Города Омска «Гимназия №140»

Загрузка...





НазваниеГорода Омска «Гимназия №140»
страница1/11
Дата публикации09.07.2014
Размер1.27 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
top-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Омска « Гимназия № 140»
Согласовано (одобрено) УТВЕРЖДАЮ: на заседании научно-методического Директор бюджетного

совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения

протокол №____ города Омска « Гимназия № 140»

______ /Л.Г.Ефимова/

« » 2011г. « » ____________2011г.

м.п.

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол № ___ от « __»___ __20 г.

Рук. МО ____________________________

Основная образовательная программа

начального общего образования

в контексте ФГОС БОУ города Омска « Гимназия № 140»

(гимназия работает по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

^ Пояснительная записка

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

•Омска — в сохранении и развитии традиций города как научного и культурного потенциала России.

Образовательная программа начального общего образования БОУ г.Омска «Гимназия № 140» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика кадров БОУ г.Омска «Гимназия №140» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли курсовое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус БОУ г.Омска «Гимназия № 140» предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

^ Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

^ Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

^ Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в БОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

^ Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия № 140» раскрывает изменения, которые произошли на первой ступени школьного образования в соответствии с Федеральным образовательным стандартом. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

БОУ г.Омска «Гимназия № 140» берёт на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных во ФГОС: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»1.

С учётом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

Цели образования, поставленные БОУ г.Омска «Гимназия № 140», отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»

БОУ г.Омска «Гимназия № 140» осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

  • дифференциацией обучения и коррекционно-развивающей деятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

  • организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

2. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

    • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

    • умение добывать знания; развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

    • осознание своего незнания, умение найти допущенную ошибку и исправить её, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

    • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся, — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

    • сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

^ Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеурочной деятельности школьников изостудия «Солнышко», «Мои веселые нотки», «Волшебный мир бумаги».

3. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Особое внимание уделяется формированию интереса к языкам различных народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России.

4. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; чайная пауза (целебный чай); а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся, — проведение игр, работа за конторками, физминутка; В рамках внеурочной деятельности предусматриваются кружки «Азбука безопасности», «Аквааэробика».

5. Формирование учебной деятельности школьника.

Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается с помощью использования средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Её сформированность предполагает:

  • умения учиться («умею себя учить»);

  • наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»);

  • внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

  • элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель — формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

1. Личностно ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;

  • предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»,

  • обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2^ . Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3.^ Принцип педоцентризм2 предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определённого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4.^ Принцип культуросообразност предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника3. В рамках внеурочной деятельности предусматриваются кружок «Твори! Выдумывай! Пробуй!»

5.^ Организация процесса обучения в форме учебного диалог (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).

6.^ Преемственность и перспективность обучения. В БОУ г.Омска «Гимназия № 140» уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. Работа в данном направлении ведется по программе Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. В школе ведётся всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

^ 6. Условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования.


1. Кадровые условия реализации программы. Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники БОУ г.Омска « Гимназия № 140» имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, прошли повышение квалификации в соответствии с ФГОС и систематически занимаются научно-методической деятельностью; 80% сотрудников имеют награды правительства разного уровня и являются победителями различных педагогических конкурсов.

В педагогическом коллективе БОУ г.Омска « Гимназия № 140» есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психолог, педагоги предшкольной группы и ГПД, логопед, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

^ Состав и квалификация педагогических кадров БОУ г.Омска « Гимназия № 140». Высшее педагогическое образование имеют 96% педагогических работников, высшую квалификационную категорию имеют 59%, первую — 24%, вторую — 5% человек, 9% составляют молодые педагоги.

^ 2. Финансовые условия реализации программы. Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. При финансировании БОУ г.Омска « Гимназия № 140»используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчёте на одного обучающегося. Широко используется как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства. Большое внимание в БОУ г.Омска « Гимназия № 140» уделяется привлечению внебюджетных средств для повышения квалификации и укрепления материальной базы. Необходимое дополнительное финансирование для ресурсного обеспечения данной образовательной программы учитывается при формировании бюджета на текущий год.

Финансовая политика БОУ г.Омска « Гимназия № 140» обеспечивает необходимое качество реализации основной образовательной программы.

^ 3. Материально-технические условия реализации программы. БОУ г.Омска « Гимназия № 140» располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в БОУ г.Омска « Гимназия № 140» оборудовано: приобретён новый спортивный инвентарь, закуплена новая ученическая мебель в кабинеты, переоборудованы все рабочие места учителей, обновлена и дополнена медиа- и видеотехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение, кабинет психолога, логопедический кабинет. Имеется выделенная интернет-линия, разработан собственный сайт.

БОУ г.Омска « Гимназия № 140» располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.

Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

^ 4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основной образовательной программы начальной школы. В БОУ г.Омска « Гимназия № 140» разработаны и используются «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности», «Технология развития познавательных способностей на основе интеграции образовательного содержания», «Личностно ориентированная технология сопровождения».

^ 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы. Для реализации образовательной программы начальной школы в БОУ г.Омска « Гимназия № 140» используется комплекс интерактивных средств обучения (компьютеры в каждом кабинете, интерактивная доска— 1шт., мобильный компьютерный класс ) и обучающие программы по всем предметам.

Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ.

^ Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:

1) назначение ответственных за подпрограммы: формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, реализации общественного договора;

2) организация совместно с попечительским советом системы общественной экспертизы реализации программы;

3) организация информирования родителей о программе;

4) создание системы оценки результатов освоения образовательной программы;

5) подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета и попечительского совета.
^ Общая характеристика основной образовательной

программы начального общего образования
Основная часть образовательной программы начального общего образования состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения.

^ I. Учебно-методическое обеспечение программы

II. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и система их оценки

2.1. Формирование универсальных учебных действий. Даётся характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Выделяются различия между личностными, предметными и метапредметными результатами обучения.

2.2. Предметные результаты обучения. С учётом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

2.3. Содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

^ III. Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть). Также в разделе представлены основные направления внеурочной деятельности. На основе предложенного в данном документе учебного плана образовательное учреждение вносит в него коррективы с учётом типа школы, условий её функционирования, педагогического кадрового состава и др.

^ IV. Программа формирования универсальных учебных действий

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

^ V. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программы учебных предметов представлены в отдельных изданиях4.

VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

VIII. Программа коррекционной работы
^ I .Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Начальная школа 21 века», направленных на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Города Омска «Гимназия №140» iconСогласовано согласовано директор Начальник отдела департамента образования...
Акция «Письмо солдату» (далее акция) организована Центром социального проектирования «Мы вместе» на базе моу «Средняя общеобразовательная...

Города Омска «Гимназия №140» iconОсновная образовательная программа Департамент образования Администрации...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Города Омска «Гимназия №140» iconОтчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя...

Города Омска «Гимназия №140» iconБюджетное образовательное учреждение города омска
Составил: Зюзина Наталья Олеговна, учитель начальных классов, боу г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №132»

Города Омска «Гимназия №140» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Города Омска «Гимназия №140» iconАвтор: Голубева Лариса Анатольевна Полное название образовательного учреждения
Полное название образовательного учреждения: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №85»

Города Омска «Гимназия №140» iconБюджетное образовательное учреждение города Омска Гимназия №26
Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web  www)...

Города Омска «Гимназия №140» iconМеждународный выставочный центр
«Сибпарфюм-2008». Участниками выставки в этом году стали более 140 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула,...

Города Омска «Гимназия №140» iconЧетвертый Всероссийский конкурс "Солнечный круг"
Детский клуб «таис», боу г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» при поддержке департамента...

Города Омска «Гимназия №140» iconДва повода собраться вместе во внеочередной раз было у членов Ленинского...
Ленинского мо кпрф города Омска на минувшей неделе. В стенах райкома товарищи по партии поздравили своего надежного соратника Эмилию...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск