Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе

Загрузка...





НазваниеПояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе
страница1/10
Дата публикации28.09.2014
Размер1.65 Mb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 – 9 классах
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка» 5-9 классы » - Е.Д.Критской , Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

^ Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

      

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для ^ VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

^       Основные методические принципы построения программы V—IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

^ Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

^ Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

^ Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

^ Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая про­блематика концентрируется вокруг художественно-педагогичес­кой идеи — содержательного стержня урока

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

(государственный. стандарт 2004 г.)

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • богатство музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально -образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1..

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



^ 5 класс (35 ч) Пояснительная записка к рабочей программе по изучению музыки в 5 классе

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;

  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Учебной план школы на 2013-2014 учебный год.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений и предусматривает: устный и письменный контроль-1,индивидуальный опрос по карточкам-1,защита проектов-2, музыкальная викторина-1.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
^ Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, про­фессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зару­бежная, старинная и современная). Специфика средств худо­жественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

^ Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле доро­женька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

^ Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

^ Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

^ Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Пле­щеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка. Украинская народная песня.

Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. ^ Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Вол­шебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.

^ Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель;

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

^ Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

^ Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

^ Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

^ Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные ха­рактеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразитель­ном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастер­ская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразитель­ном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
^ Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чай­ковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахма­нинов.

^ Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

^ Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Кос­томарова.

Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

^ Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

^ Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленно­го фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

^ Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.

Прелюдия. М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.

^ Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рож­дественского.

Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

^ Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

^ Требования к уровню подготовки учащихся V класса

Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:


  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, те­атра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инстру­ментальной, сценической музыки; находить жанровые па­раллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального про­изведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, пись­менной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.


^ Календарно - тематическое планирование по музыке в 5 классе.

п/п



Тема урока



^ Кол-во часов



Тип урока




Элементы содержания и

виды учебной деятельности



^ Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители



Примечание


Дата

план

факт

1

2

3

4

5 ,

6

7

8

10

11

^ Раздел 1. Музыка и литература (17 ч). 1-ое полугодие



1

Что роднит му­зыку с литера­турой

1

Вводный

Урок изучения нового материала

(урок-лекция)



Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите­ратуры

.Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки

Хоровое пение «Сау бул жэй» Муз. .А Бакирова, сл.Р.Валиева.



Знать:

- что роднит музыку
с литературой;

- о том, что литература
дает жизнь огромной
области музыкального
искусства.

Уметь- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)




09.09.2013.




2

Вокальная

му­зыка Россия, Россия, нет слова красивей

1


Урок изучения нового материала (урок-лекция)

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

^ Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Пение (вокально-хоровая работа)

^ Знать- каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-проявлять навыки вокально- хоровой работы.

Устный опрос.

Хоровое пение





16.09.2013.



3

Вокальная

му­зыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах

1


Урок закрепления изученного

(урок-беседа)



Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение«Игенчене сэламлау»

^ Знать - каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-вызывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный )




23.09.2013.




4

Вокальная

му­зыка

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

1

Урок применения знаний и умений.

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

^ Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение. «Игенчене сэламлау» - народная песня.

^ Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от
песни, роль сопровож­дения в исполнении ро­манса и песни

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный )




30.09.2013.




5

Фольклор в

му­зыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»


1

Изучение нового материала


Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­нове различных лите­ратурных источников Хоровое пение.»Такмаклар» Слушание, анализ: сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А.Лядова (фрагменты)



^ Знать понятие про­граммная музыка. Уметь -анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад;

-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

Устный контроль.





07.10.2013.




6

Фольклор в

му­зыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

1

Урок закрепления изученного



Слушание и анализ: симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А.Римского-, Корсакова, тема Шахриара и Шехерезады.

Опера «Снегурочка», сцена «Проводы масляницы».

Пение «Каз канаты»-народная песня

^ Уметь-понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

Устный контроль.

«индивидуальный и фронтальный )




14.10.2013.




7

Жанры инстру­ментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою …»

1

Урок применения знаний и умений



Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Слушание, анализ: »Вокализ» С.В.Рахманинова:»Романс»-Г.В.Свиридова;

«Баркарола» - Ф.Шуберта.

Пение «Каз канаты»

^ Знать понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки;

проявлять навыки вокально- хоровой работы.

Устный контроль.

(индивидуальный и фронтальный )




21.10.2013.




8

9

Вторая жизнь

песни Живительный родник творчества.


2

Урок изучения нового материала

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством

Слушание и анализ: фортепианная сюита Э.Грига «Песня Сольвейг».

Пение и игра«Канат сату»

^ Знать основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах).

разучивание

Уплотненный урок 2ч

За 1ч

28.10.2013.





10

11

«Всю жизнь мою несу роди­ну в душе.

«Перезвоны» «Звучащие картины» и

«Скажи, откуда ты приходишь,

красота. .»

2

Изучение нового материал

(урок-викторина)



Колокольный звон в музыке. Звучащие картины Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Слушание и анализ: симфония «Перезвоны» В.А.Гаврилина; номера «Весело на душе», «Молитва».Пение «С чего еачинается Родина»

^ Знать значение коло­кольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи

Устный контроль.

«индивидуальный и фронтальный )


11.11.2013.

18.2013.


































12

Писатели и по­эты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

1

Комбинированный



Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов

татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин

Слушание и анализ музыки.

Интонационно-образное сопоставление музы­ки и литературных произведений.

Пение «Висла»-польская народная песня.

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про­изведения литературы;

-основные события из жизни и творчества композиторов

Уметь проявлять навыки вокально- хоровой работы.

Устный контроль.

«индивидуальный и фронтальный )




25.11.2013.

































  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки...

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного начального образования

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconАннотация к рабочим программа для 7 и 8классов Аннотация к рабочим программам по истории
Рабочая программа предназначена для преподавания курса «Английский язык» в основной школе по линии учебника Кузовлева В. П. ( 7-8...

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка к рабочим программам учителей-предметников литературное чтение
Климановой, В. Г горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена...

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconРабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для начальной школы...
Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по музыке составлена на основе...
Рабочая программа по музыке составлена на основе Программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка»

Пояснительная записка к рабочим программам по изучению музыки в 5 9 классах рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе iconРабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной...
Аннотации к рабочим программам мкоу «Старосельская оош» городского округа город Михайловка



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск