Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Загрузка...





НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации12.02.2015
Размер60.7 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Культура > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

всероссийский интернет-конкурс

педагогического творчества

(2012-2013 учебный год)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«дЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10»


нОМИНАЦИЯ КОНКУРСА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ
статья
нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографии


АВТОР: тИМЕРГАЗИН вЛАДИМИР Хаметович, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ хореографии МБОУ ДОД «ДШИ №10», высшая каТЕГОРИя
^ МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МБОУ ДОД «ДШИ №10», город Тайга кемеровской области, ул. Кирова, д.47

Во все времена развития человечества, от первобытного строя и до сегодняшних дней, вопросам воспитания подрастающего поколения уделялось огромное внимание. Каждая эпоха приносила свои новшества, актуальные для данного времени. Одним из звеньев воспитательной системы была хореография.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, которое способствует воспитанию, отражая окружающую жизнь в художественных образах, доставляет человеку нравственное наслаждение, пробуждает в нем художника, способного творить и вносить красоту в нашу жизнь.

Исторически сложилось так, что к танцевальному искусству у каждого народа вырабатывался свой подход и отношение. Приведем несколько примеров.

В Древнем Китае за тысячи лет до нашей эры уже существовала академия танца, задачей которой была не столько подготовка артиста, сколько воспитание культурного человека, умеющего вести себя согласно этикету перед правителями. В Древней Греции, в Спарте хореография носила утилитарный характер. Хореографические упражнения являлись основой физического воспитания. Знаменитый философ античности Гомер считал, что «ничто так не развивает человека, как хореография». В Древнем Египте, как и в Индии, танцы носили религиозный характер, были непременными составляющими праздников и обрядов, прославляющих богов.

На Руси только при Иване Грозном впервые была набрана группа детей из 20 человек для «плясания на канате», первым наставником которых был Иван Ладыгин, работавший в Потешной Палате и получавший жалование из государственной казны. Более серьезное отношение к хореографии как к виду искусств сложилось только в эпоху правления Петра Первого, когда были открыты первые театры, школы и училища.

Современность диктует новые задачи, новые требования к личности с учетом того, что жить приходится в более сложных условиях материальной и духовной жизни общества.

Сейчас принято считать, что воспитание – это прежде всего управление духовным саморазвитием человека. Воспитание – процесс, начинающийся с самого раннего детства. Соответственно и все методы воспитательной работы должны быть направлены на развитие ребенка как активной и духовно развитой личности.

В этом смысле возможности различных видов искусств особенно актуальны. На практике доказано, что систематическое занятие любым из видов искусств закладывает фундамент нравственных и эстетических ценностей личности, особенно детей. Среди видов искусств, как средство нравственного воспитания, именно хореография занимает особое место, ведь занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, но и развивают нравственные качества личности, фантазию, образное мышление.

Но главное – это не просто обогащение детей знаниями, а концентрирование этих знаний в единое мировоззрение.

Хореография дает широкий простор для развития и реализации творческих способностей детей. Позволяет, наряду с традиционной исполнительской практикой, внести в систему танцевального обучения и воспитания такие виды творческой деятельности, как импровизация, сочинительство и др. Подготовка юных танцоров – нелегкий процесс, связанный с рядом трудностей и проблем как материально-практических, так и нравственно-эстетических. В первую очередь – это процесс воспитательный, когда в задачу педагога входит не только обучить ребенка элементам хореографии, но и привить ему чувство ответственности, прилежание к работе, трудолюбие, организованность, помочь сформировать эстетический вкус и расширить кругозор.

Все эти качества закладываются в детском возрасте. В этом плане большое значение приобретает обучение и воспитание детей в специализированных учебных заведениях дополнительного образования детей. Например, хореографические отделение школы искусств, обучаясь на котором ребенок, помимо основных специальных дисциплин, получает целый комплекс знаний и навыков в различных сопутствующих видах искусств (в отличие от самодеятельных кружков, в которых дети получают «однобокое» развитие).

Образование на отделении хореографии предусматривает освоение целого ряда взаимодополняющих друг друга предметов.

1) ритмика – соответствие музыкальному ритму и темпу, воспитывает способность продуктивно работать в коллективе, располагает к общению и доброжелательности.

2) На уроках классического танца буквально «вылепливаются лебеди из гадких утят». Классические позы, арабески, элементарные движения сложны своей простотой. Их красота прошла испытание временем, стерла географические, национальные и расовые границы. Помимо умения владения своим телом, вырабатывается грациозность движений, закладывается эстетическое восприятие, на основе знакомства с мировой художественной культурой формируется духовно-нравственный потенциал, развиваются широкие познавательные процессы и потребности. Занятия проходят в музыкальном сопровождении, в живом исполнении дети знакомятся с лучшими примерами шедевров мирового музыкального искусства.

3) В ходе занятий народным танцем воспитание проводится в духе дружбы, взаимопонимания, патриотизма и трудолюбия. Ученики знакомятся с музыкой, обычаями, этикой, трудовыми и бытовыми особенностями того или иного народа, прививается любовь и уважение к национальным культурным традициям.

4) Современный танец дает детям возможность ознакомиться с последними направлениями развития хореографического искусства и разнообразить занятия. Появляется больший простор для проявления творческих задатков юного хореографа, идет его духовно-эмоциональное обогащение и раскрепощение.

5) Такая дисциплина как «Подготовка репертуара (ансамбль)» способствует ознакомлению с нормами нравственности, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплинированности, сплоченности, выдержки, долга и ответственности за конечный результат – концертное выступление. Недостаточно качественная подготовка или неорганизованность одного исполнителя в итоге может подвести целый состав ансамбля.

6) Теоретический цикл лекций «Беседы о хореографии» знакомит юных исполнителей с историей развития хореографического искусства. В качестве наглядного дополнения используются видеозаписи балетных и театральных постановок. Большое значение приобретают организованные посещения детьми концертов признанных мастеров сцены.

7) Самым тесным образом танец связан с музыкой. Музыкально-эстетические переживания ребенка не должны оставаться изолированными, а связываться со всей его духовной и физической жизнью.

Сложно представить хореографа в абсолютной степени не знающего музыкальной грамоты и не владеющего хотя бы основами игры на музыкальном инструменте. С целью разностороннего образования и привития основ нравственной культуры детей в курс обучения введены такие предметы как «Музыкальный инструмент» и «Музыкальная грамота и слушание музыки».

Таким образом можно сказать, что хореография обладает огромными возможностями для полноценного духовно-нравственного совершенствования ребенка, для развития его творческих способностей и потребностей. А ведь именно творческое начало рождает в ребенке живую фантазию и воображение, желание сделать что-то новое и по-новому, заставляет стремиться вперед к лучшему и совершенному.
Список литературы

  1. Аммосова, Е.Е. Народные истоки творчества / Е.Е.Аммосова. Якутск: Кн. изд-во, 1994. - 120 с.

  2. Ваганова, А.Я. Основы классического танца // Ваганова А .Я. 5-е изд. Л.: Искусство, 1980-192 с.

  3. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца. / В.М.Пасютинская. М.: Просвещение, 1985.-223 с.

  4. Пуртова, Т.В.Учите детей танцевать. /Пуртова Т.В. -М.: Владос,2003.-256с.

  5. Рубинштейн, Н. Психология танца // Рубинштейн, Н. М.: " Маренго", 2002.-496-500с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса (педагогические идеи и технологии: профессиональное образование)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Щербицкая Владлена Сергеевна, педагог-психолог мбдоу №1 «Колокольчик» г. Новоалтайска

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Дорофеева Наталья Николаевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Проняхина Наталья Равильевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Тема: педагогический проект по формированию толерантности у детей 7-го года жизни



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск