовая
top-bal.ru > Культура > Курсовая
  1   2   3
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

__________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Культурология»

для студентов по

направлению 030600.62 - «Журналистика»

Курс I

Семестр II

Зачет -

Экзамен II

Аудиторные занятия всего 36 ч

Из них:

Лекции 18 ч

Практические (семинарски) занятия 18 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 18 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 54 ч

Омск 2010

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики).

Составители рабочей программы:

Профессор кафедры СО ________________ Л.М. Марцева

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 200__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

ГОС ВПО по направлению 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики).


ГСЭ.Ф.02

Культурология (включая религиоведение)

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и при-кладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкуль-турные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в ми-ровой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Журналистика как часть культуры. Роль СМИ в формировании культуры общества.

Религия в контексте культуры. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина ми-ра. Журналистика и религия.




  1. Целью изучения дисциплины «Культурология» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по теории и истории культуры. В условиях возрастающей интенсивности межкультурных коммуникаций, актуализации социокультурной самоидентификации, а также социально-политических трансформаций современного мира, включая Россию, овладение основами изучения культуры необходимо для профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием во всех сферах.

Задачи изучения курса «Культурология» включают в себя

  • усвоение студентами объема знаний по теории и истории культуры;

  • формирование способностей аналитической интерпретации фактов и явлений в сфере истории культуры и межкультурных коммуникаций;

  • знакомство с общими тенденциями развития мировой цивилизации и особенностями различных типов культуры;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и различными источниками информации. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Культурология» студент должен:

- иметь представление о культуре как системном органическом социальном явлении;

- знать сущностные характеристики основных структурных «элементов» духовной культуры: искусства, религии, морали, права и науки;

- знать основные типы культур и их специфику;

- владеть культурологической терминологией;

- знать основные особенности отечественной культуры и ее роль в мировой культуре;

- уметь логично излагать культурологическую проблематику;

- ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.
3. Содержание разделов дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Номертемы

Наименование темы


Количество

часов

(лекции)


Количество

часов

(семинары)

1

Введение в культурологию. Методологические и теоретические проблемы исследования культуры

2

2

2

Культурологические школы и направления изучения культуры

2

2

3

Типология культуры

2

2

4

Концепция культуры в теории этногенеза

2

2

5

Религия в истории культуры

2

2

6

Культура древних цивилизаций

2

2

7

Особенности западноевропейской культуры

2

2

8

Культура исламского мира

2

2

9

Особенности культуры России

2

2




Итого

18

18

3.1 Лекции курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Тема 1. Введение в культурологию. Методологические и теоретические проблемы

исследования культуры

(генезис понятия «культура» и многообразие концепций культуры)
Культурология как научная и учебная дисциплина. Междисциплинарный характер культурологии. Включенность философии, истории, антропологии, этнологии и этнографии, социологии, психологии, языкознания и искусствоведения и других гуманитарных наук в проблематику культурологии. Культурология как философия истории – историософский характер науки о культуре. Предмет, этапы становления и структура учебной дисциплины. Методологические проблемы и конкретные методы изучения культуры.

Генезис термина «культурология» и его отличие от философии культуры. Философия культуры как специальный вид знания о культуре. Факторы осознания объективной необходимости формирования науки о культуре: экологические, техногенные, экономические и военно-политические вызовы и кризисы новейшей истории. Определение объекта и предмета науки о культуре. Вариативность: 1) культура как мир ценностей в противовес естественным и техническим наукам – наука о культуре – наука о ценностях; 2) культура как дух и наука о культуре – наука о духе; 3) культура как символический мир (А. Белый, 1912; В. Освальд, 1915; Л. Уайт, 1939). Введение П. А. Флоренским терминов «культуроведение» и «культурознание» (1915 – 1916). П. А. Флоренский: культ как исток культуры.

Определение культуры. Культура как социально-творческая деятельность людей во всех сферах жизни и сознания, направленная на преобразование действительности. Культура как созданный человеческой деятельностью окружающий мир – «вторая природа» (Аристотель). Взаимосвязь понятия культуры с понятиями «цивилизация», «просвещение», «образование», «воспитание», «самосознание», «нравственность». Оппозиция «природа – культура». Формирование антитезы «культура – цивилизация». Оппозиция «варварство – цивилизация». Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Перенос сельскохозяйственного значения понятия культура (возделывание, обработка) на область воспитания человека и совершенствование общества. Культура как «возделывание души» (Цицерон). Формы интерпретации культуры. Культура как облагораживание человека и жизни, выход из грубости и дикости. Различные истолкования культуры и цивилизации. Структура и виды культуры. Искусство и наука в системе культуры. Культура и техника: проблемы взаимодействия (Н. А. Бердяев). Материальная и духовная культура: особенности взаимосвязи. Культура и религия. Преемственность в развитии человеческой культуры.

Актуальность культуры и культурологического знания в XXI в. Две тенденции в глобализации культуры: культурная унификация и культурно-национальное возрождение (антиглобализм). Понятия «массовая и аристократическая», «массовая и элитарная», «массовая и народная» культура. Информационные технологии и культурная индустрия. Публика как феномен современной культуры. Концепция культуры в русской философии как альтернатива современной инкультурации и контркультуре.

Культура и понятие «духовность» как социокультурное качество, основанное на приоритете нематериальных ценностей и ориентированное на идеалы добра, красоты и истины. Культура как совесть – «осознанная нравственность» (Феофан Затворник). Культура и экология. Понятие «нравственного императива» И. Канта и «экологического императива» в концепциях «ноосферы» В. И. Вернадского и «коэволюции» Н. Н. Моисеева.
Тема 2. Культурологические школы и

направления изучения культуры
Культурологические школы и основные направления изучения культуры в современной культурологии: эволюционистское, формационное, цивилизационное, деятельностное, антропологическое, этнологическое, семиотическое, теологическое, аксиологическое.

Классическая (гуманистическая) модель культуры. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность мышления как способ поиска истины в эпоху классического Ренессанса. Культ человека в эпоху гуманизма. Культ свободы и суверенности разума. Просвещение и концепции культуры. Принципы просвещенческой модели культуры: обращенность в будущее; целеполагание собственного разума (в отличие от божественной предопределенности средневековья); разрыв с традицией; секуляризация и превращение религии в «частное дело» человека; вера в прогресс; технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; культ науки как способа достижения процветания, благоденствия и совершенства человека и общества.

Линейный характер классической модели. Двойственность определения культуры у Ф. Бэкона: культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; культура как трансляция знания через педагогику. Р. Декарт о роли правил ума, моральных и правовых нормах в движении народов к цивилизации – гражданским порядкам. Лейбниц о непрерывном прогрессе и распространении культуры на все человечество («мироздание как машина»). Трактовка культуры Я. А. Коменского: образ совершенного творца в человеке; прогресс человечности к гармонии и единству.

Историко-материалистическая (формационная) модель культуры. К. Маркс и марксизм о культуре как результате всеобщего труда людей. Культура как синтез материального и духовного производства. Формационный подход к определению и классификации культуры. Критика противоречий рабовладельческой, феодальной и буржуазной культуры в марксизме. Соотношение экономики, политики и культуры. Культура и нации: национальное и интернациональное в развитии культуры. Всестороннее развитие личности как условие развития культуры. Феномен и смысл «культурных революций» в истории культуры. Идеалы и ценности социалистической культуры.

Цивилизационная модель культуры. Цивилизация (лат. – гражданский, государственный): 1) в некоторых случаях – синоним культуры; 2) уровень развития материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 4) эпоха упадка и деградация культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).
Тема 3. Типология культуры
Проблема исторического единства человечества и многообразие культур. Идея культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского как морфологическая типология. Основные принципы типологии культуры. Географический детерминизм культурно-исторических типов. Культурно-исторические типы по Н. Я. Данилевскому. Стадии и специфика развития различных типов культуры в концепции К. Н. Леонтьева. Становление культурно-исторической школы в трудах И. Тэна. Соединение теории культурно-исторических типов с эволюционным подходом к социально-культурным ценностям у П. Н. Милюкова. Морфология и типология культуры по О. Шпенглеру. Противопоставление механицизма и организма в исследовании культуры. Отказ от оппозиции «культура – варварство». Оппозиция «культура – техника» в эсхатологическом персонализме Н. А. Бердяева. Единство личности и культуры. Личность как символическое выражение культуры. Понятие «симфонической личности» Л. П. Карсавина.

Теория культурно-исторических циклов. Теории «линейной эволюции культуры» и «культурных кругов». Платон, Аристотель, Полибий о типах государственного устройства и их влиянии на типы культуры. Идеи Сыма Цянь о культурно-историческом круговороте. Д. Вико и циклическая концепция истории. Обоснования исторических катастроф, упадка и разрушения обществ. Идеи об изменчивости и различной интенсивности «жизненной силы», «души», энтелехии различных народов в их историческом развитии и влияние этих процессов на цикличность культуры (Аристотель, Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев). Обоснование цикличности культуры в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. А. Сорокина.

Формы роста и распада цивилизаций в контексте принципа развития культуры «вызов – ответ» А. Тойнби. Классификация и типология культуры по А. Тойнби. Культура как интегральная и двухуровневая система ценностей в концепции социокультурной динамики П. А. Сорокина. Горизонтальная типология самостоятельных локальных цивилизаций. Вертикальная типология культуры как интеграция общечеловеческих ценностей в трех всеобщих типах культуры: 1) идеациональный (религиозный); 2) идеалистический (рациональный); 3) чувственный. Хозяйственная этика мировых религий и идеальные типы культуры в работах М. Вебера.

Теологический принцип типологии культуры в трудах М. Вебера, И. Киреевского, К. Н. Леонтьева, Л. П. Карсавина, Л. А. Тихомирова.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Культурология» iconКомплекс разработан на кафедре гуманитарных дисциплин. Авторы комплекса
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история...

«Культурология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 51. 04. 01 «Культурология»
«Культурология» по образовательной программе «Теория и практика управления социокультурными процессами»

«Культурология» iconМетодические рекомендации к курсу «культурология»
Введение курса «Культурология» в качестве обязательного произошло в рамках осуществления концепции гуманитаризации высшего образования...

«Культурология» iconРефераты по дисциплине «Культурология»
Контрольные работы (рефераты) по дисциплине «Культурология» занимают важное место в учебном процессе Российского Государственного...

«Культурология» iconЛекция Культурология как предмет
Культурология – раздел социогуманитарного знания, изучающий культуру как целостную систему, исследующий все многообразие культурных...

«Культурология» iconМетодические указания курса «культурология»
Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики...

«Культурология» iconЛ. Д. Волкова культурология учебное пособие
Культурология. Это латинское слово, впервые употребленное оратором Цицероном (I в до н э.) в привычном для нас значении. Cultura...

«Культурология» iconГрафик учебного процесса на 2013/2014 учебный год
Культурология (бакалавр); 4,5,6 курс специальность 030601. 65 Журналистика; 4,5,6 курс специальность 031401. 65 Культурология; 5,6...

«Культурология» iconПрограмма курса для специальности №020600 «Культурология» (специалисты)....
У, обучающихся по специальности №020600 – «Культурология». Курс проблемно и хронологически связан с курсами отечественной истории,...

«Культурология» iconПрограмма дисциплины «Культурология интегрированных маркетинговых коммуникаций»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031600. 62 "Реклама...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск