Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры»

Загрузка...





НазваниеОтчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры»
страница1/7
Дата публикации09.06.2014
Размер0.83 Mb.
ТипОтчет
top-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7
ГБУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБУ «Республиканский центр

развития традиционной культуры

___________________ Завгарова Ф.Х.

«______» ___________________ 2013 г.




ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУ

«Республиканский центр развития

традиционной культуры» ЗА 2013 г.

содержание

^

1. Научно-исследовательская работа


5-

2. Научно-организационная работа

2.1. Организация научной деятельности

2.2. Международные и межрегиональные научные связи

3. Информационно-аналитическая и методическая деятельность

4. Популяризация и возрождение народных обычаев и праздников

5. Международное и межрегиональное культурное сотрудничество

6. Редакционно-издательская деятельность
1

7. Комплектация, обработка и систематизация архивных фондов и материалов полевых экспедиций


^ 1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Республиканский центр развития традиционной культуры в настоящее время ведет научно-исследовательскую деятельность в контексте следующей темы: «Фольклорно-этнографическая культура татар: традиции и современность». В рамках данной основной темы НИР Центра осуществляется в следующих направлениях:
1.1. Научно-исследовательская тема: «Традиционная культура татар Среднего Поволжья кон. XIX – нач. XXI вв.» (2011 по 2015 гг.). Руководитель - кандидат исторических наук, Завгарова Ф.Х.

Традиционно-обрядовая культура представляется как органический синтез словесных форм, фольклорных текстов, обрядовых действий и представлений, на основе комплексного исследования которых возможна реконструкции архаичной картины мира. Традиционно-обрядовая культура локально-этнических групп в современной России, с учетом региональных традиций, явление сложное и многоаспектное. Его интерпретация возможна в рамках различных методологических подходов. Изучение особенностей традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в данном направлении осуществляется в первую очередь на базе теоретических идей культурологического знания, а также сквозь призму аналитических принципов ряда других познавательных парадигм и научных подходов. При комплексном подходе традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп татар Среднего Поволжья рассматривается как целостная система, в совокупности всех ее проявлений. Значительное внимание уделяется не только материалам, раскрывающим содержание обычаев и обрядов, но и истории культуры, этнографии, географии, демографии, понятийного аппарата, мировоззренческим представлениям, фольклорным текстам. Обращение к методологии этнолингвистических исследований обусловлено самим предметом исследования, интерпретация которого в рамках культурологической проблематики невозможна без анализа языкового материала. Только в этом случае достигается определенная целостность в изучении традиционно-обрядовой культуры. В контекстуальном подходе обряды, обычаи и ритуалы исследуются как составной компонент традиционной культуры, что диктует необходимость обращения к мировоззренческой составляющей народа, к хозяйственным, семейным и бытовым традициям. Такой подход позволяет прояснить семантику анализируемых явлений в контексте народной культуры. В рамках сравнительного подхода в исследовании предпринимается последовательный анализ одного из региональных вариантов обрядовой жизни, представляющей составную часть татарской традиционной культуры. В локальных вариантах выявляется универсальный комплекс мировоззренческих представлений, культурных форм и его варианты. На данный момент региональные и локальные комплексы традиционной культуры этнографических групп в составе субэтноса казанских татар соотносятся с особенностями этнокультурного ландшафта региона. Сравнительный анализ позволяет выявить: механизмы трансляции этнокультурных традиций, степень сохранения универсальных и проявления специфических черт этнической культуры, степень подвижности и вариативности инноваций. В конечном итоге этот подход позволяет оценить адаптационный потенциал этноса в условиях формирования и функционирования регионального культурного комплекса. На сегодняшний день проведено экспедиционное обследование двух этнокультурных районов: нурлато-кайбицкого и камско-устьинского. В ходе экспедиций проводится изучение генезиса и трансформации трудовых традиций, системы мифологических персонажей, традиций, связанных с семьей, с воспитанием детей, системы культов в заговорно-заклинательной традиции татар.

^ Научные результаты:

- определена этническая территория татар Среднего Поволжья;

- составлена программа по изучению традиционной культуры татар данного региона с учетом комплексного подхода;

- проведена комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция;

- в ходе экспедиции собраны материалы по традиционной культуре татар камско-устьинского этнокультурного района;

- произведена научная обработка и систематизация полевых материалов;

- проведена частичная расшифровка собранных образцов и материалов;

- выявлена система жанров фольклора татар правобережья Волги (руководитель – Ф.Х. Завгарова);

- составлен тезаурус мифологических персонажей татар (руководитель – Л.Х. Давлетшина);

- выявлена структура семейно-бытового обрядового комплекса татар данного этнокультурного района (руководитель – З.М. Брусько);

- рассмотрена структура преданий, их тематическое многообразие и функциональное поле в исследуемой локальной традиции татар (руководитель – А.Д. Батталова);

- определена система детских подвижных игр, выявлены эмоциональные, ритмические, семантические особенности игр (руководитель – Л.Ш. Давлетшина);

- изучена историография вопроса изучения традиционной пищи татар, определена система источников для сбора материала (руководитель – Л.Ш. Давлетшина);

- определены особенности сбора материала по заговорно-заклинательной традиции татар; рассмотрены структурные компоненты заговора как окказионального обряда (руководитель - И.И. Хуснуллина);

- проведен сбор материала по теме «Ткачество татар Поволжья и Урала», рассмотрены особенности хозяйственной деятельности татар в связи с исследуемой проблемой. (Руководитель – Л.С. Чубукова).

1.2. Научно-исследовательская тема: «Особенности развития и функционирования татарского фольклора: традиции и современность». (2011-2015 гг.). Руководитель - доктор филологических наук, профессор Бакиров М.Х.

В рамках данной научно-исследовательской темы применяется комплексный подход к исследованию фольклора, который произрастает из истории самой фольклористики как науки. В течение долгого времени до появления фольклористики как самостоятельной науки фольклор изучался в рамках разных дисциплин: историко-филологических, этнографических и др. Формируясь в качестве самостоятельной дисциплины, фольклористика в известной мере использовала выработанные методы. Но не сумела в полной мере воспользоваться предшествующими достижениями, в результате чего фольклористика долгие годы рассматривалась как сугубо филологическая наука, что негативно повлияло на методологию этой науки.

В конце ХХ века фольклористика в связи с расширением понимания текста фольклора активно интегрирует знания из этнографии, филологии, истории, искусствоведения, семиотики, в результате чего формируются смежные сферы интересов, вызвавшие разноплановый симбиоз методов культурологии, антропологии, лингвофольклористики и др. наук. Междисциплинарный подход в изучении фольклора предполагает использование комплексного метода, так как его необходимость вытекает, прежде всего, из комплексного характера самого объекта и особенностей его функционирования. Каким бы ни был материал, средства и приемы выражения, содержание выражаемого во всех случаях проецируется в область народных представлений, верований, миропонимания, народной картины мира. Именно это содержательное единство диктует необходимость комплексного подхода к изучению традиционной культуры.

^ Научные результаты:

1. В ходе работ выявлено, что между различными языками и их носителями с глубокой древности существовали как генетические, так и культурные связи, которые образовались еще в обширном регионе Передней Азии, Ирана и Кавказа. Установлено, что предки унесли оттуда целый ряд исходных морфем-слов и праформы первоначальных теонимов. И позже на своих территориях вплетали их в свои мифологии, а также по образцу таких моделей создавали новые культурные традиции. (Руководитель – М.Х. Бакиров).

2. В отчетном году обосновано применение термина «мифологический текст» при изучении текстов, содержащих демонологические представления татар. Под мифологическим текстом принято понимать текст, который содержит сведения о демонологических явлениях в разных формах; содержит установку на достоверность этой информации; реализует мифологическую информацию в виде одной из ситуационных моделей, закрепленных в общественной памяти; рассматривается как текст речевого жанра, т.е. как текст, функционирующий в разных формах бытовой, полуобрядовой и обрядовой речи. (Руководитель – Л.Х. Давлетшина).

3. В ходе исследований разграничены понятия фольклор и псевдофольклор (на примере жанра песен 1930-х гг.); установлен потенциал этнолингвистики в исследованиях по фольклору; определены параметры социологического подхода к изучению татарского фольклора в 1930-е гг. (Руководитель – М.И. Ибрагимов).

4. Новая методология, примененная в исследовании, позволила рассмотреть в историко-сравнительном аспекте художественное мышление классиков татарской поэзии Г. Тукая, Һ. Такташа, Х. Туфана и ведущих поэтов современности Р. Файзуллина, Р. Хариса, Р. Мингалима, Сулеймана и др. в контексте фольклорно-литературных связей. Исследуя наследие поэтов начала ХХ века и творчество поэтов конца столетия, мы пришли к выводу, что, несмотря на резкие перемены в общественно-политической ситуации страны, татарская поэзия сумела сохранить основные параметры своей сущности: преемственность эстетических ценностей, менталитет родного народа, литературный язык… При этом определяющим внутреннюю сущность поэзии оставалась поэтика мифа, фольклорное стихосложение, арсенал изобразительно-выразительных средств, передаваемых из поколения в поколение поэтов. (Руководитель – Т.Н. Галиуллин).

4. Проведен сравнительный анализ научной литературы, посвященной истории этнографических групп татар (казанских татар, татар-мишарей, сибирских татар), разработана концепция и определена структура книги «Наследие научной мысли по истории формировании этнографических групп, диалектов и говоров татарского народа». (Руководитель – Ф.Ю. Юсупов).
1.3. Научно-исследовательская тема «Вопросы истории, традиционного исполнительского искусства в татарском музыкальном фольклоре» (2011-2015 гг.). Руководитель - кандидат искусствоведения Исанбет Ю.Н.

Вопросы соотношения слова и музыки, равно как и вопросы временного строя народно-песенного поэтического текста и народного напева в фольклористике – одни из центральных. В татарском этномузыкознании, однако, наличие устойчивого интереса к проблемам ритма не означает их исчерпанности или даже сколько-нибудь однозначного видения: обобщающие работы в данной области отсутствуют, рассеянные же по разного рода исследованиям наблюдения столь противоречивы, что само их многообразие едва ли не сводит на нет сам позитивный факт их существования. Разногласия касаются как вопросов типологических, связанных с определением ритмической природы татарских напевов, так и вопросов частного порядка, касающихся, например, принципов сегментации ритмических структур. Не являются исключением и вопросы методологические, от решения которых авторы зачастую отказываются, ограничиваясь указанием на моменты сходства в ритмическом устройстве напевов с той или иной системой временной организации. Речь идет не о заведомой неправильности или ненужности такого рода сопоставлений, а о том, что описание объективных закономерностей материала в таких случаях неявно подменяется констатацией наличия большего или меньшего числа «общих» характеристик, зачастую являющихся сугубо внешними. Вряд ли стоит говорить о том, что в подобной ситуации какой
бы то ни было системности в подходе к предмету исследования ожидать
не приходится, что и становится, в конечном счете, причиной наблюдаемой разноголосицы установок и мнений.

Методологической основой разрабатываемой темы является комплекс теорий и подходов, сложившихся в отечественном теоретическом музыкознании, фольклористике и литературоведении. Разработка вопросов времяизмерительной ритмики опирается на учение о ритме, сложившееся в современной музыкально-теоретической науке, и в первую очередь, в трудах М. Харлапа, В. Холоповой, М. Кондратьева. Рассмотрение музыкального языка в его историческом становлении производится в соответствии со стадиально-типологическим подходом, представленным в этномузыкологических и музыкально-теоретических исследованиях, в частности, трудах Э. Алексеева и М. Харлапа. Анализ ладомелодических особенностей народных напевов производится в соответствии с установками, сложившимися в трудах Х. Кушнарева, Т. Бершадской, Э. Алексеева. Морфологический анализ традиционных напевов осуществляется в соответствии с подходами, представленными в этномузыкологических трудах соответствующей направленности – в частности, исследованиях И. Земцовского, И. Мациевского. Рассмотрение татарских напевов как феномена традиционной культуры осуществляется с учетом разработок М. Нигмедзянова, Н. Альмеевой, Р.А. Исхаковой-Вамбы, З. Сайдашевой, Ю.Н. Исанбет и ряда других ученых.

^ Научные результаты:

1. На сегодняшний день научно описаны архивные документы известного немецкого композитора и этнографа А. Эйхенвальда; подготовлена к изданию монография «Композитор, этнограф А. Эйхенвальд» с дополнениями (7.5 а.л.); проведена работа с источниками в архивах, специализированных фондах научных, культурных, учебных центров г. Казани. (Руководитель – Ю.Н. Исанбет).

2. В ходе полевых исследований определен жанровый состав песенной культуры татар-кряшен Нижнекамского и Заинского районов РТ. На сегодняшний день в песенной культуре рассматриваемых кряшен наиболее сохранившимися являются семейно-обрядовые напевы: гостевые (диалоги хозяев и гостей дома), свадебные (песни родственников жениха и невесты, песни сватов), рекрутские и солдатские напевы. А среди неприуроченных жанров выделяются протяжные песни, такмаки, уличные. При сравнительном рассмотрении жанров, представленных в трудах М. Нигмедзянова и Н. Альмеевой, и жанрового состава песенной традиции рассматриваемой группы челнинских кряшен обращают на себя внимание два основных момента: во-первых, отсутствие в последней целого ряда жанров (авыл көйләре, озын түгәрәк уен көе, йөзек салу көе, бәетләр и т.д.), и, во-вторых, слабая сохранность календарно-обрядового комплекса и полное отсутствие «сезонно приуроченных напевов». (Руководитель – Камалова Э.Ф.)

3. Сформирована источниковая база исследования в ходе целевого выезда в Балтасинский район РТ. Определено, что фольклорная традиция исполнительства на гуслях находится в угасающем состоянии, репертуар сравнительно небольшой: деревенские напевы (“Субаш көе”, Биктәш көе”, “Арча”), танцевальные наигрыши. Произведена запись гусельных наигрышей, собраны сведения о бытовании гуслей в прошлом и настоящем. (Руководитель – Э.Р. Каюмова).
1.4. Научно-исследовательская тема «Мифологическая система татар Заказанья. I. Духи-хозяева домашнего пространства». Этап 2013 г.: «Этнолингвистический анализ мифологических текстов татар Заказанья» по договору № 13-14-16011 а/В/ 2013 (РГНФ) (2013-2014 гг.). Руководитель – кандидат филологических наук Давлетшина Л.Х.

Этнолингвистический анализ мифологического текста татар Заказанья предполагает: 1) описание “устройства” основной единицы мифологической системы - мифологического персонажа как инварианта, который реализуется в конкретных ареалах в совокупности своих вариантов, а в языке может иметь различные формы выражения от субстантивных до чисто предикативных; 2) обоснование понятия мифологической функции как минимальной единицы мифологической системы и составной части мифологического персонажа, а также описание механизмов и языковых форм ее реализации в диалектных текстах татар Заказанья; 3) выявление мифологических текстов, представленных кроме быличек, суеверных рассказов и преданий, традиционно причисляемых к сфере несказочной прозы, текстами поверий, фразеологических выражений, правилами поведения и их мотивировками, магическими приговорами и описаниями обрядов; 3) анализ мифологических текстов о духах-хозяевах домашнего пространства с целью выявления релевантных признаков и функций "домашних" персонажей; 4) определение частотности "персонажеообразующих" признаков на исследуемой территории; 5) выявление географии распространения мифологических персонажей, определение ареальной типологии их форм. Решение поставленных задач в ходе подготовки первой книги "Духи-хозяева домашнего пространства" издания "Мифологическая система татар Заказанья: Исследования и тексты" позволит описать мифологическую традицию татар Заказанья как целостную многоуровневую систему, начиная от ее первичных, наименьших единиц (функции и персонажа), кончая ее высшим уровнем - мифологическим текстом, в котором реализуются все остальные элементы. Данный подход к мифологической системе позволит в будущем построить полную классификацию персонажей народной демонологии независимо от языковых форм их воплощения в тексте. В ходе разработки вышеуказанного издания предполагается выявить и классифицировать весь корпус мифологических текстов, содержащих представления о многообразных мифологических персонажах в традиции татар Заказанья. Содержательная часть первой книги будет представлена научным описанием диалектных форм распространения духов-хозяев домашнего пространства по единому алгоритму изучения мифологических персонажей, а также публикацией аутентичных полевых текстов, выявленных в ходе выполнения проекта и содержащих сведения о названных персонажах. Научные статьи будут характеризовать представления о конкретном (например, йорт иясе (домовой), сарай иясе (хлевник) и др.) персонаже в мифологии татар Заказанья, принципы его номинации, основной круг мотивов, связанный с персонажем, диалектные особенности их распространения в регионе. Диалектные особенности персонажа проявляются в том, что в одних микротрадициях исследуемого региона некоторые из мотивов, связанных с персонажем, являются более частотными и актуальными для данного образа, а в других они становятся второстепенными или исчезают совсем. Издание "Мифологическая система татар Заказанья" носит научный характер, поэтому отбор текстов будет осуществляться по степени значимости для отражения всего многообразия вариантных форм местной демонологической традиции. В настоящем издании все тексты будут паспортизированы и даны в своем аутентичном виде.

Разработка концепции издания, формирование системы понятий и иерархической структуры материала, определение структуры издания позволило выстроить схему анализа фондового материала РЦРТК (Республиканского центра развития традиционной культуры) с целью определения корпуса диалектных текстов, содержащих сведения о мифологических представлениях татар Заказанья в целом.

Согласно плану проекта в 2013 года проводился сбор материала по архивным источникам, позволяющим раскрыть мифологические персонажи, характерные для национальной картины мира данной традиции на предыдущем историческом этапе, что позволяет дать сравнительно-исторический анализ современной ситуации. В ходе работы были исследованы фондовые материалы Республиканского центра развития традиционной культуры, которые включают аудио, видео и фотоматериалы комплексных фольклорно-этнографических экспедиций в Кукморский (2002), Балтасинский (2003), Мамадышский (2003), Арский (2004), Атнинский (2004), Сабинский (2004), Парангинский район Республики Марий Эл (2004), Рыбно-Слободский (2005), Лаишевский (2005), Пестречинский (2006), Высокогорский (2006), Тюлячинский (2006), Зеленодольский (2007); Елабужский (2008) районы РТ, произведена выборка мифологических текстов, содержащих представления о духах-хозяевах домашнего пространства (создание файловых данных, жанрово-тематическая классификация фондовых материалов; редактирование текстовых единиц).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconРегиональное общественное детское экологическое движение
«Зеленая планета», с 01 по 15 апреля 2014 года аоудод ур «Республиканский эколого-биологический центр» провёл республиканский этап...

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconТекстовый отчет районного организационно-методического центра мук...
Заведующий сектором культуры и архивного дела администрации Шемуршинского района

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconОтчет по результатам деятельности гбу сон со «цспсиД поселка Рефтинского»
Цель и задачи, поставленные перед учреждением на 2013 год, их исполнение, причины неисполнения

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconРабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственное
Программа составлена на основе авторской программы коллектива педагогов боу дод во «Вологодский областной детско-юношеский центр...

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconОтчет о финансово-хозяйственной деятельности Государственного бюджетного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития творчества детей и юношества «Жулебино»

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconОтчет о реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Сохранение...
Согласно закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» расходы на реализацию мероприятий...

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconОтчет о работе му «Отдел культуры, физической культуры и спорта администрации...
Координация деятельности учреждений культуры в целях проведения государственной (муниципальной) политики в сфере культуры

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconПоложение о Литературной викторине по произведениям А. С. Пушкина,...
Турная викторина по произведениям А. С. Пушкина проводится Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий...

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconПубличный отчет о результатах деятельности в 201 2 -201 3 учебном...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения...

Отчет о деятельности гбу «Республиканский центр развития традиционной культуры» iconПрограмма развития школьного музея (из опыта работы) Дом-музей Министерство...
«Программа развития (деятельности) школьного музея». Данные работы могут быть использованы руководителями школьных музеев, учителями,...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск