Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70

Загрузка...





НазваниеУчебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70
страница1/7
Дата публикации20.01.2014
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-тематическое планирование
top-bal.ru > Литература > Учебно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7
Русская литература 7 класс

Учебно-тематическое планирование

Количество часов 70

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ - 2 ; развитие речи - 6 ; внеклассное чтение - 7

Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г.
Учебник «Русская литература для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы», часть первая, вторая под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г.



  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе проекта федерального компо­нента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики.

Составители ориентировались также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и под редакцией В. Я. Коровиной, что позволило расширить спи­сок писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу вклю­чены также произведения зарубежной классики.

^ Цели и задачи изучения русской литературы

Задача курса — познакомить учащихся татарских школ с образ­цами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников инте­рес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определя­ют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татар­ской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной по­зицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произве­дений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой.
Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учи­тывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности кон­фликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эс­тетическую направленность анализа и выявить не только конкрет­но-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образова­ния являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произве­дений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоя­тельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);

  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.

^ Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие обще­человеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школь­никам; интерес учащихся к произведениям.

Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Н. С. Леско­ва, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толсто­го, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока, ранее изучавшиеся в школе. Многие произведения этих авторов впервые включены в программу. Широко представлена в программе поэзия В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фе­та, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, «серебряного века», а также 4
А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твар­довского, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова и других поэтов. Зна­чительное место в программе занимают произведения И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, Е. И. Носова, А. В. Вампилова, В. И. Белова, В. Г. Распутина, Ч. Т. Айтматова, К. Г. Паустовского и других писателей, которые изучаются как в средних, так и в старших классах.

Концентрически-хронологическое расположение материала в программе 5—9 классов позволяет знакомить учащихся с произ­ведениями указанных авторов на каждой ступени литературного образования. Крупные эпические произведения программа рекомен­дует изучать в сокращении либо отдельные главы.

По-новому решается проблема изучения зарубежной литературы, с которой учащиеся знакомятся в течение всех лет обучения в школе. Программа 10 класса включает и список произведений для бесед по современной литературе, с которыми учитель может познакомить учащихся в связи с изучением соответствующих тем программы. Часть произведений может быть прочитана учащимися в конце курса 10 класса.

Необходимо учитывать, что уроки-беседы по современной лите­ратуре носят ознакомительный характер. Беседа по произведениям В. П. Астафьева, К. Д. Воробьева, В. Л. Кондратьева, Ч. Т. Айтма­това, А. В. Вампилова, Е. И. Носова, А. И. Солженицына, В. Г. Рас­путина и др. поможет учащимся сопереживать трагедию и подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, осмыслить судьбу крестьянства, осознать сложность положения человека в то­талитарном обществе.

В ходе беседы по произведениям современной литературы важно показать учащимся ее связь с прогрессивными традициями лите­ратуры прошлого, раскрыть художественно-эстетическое богатство литературы последних десятилетий.

Программа предполагает ознакомление учащихся с критическими статьями В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, Н. Н. Стра­хова, а также с работами современных критиков.

Программа 5—9 классов включает ряд разделов: устное народное творчество (изучается в 5, 6, 7 классах); русская литература XIX века; русская литература XX века, зарубежная литература.

В 5 классе изучаются в контексте «диалога культур» русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки; в 6 классе — былины; в 7 классе — русские народные исторические и лириче­ские песни. В связи с изучением народных сказок учащиеся знако­мятся и с авторскими сказками — А. С. Пушкина, С. Т. Аксакова,К. Г. Паустовского, сказками зарубежных писателей — Ш. Перро, Х.-К. Андерсена.

Впервые в программу включены мифы древних славян (6 кл.). В новой программе расширен материал по древнерусской литерату­ре: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня» (6 кл.). В 9 классе рекомендуется изучать «Слово о полку Игореве» (в сокращении).

Литература XVIII века представлена творчеством М. В. Ломоно­сова и Г. Р. Державина (классицизм); комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль»; повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и произ­ведением А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (сентиментализм).

Произведения в 5—9 классах сгруппированы на основе их про­блемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хро-нологический принцип расположения материала. Литературные про­изведения в 10—11 классах изучаются в контексте всего творчества писателя, в их взаимосвязи с другими произведениями и с некоторы­ми этапами историко-литературного процесса.

Художественные произведения в программе 5—9 классов распреде­ляются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произве­дений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Про­изведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются; их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

При построении курса учитель может переносить произведения из одной рубрики в другую, устанавливать последовательность и разра­батывать методику их изучения.

Художественные тексты в программе 10—11 классов распределены по двум рубрикам: 1) для чтения и изучения и 2) для самостоятель­ного чтения. Учителю дается право, исходя из собственной читатель­ской и эстетической позиции, эстетического вкуса, заменять часть произведений в курсе каждого класса, что позволяет более свободно и раскованно определяться в своем выборе. Учащимся ежегодно реко­мендуется выучить наизусть не менее 10—12 стихотворений, а также отрывки из прозы и поэм.

В программе содержатся элементарные сведения по теории лите­ратуры, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художе­ственным произведением.
В раскрытии определенного понятия программа рекомендует при­держиваться следующей последовательности:

  1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

  2. Общее представление о признаках этого явления.

  3. Определение понятия или установление его характерных при­знаков.

  4. Закрепление существенных признаков понятия или его опре­деления.

  5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

  6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми призна­ками (см.: Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литерату­ры...— М., 1999.— С.267).

Программа не предполагает глубокого изучения биографии пи­сателя учащимися 5—9 классов. В этих классах учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углубле­нию восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения. Биография писателя подробно изучается в 10—11 классах.

Программа определяет основные требования к знаниям и умениям учащихся 5—9 и 10—11 классов, согласно которым к концу 9 класса они должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев про­изведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуаль­ное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического язы­ка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения на литературные и публицистические темы; выразительно читать басни, стихотворения, отрывки из прозы; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Учащиеся, завершающие литературное образование в 11 классе, должны владеть критериями оценки художественных произведений; уметь характеризовать главных героев произведений; знать их основ­ные проблемы и художественные особенности; самостоятельно оцени­вать непреходящее, общечеловеческое значение произведений.

Важно также, чтобы выпускники освоили необходимый минимум знаний по теории литературы, которые помогают читателю интерпре­тировать и оценивать художественное произведение, его образность, особенности композиции представление о жизни и деятельности выдающихся русских и зару­бежных писателей.

Программа также предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участ­вовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произве­дения, включенного в программу. Как писала М. А. Рыбникова, «нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...» (Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.— С. 58).

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их чита­тельского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литера­туры, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

онной структуры. Выпускники должны иметь представление о жизни и деятельности выдающихся русских и зару­бежных писателей.

Программа также предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участ­вовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произве­дения, включенного в программу. Как писала М. А. Рыбникова, «нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...» (Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.— С. 58).

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их чита­тельского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литера­туры, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.
^ Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

^ Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XIX века.

32

^ Из русской литературы XX века.

19

Зарубежная литература.

3

^ Уроки развития речи

6

Урок контроля

2


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconУчебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Класс...
Планирование составлено на основе Программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы,...

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconКалендарно-тематическое планирование на 2013- 2014 учебный год по...
Планирование составлено на основе программы: Образовательная система «Школа России»

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconТематическое планирование № п/п Глава, раздел программы Количество часов в том числе количество
Термометр. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconПояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconПояснительная записка Состав учебно-методического комплекса
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении года, всего 35 учебных часов

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconУчебно-тематическое планирование. Приложение 2 №п/п Наименование разделов и тем Всего часов
Вспомнить имена некоторых немецких персонажей, охарактеризовать их, используя известные ро. Повторить лексику по теме «Семья», «Летом...

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconУчебно-тематический план Наименование разделов/тем Количество часов Формы контроля всего

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 а классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 а классе. Количество часов в неделю – Учитель: Гатаева И. А

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconУчебно-тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов

Учебно-тематическое планирование Количество часов 70 Всего 70 iconТематическое планирование по литературе в 5 классе
Всего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них рр – 1ч.; Внеклассное чтение – 3 ч.; Икт – 38ч



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск