Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии






НазваниеГ. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии
страница1/13
Дата публикации25.01.2015
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Архив ММК / Тексты on-line // версия для печати







Г.П.Щедровицкий

Об одном направлении в современной методологии



Выступление в ИЗМИРАН 1974г. Обсуждаются вопросы: Что такое методология? В чем суть методологической работы? Какой должна быть методология, решающая современные социокультурные задачи?.. По содержанию текст удивительно актуален. Блестящий пример интеллектуальной полемики в исполнении великого Мастера.

(Доклад в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространениея радиоволн (ИЗМИРАН), 1974г. Опубликовано - Г.П. Щедровицкий. Философия. Наука. Методология. /М.: ШКП, 1997)

1. Предварительные замечания

2. Что такое методология?

3. В чем суть методологической работы?

4. Современная социокультурная ситуация

5. Какой должна быть методология, решающая современные социокультурные задачи?
Цель и задача моего сообщения - познакомить вас с кругом идей, выработанных в рамках одного направления советской методологии, очертить основные проблемы, которые стоят и обсуждаются в области основных интересов этого направления. Оно сложилось более двадцати лет назад, а именно в конце 1952 года, и с тех пор непрерывно развивается, увеличивая число публикаций и расширяя круг интересующих его тем.


   ^ 1. Предварительные замечания

Сам язык и стиль изложения будут для вас весьма непривычными, и поэтому потребуется максимум внимания и доброжелательности для того, чтобы мы могли довести это предприятие до конца. Вряд ли вы сейчас оцените всю значимость этого замечания, но я специально его подчеркиваю и обращаю на это ваше внимание, ибо от того, насколько вы проникнитесь духом доброжелательности, зависит все остальное.

Обсуждая проблемы методологии, мы не можем двигаться традиционным теоретическим путем - здесь в принципе неприемлемы теоретическая манера и теоретический стиль мышления и изложения. В частности, это означает, что я не могу и вообще нельзя начать изложение с каких-то теоретических принципов, постулатов или аксиом, а потом постепенно и последовательно выводить из них следствия, ориентируясь при этом на цель и задачу дать изображение некого объекта или некой действительности. Этот способ изложения, заданный существующими науками, в первую очередь естественными, и ставший для всех нас привычным, при обсуждении методологии и методологического мышления неприменим. Мне придется строить изложение совсем иначе.

Чтобы задать основания для нашей коммуникации, я прежде всего нарисую на доске некоторую "картинку", которую буду трактовать как онтологическую картину в нашем совместном мышлении и в нашей деятельности.

Несколько слов о самом термине "онтологическая картина" и о соответствующем ему понятии. Мы называем онтологической картиной такое изображение объекта рассмотрения, которое в определенном процессе мышления рассматривается как сам объект, т.е. полагается точным и адекватным, абсолютно соответствующим самому объекту. Такое изображение играет ключевую роль во всей совокупности знаний и, соответственно, текстов, которые будут здесь изложены: все они должны относиться к этой картине и оцениваться относительно нее.


   ^ 2. Что такое методология?

Отвечая на этот вопрос, я буду рисовать онтологическую картину. Это значит, что я буду нечто изображать на доске и одновременно характеризовать рисуемые мною элементы понятийно.

На мой взгляд, методология - определенный организм, или сфера, деятельности.

Говоря так, я подчеркиваю прежде всего, что это не совокупность знаний. Трактовать методологию как совокупность или систему знаний - а так это принято сейчас - нельзя.

Как сфера, или организм, деятельности методология включает в себя массу различных образований, которые мы можем рассматривать в качестве ее элементов. Заметим, что на своем языке я бы так не говорил; я бы сказал, что методология как сфера, или организм, деятельности включает в себя массу различных "организованностей". "Организованность" - особое понятие из системной парадигмы (иначе - из категории систем), но я не могу рассчитывать на ваше знакомство с этой парадигмой и поэтому пользуюсь весьма неточным и неподходящим к данному случаю понятием "элемент". Но оно привычно для вас и в первом приближении дает некоторое представление о том, что я изображаю на доске.

Итак, как сфера, или организм, деятельности методология включает в себя массу различных образований, которые выступают в качестве ее функциональных элементов; это будут цели и задачи деятельности, средства, процедуры, продукты и т.п. Я перечисляю все это сейчас "навалом", имея целью лишь одно - подчеркнуть обилие и разнородность всех этих образований. В совокупности они задают состав организма (или организмов) методологии и таким образом ее характеризуют. Но это в каком-то смысле вторичная характеристика, а главными и основными будут те процессы, которые конституируют методологию в ее специфике и в ее целостности.

Это - очень важное положение; вам и на него нужно обратить внимание, ибо в дальнейшем может возникнуть множество недоразумений из-за того, что вы будете неправильно понимать и толковать мои слова, не придадите им необходимого акцента и звучания. То, что я сказал выше, вытекает из принятого у нас представления о системах. Система может и должна характеризоваться с нескольких разных сторон, или, точнее, в нескольких разных планах: 1) как совокупность процессов, 2) как функциональная структура, 3) как определенная организация, или организованность, материала, охваченного этой структурой и этими процессами (можно говорить также о совокупности таких организованностей, объединяемых определенными процессами и соответствующей им структурой) и, наконец, 4) как морфология, на которой сложилась и существует рассматриваемая нами система.

Основными и определяющими являются, на мой взгляд, процессы - это я и выразил в предшествующем тезисе; именно процессы задают целостность системы и дают ей определенность. А характер и качество всех остальных планов существования системы определяются характером и качеством процессов

Сделав эти предваряющие замечания - они касаются применяемого мною способа анализа и представления методологии - я могу теперь, двигаясь систематически, зарисовать общую схему организма методологии. По ходу дела я буду пояснять то, что рисую.



Прежде всего я рисую трех индивидов, занимающихся методологической работой и образующих определенную группу и организацию. Мне неважно пока, сколько там будет индивидов; мне важно лишь подчеркнуть, что их много и что, следовательно, между ними существуют определенные связи и отношения, что они, следовательно, должны быть определенным образом организованы. Тем самым я фиксирую, пока лишь в косвенной форме, что эти связи, отношения и формы организации могут меняться и меняются в зависимости от тех или иных исторических условий.

Я предполагаю, что каждый из этих индивидов обладает определенной совокупностью способностей и интериоризованных средств. Я фиксирую наличие у них сознания с его разнообразными содержаниями и изображаю это в виде так называемого "табло сознания".

Я фиксирую совокупность так называемых неспецифических предметов; это - физика, химия, биология и т.п. Сюда же попадает математика, но не как научный предмет, а как конструктивно- технический предмет, как инженерия особого рода, занятая разработкой знаковых средств; это будет, следовательно, подразделение и служба семиотической инженерии.

Рядом я зарисую совокупность специфически методологических предметов с соответствующими им научными или квазинаучными теориями. Эту совокупность методологических предметов я буду потом обсуждать более подробно.

Я должен зафиксировать совокупность специфических целей и задач методологии, или, точнее, методологической работы. При этом я должен специально отметить, что цели и задачи методологической работы формулируются и ставятся самими методологами как бы изнутри методологической работы. Тем самым я хочу подчеркнуть, что специфически методологические цели и задачи не могут поступать в организм, или сферу, методологии извне, что они не могут ей задаваться другими сферами и организмами деятельности и не могут диктоваться потребностями других сфер. Цели и задачи методологической работы - это то, что создается самими методологами, что соответствует внутренним процессам и механизмам жизни организма методологии, это то, что возникает, если можно так выразиться, по внутренней логике самой методологической работы. На это я тоже прошу вас обратить внимание, ибо я уверен, что в дальнейшем вокруг этого разгорятся дискуссии, а недостаточно четкое понимание моих принципов и установок, без сомнения, приведет ко всевозможным недоразумениям.

Я должен ввести в схему и зарисовать то, что может быть названо (не по-ученому) "верстаком" методологической работы (по поводу понятия "верстак" см. Щедровицкий Г.П. О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967.). В данном случае употребление этого термина соответствует обыденному смыслу слова "верстак": это то, на чем работают, куда поступает самый разнообразный материал, где он смешивается и с помощью специфических средств работы формуется, приобретая отпечаток данного вида и типа деятельности. Все и любые из изображенных мною выше элементов-организованностей сферы методологии могут попасть на верстак и там преобразовываться и формироваться.

Кроме того, существует еще самый разнообразный материал, который может втягиваться организмом методологии извне, из всего того окружения, в котором она существует и с которым она может взаимодействовать и обычно взаимодействует. Чтобы быть ближе к моим собственным представлениям, нужно было бы говорить о той среде, в которой методология действует или на которую она воздействует, но употребление здесь более общего термина "взаимодействие" не очень искажает суть моих представлений.

Чтобы подчеркнуть, что методология представляет собой целостный и замкнутый организм, я обвожу все названные мною элементы-органи-зованности замкнутой линией, овалом, и прошу вас учесть, что в дальнейшем этот овал будет изображать именно целостность и замкнутость рассматриваемых мною методологических образований.

Предполагается также - об этом я уже говорил выше, - что все эти элементы-организованности как-то объединены и связаны друг с другом изнутри. О смысле этой связи я уже говорил: методологическая работа должна быть представлена прежде всего как совокупность процессов; именно эти процессы как бы "завязывают" все методологические образования в одно целое, создают и осуществляют сложную сеть зависимостей между ними. Если мы хотим каким-то образом зафиксировать, а затем аналитически и систематически рассмотреть эту сеть, то должны задать совокупность структурных связей и зависимостей между всеми элементами-организованностями, с одной стороны, и совокупность зависимостей между элементами-организованностями и целостностью сферы, или организма, методологии, с другой стороны.

Сейчас я не буду обсуждать всех этих связей и зависимостей - для этого я должен был бы сначала рассмотреть те процессы, которые задают и определяют жизнь самой методологии. Я лишь отмечу то, о чем уже было сказано выше, - связи и зависимости между разнообразными организованностями сферы методологии и "верстаком". Эти связи двусторонние: все и любые организованности попадают на верстак либо в качестве материала продуктивной формообразующей деятельности, либо в качестве средств, инструментов этой деятельности, а затем то, что создано, сформировано на верстаке методологической работы, распределяется по разным "местам", или ячейкам, функциональной структуры методологии и существует там в качестве тех или иных элементов-организованностей самой методологии.

Очерченная мною сфера задает функционирующую методологию. Но я, кроме того, могу говорить о разнообразных исторических линиях ее существования, в частности, о линиях происхождения, становления, развития, эволюции и т.п. и, соответственно, в той или иной форме фиксировать их на схеме. Я могу говорить, к примеру, о линиях исторической эволюции всей сферы методологии или о линиях исторического становления и развития тех или иных ее направлений и школ, имеющих статус организма. Я могу говорить об историческом развитии и эволюции целей и задач методологической работы. Точно так же я могу взять любой элемент, любую организованность сферы методологии, предположить, что они имели свою линию исторической эволюции, что эта эволюция складывалась из процессов, принадлежащих либо истории самой этой сферы методологии, либо истории внешних для нее организмов и сфер. Таким образом я привяжу к изображению моего объекта ряд как бы "шлейфов", которые в совокупности будут изображать и фиксировать разнообразные исторические процессы, в которых существовала и продолжает существовать сфера методологии.

Эта добавка очень сложным образом меняет всю картину. Теперь мы должны рассматривать взаимоотношения между процессами функционирования и процессами исторического развития и эволюции методологии, причем должны понимать, что методология существует как в одних, так и в других, что процессы как одного, так и другого рода определяют ее структуру и организацию. Мы должны учитывать, что существует очень много разных исторических линий эволюции, и мы должны как-то уметь объединять и синтезировать их при описании сферы методологии.

Теперь я должен как бы отойти в сторону, встать в рефлексивную позицию и спросить себя: а что же я собственно сделал? Я начал с утверждения, что методология должна рассматриваться не как совокупность или система знаний, оцениваемых по отношению к некоторому объекту, а как особая сфера деятельности, особый организм деятельности. Затем я нарисовал, изобразил основные элементы-организованности этой сферы и в дальнейшем буду рассматривать это изображение как сам объект, который существует вне нас, независимо от нас, который мы можем видеть (в силу того уже, по крайней мере, что все это нарисовано и изображено) и который мы можем анализировать, характеризуя те или иные аспекты жизни методологии.

Но самое главное состоит в том, чтобы вы представили себе методологию как сферу нашего непрерывного действования, нашей жизни и чтобы вы постарались отнестись к этому соответствующим образом - как к жизни и жизнедеятельности какой-то внешней для вас группы людей; в этом вся суть. Вы, следовательно, должны рассматривать методологию не как совокупность или систему знаний, с которой вы можете познакомиться, которую можете взять, заимствовать, которой вы можете воспользоваться в тех или иных ситуациях, а как жизнь и деятельность других людей, которую нельзя взять и которой нельзя пользоваться, которую можно лишь наблюдать как нечто объективно существующее и от вас независимое.

Отношение к методологии должно быть иным, нежели известные и традиционные для нас отношения к знаниям: можно, к примеру, поставить задачу управлять этой деятельностью людей, направлять ее в ту или иную сторону, превратить эту деятельность в некую производящую машину для кого-то - такие цели и задачи вполне допустимы и возможны. Может быть и другая цель: войти внутрь этой сферы, постараться освоить стиль и способ этой жизни, стать ее элементом и организованностью и в дальнейшем жить и действовать внутри методологии. Но это, как вы хорошо понимаете, будет уже изменением специальности и профессии. Вот что нужно хорошо понять, ибо в этом - самое главное, в этом - суть.

Чтобы подчеркнуть процессуально-деятельностный характер представленной таким образом методологии, чтобы зафиксировать, что все дело здесь не в знаниях, которые можно брать и которыми можно пользоваться, а в определенных способах и в определенном стиле жизни и деятельности, что все дело в некоторой специфической технологии жизни и деятельности, я введу в мой рисунок еще особый блок методов и методик методологической работы, тот блок, который самым непосредственным образом определяет технологию и специфику методологической работы - поместив его рядом с группой специфически методологических предметов. И вы должны помнить, что это, наряду с верстаком, есть самый главный и существенный блок - во всяком случае в контексте нашего обсуждения.

В дальнейшем я буду обсуждать устройство, или структуру, нарисованного мной и уже отчасти охарактеризованного организма, характер и функционирование тех или иных его блоков, тип существующих в нем связей и т.д., и т.п. Одним словом, я постараюсь дать вам как можно более ясное и отчетливое представление об указанном мною объекте.

На этом я кончил первый смысловой кусок своего сообщения, готов выслушать вопросы и ответить на них
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconГ. П. Щедровицкий Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной...
Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной к оргдеятельностной методологии анализа

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconГ. П. Щедровицкий Перспективы и программы развития смд-методологии
Я буду говорить вещи, которые я говорю на протяжении последних лет. И в этом смысле всем тем, кто надеется услышать что-нибудь новенькое,...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconТема Актуальные проблемы современной макроэкономики Становление и...
Становление и развитие макроэкономических исследований. Особенности методологии и аналитического аппарата. Макроэкономическая статика...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика»
...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconАрмавирская государственная педагогическая академия
...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconАрмавирская государственная педагогическая академия
...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по выбору 2
...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconПлан издания литературы в 2013 г оду Наименование структурного подразделения
Практикум позволит сформировать исследовательские навыки к статистической оценке и анализу макроэкономики посредством изучения основных...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «case-средства проектирования информационных систем»
...

Г. П. Щедровицкий Об одном направлении в современной методологии iconМ. М. Бахтин и проблемы методологии
М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания: Сборник научных статей / Отв ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск