Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр






НазваниеСергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр
страница1/39
Дата публикации21.09.2013
Размер4.85 Mb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Алла Сергеева

РУССКИЕ

Mirknig.com

стереотипы поведения

традиции

ментальность

Четвертое издание, исправленное

Москва

Издательство «Флинта»

Издательство «Наука»

2006

УДК 39

ББК63.5(2)

С32

Сергеева А.В.

С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность /

А В Сергеева — 4-е изд., испр — М.: Флинта Наука, 2006. — 320 с. ISBN 5-89349-626-4 (Флинта) ISBN 5-02-033003-5 (Наука)

«Странные все-таки эти иностранцы!» — уверены русские «Ну и странные же эти русские!» — думают те в ответ Почему то, над чем смеются европейцы, русским смешным не кажется? Почему русские дружат, влюбляются, растят детей, веселятся и горюют иначе, чем другие народы? Почему вежливые улыбки иностранцев у них вызы­вают недоверие, а бережное отношение к деньгам — насмешки?

За долгие годы преподавания русского языка иностранцам в МГУ, вузах Ханоя, Тампере и в Сорбонне этих и других вопросов у Аллы Васильевны Сергеевой, кандидата филологических наук, автора многих учебников и пособий, накопилось немало (последние 14 лет она живет в Париже)

Эта книга — попытка в доступной и увлекательной форме дать соб­ственные ответы на эти вопросы А Сергеева опирается в ней как на личный опыт, так и на данные историков, этнографов, психологов, статистиков, приводит сравнения с другими народами Эта книга — своеобразное зеркало российского менталитета в его традиции и эво­люции

УДК 39 ББК 63 5(2)

ISBN 5-89349-626-4 (Флинта)

ISBN 5-02-033003-5 (Наука) ® Издательство «Флинта», 2004

Содержание

Введение 6

Часть первая. Общечеловеческие ценности:

что нас объединяет? 10

§ 1 Предварительные ориентиры

(дезориентиры) внешность, язык 10

§ 2 Уважение к интеллекту и к умным людям 13

§ 3 Любовь к родине 16

§ 4 Чувство юмора 17

§ 5 Желание быть счастливым 22

Часть вторая. Традиционные этнокультурные

особенности русских: между Востоком и Западом 30

Глава 1 Материальная культура и образ жизни русских 33

§ 1 Жилищная проблема в России 33

§ 2 Дом, жилье, квартира и обстановка 40

§ 3 «Чистота — залог здоровья» 47

§ 4 «С легким паром!» 49

§ 5 Животные в доме 54

§ 6 Городской транспорт, пешеходы и машины 55

§ 7 Магазины 60

§ 8 «Щи да каша — пища наша» 63

§ 9 «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти» 68

§ 10 Блеск и нищета российских ресторанов 73

§ 11 Досуг, развлечения россиян 77

Глава 2 Стереотипы бытового поведения

и образ жизни русских 81

§ 1 Стиль поведения и манеры русских 81

§ 2 Общительность русских 90

§ 3 Об улыбке 92

§ 4 «Милости прошу к нашему шалашу» 94

§ 5 Семейные отношения в России 98

§ 6 Семья отцы и дети Родственные связи 102

§ 7 Муж и жена в семье социальные роли 105

§ 8 Положение женщины в российском обществе 113

§ 9 Браки с иностранцами 119

§ 10 «Близкий сосед лучше дальней родни» 125

§ 11 О «кукише с маслом» и других жестах 127

§ 12 Приметы, суеверия, предрассудки 130

Глава 3 Традиционные установки сознания

и социального поведения русских 135

§ 1 Психологические особенности русского архетипа 136
§ 2 Установки в русском сознании,

или Сложные последствия простых причин 143

§ 3 Фатализм 150

§ 4 Об отношении к свободе личности 153

§ 5 Существует ли «русский коллективизм»? 155
§ 6 Клановая система

в современном российском обществе 159
§ 7 Отношение к власти

и чувство государственности 162

§ 8 Правосознание русских 167
§ 9 Поведенческие стереотипы

в отношении к собственности 171

§ 10 Отношение к «начальству» 174

§ 11 Традиционное отношение русских к иностранцам 177
§ 12 Отношение к идее времени

и способ его организации 184

§ 13 Конфессиональные особенности русских 188

§ 14 Феномен российского пьянства 192

Часть третья. Современные социокультурные

ценности русских 200

§ 1 Новые реалии и ценности в постсоветской России 200
§ 2 Безопасность и состояние законности

в современной России 204

§ 3 Разные поколения россиян 211

§ 4 Россияне и предпринимательство 216
§ 5 Как население России оценивает

свое материальное положение и социальный статус? 218

§ 6 Кто такие «новые русские»? 224
§ 7 Какие моральные ценности важны

для современных россиян? 229

§ 8 Нравственность россиян вчера, сегодня, завтра? 233

§ 9 Как россияне относятся к государству? 239

§ 10 Как россияне относятся к капитализму? 243
§ 11 Как россияне относятся

к различным социальным группам? 246
§ 12 Как современные россияне

относятся к свободе и демократии? 247

§ 13 Отношение россиян к деньгам 252
§ 14 Как современные россияне

воспринимают самих себя? 255
§ 15 Как сейчас россияне

относятся к другим странам? 260

4

Часть четвертая. Деловое сотрудничество

с русскими 269

§ 1. Участие Запада в российском производстве 269

§ 2. Стиль делового общения 270

§ 3. Деловое сотрудничество

и проблема пунктуальности и точности россиян 274

§ 4. Отношение россиян к труду 276

§ 5. Способ получения информации 278

§ 6. Манера работать и поведение на рабочем месте 279

§ 7. Отношения между руководителем

и его подчиненными 281

§ 8. Психологические особенности

современных российских предпринимателей 285

Заключительная глава 290

Полезные советы тем,

кто собирается работать в России 298

Результаты опросов общественного мнения 301

Библиография 306

Примечания 310

ВВЕДЕНИЕ

«Как на что взглянешь, так то и видишь» Русская народная пословица

В последние годы растет интерес к России, ее обитателям — и у иностранцев с их идеями о «загадочной русской душе», и у са­мих русских. Известно, что на Западе славяне воспринимаются как люди непонятные и непредсказуемые, оттуда и пошел гулять термин «славянская душа». С открытием границ многим россиянам удалось побывать за пределами родины, и это в немалой степени, как ни странно, «повернуло» их к самим себе. Они все чаще зада­ются вопросом: почему, чем мы так непохожи на «них»? Этот воп­рос звучит при проведении круглых столов и во время дружеских застолий, он стал «сквозным сюжетом» популярных ток-шоу на телевидении. Однако ни брошюры, ни круглые столы или ток-шоу по этой теме не дают ясного понимания, а только запутыва­ют читателя (зрителя), утверждая его в мысли о непознаваемости объекта — характера русского человека. В пылу дискуссий произ­носится (пишется) много несправедливого и несуразного о рус­ских людях, их образе жизни и ментальности.

Впрочем, тема действительно непростая. Если выхватывать из контекста жизни отдельные черты русского характера или обра­за жизни и механически сравнивать их с западными «стандарта­ми», то неминуемо возникнет лавина вопросов. Среди них и давно мучающие самих русских: например, почему при такой колос­сальной территории и природных богатствах россияне беднее жи­телей «цивилизованных» стран? Ведь не только же дураки-пра­вители и дороги виноваты в этом? И почему экономика России развивается «скачками»: иногда делается рывок вперед, а затем все расслабляются, и — обвал. Что это: результат глупого руко­водства, чья-то злая воля или закономерный итог развития? А может быть, это связано с нашей традицией перекуров во время рабо­ты, нашей «обломовщиной» или чем-то еще?

И вообще, что такое Россия: Восток или Запад! При этом главное не столько в самом географическом положении России

(оно понятно), сколько в характере ментальности1 россиян. Чего в них больше: «западного» или «восточного»? На каком этничес­ком типе основана психика русского человека? Каждому рус­скому ясно, что «Восток— дело тонкое», но тогда что же мы взяли с Востока? Ведь сами себя ругаем на чем свет стоит имен­но за отсутствие этой «тонкости» и гибкости. Можно ли найти ключ к коду русского характера2! И если он существует, то не меняется ли он под воздействием последних исторических пере­мен в России? И еще: справедливо ли называть русского человека «совком» ? Почему россияне так страстно стремятся попробовать «вкус жизни» в иных странах, не скрывают своего восхищения перед западной цивилизацией? Они видят во сне, как заклю­чить контракт с иностранной фирмой, массово женятся и выхо­дят замуж за иностранцев, радостно покидают родину, устав от превратностей жизни на ее просторах... Они заселили уже пол­мира. И вместе с тем они редко способны укорениться на новых местах и избавиться от ностальгии по родине. Вот говорят, что «русские» — большие коллективисты, но тогда почему они так редко помогают друг другу за границей, почему не образуют «русских общин», как это делают другие апатриды во всем мире? В конце концов, они коллективисты или индивидуалисты, патри­оты или наоборот?

И откуда у них идут такие чисто «русские странности» в бытовом поведении, шокирующие иностранцев: например, они склонны к тоске (слово, непереводимое на другие европейские языки), у них часто мрачное выражение лица, лишь иногда освещаемого улыбкой. При этом никто, как они, не любит оттянуться по полной программе, отдохнуть с друзьями — с обязательным ал­коголем и буйным весельем, причем в таких местах, где иност­ранцу и в голову не придет «расслабляться». К подобным рус­ским странностям относят и то, что они могут опоздать на встречу (в том числе деловую), нарушить сроки исполнения работы и свои обязательства, могут забыть вернуть взятое в долг... Не значит ли это, что с русскими вообще лучше не вступать в деловое парт­нерство?

Вот только некоторые вопросы, которые задает себе каждый думающий россиянин, оглядываясь вокруг и сравнивая себя с иными народами. А такой подход не очень объективен: не всегда уместно плоское сравнение. Иностранцам часто бывает свойствен культу­роцентризм, когда «правильной» считается только собственная культура, а все остальные кажутся странными, «нецивилизован­ными» или недоразвитыми, что мешает понять «странности» и

7

«непоследовательность» в поведении россиян. Именно культуро­центристы и создали мифы о «загадке», «двойственности русских» и даже об их лицемерии и лживости. А другие по незнанию, до­верчивости или по недоброму умыслу это повторяют. А ведь пора уже понять, что образ жизни людей, живущих в разных услови­ях, не может оцениваться по шкале одной страны: он всегда за­висит от условий конкретной страны, ее климата, географии, культуры и множества других факторов. Можно сказать, что каждый народ исключителен и загадочен, раз каждая страна прошла свой путь и не похожа на другие. В общем, «всяк молодец на свой обра­зец», и нужно не столько сравнение, сколько знание.

Мы будем говорить не столько о «загадках», сколько о свое­образии русского характера, которому, как нам кажется, очень подходит образ крутых «русских горок» — с их взлетами, спада­ми и неожиданными поворотами. В русском характере можно найти такие черты и качества, которые свойственны и другим народам мира. Дело здесь, пожалуй, в особой концентрации и сочетании этих качеств, в способах их проявления, в исторических, куль­турных и климатических причинах их формирования. Мы поста­раемся анализировать особенности русских в общем контексте российской жизни (насколько это возможно), не «зациклива­ясь» на чем-то одном. Наша цель — по возможности объективно очертить некоторые особенности русских и доказать, что «зага­дочность русской души» — не уникальное ее свойство, а миф, расхожий стереотип.

В книге параллельно используются два термина: русский и рос­сийский. Россияне — это все граждане Российской Федерации, ко­торые относятся к самым разным конфессиям (буддисты, като­лики, иудеи, мусульмане, православные) и говорят более чем на 100 языках. Этнические русские составляют 82% всех россиян. Их этнические корни результат смешения славянских, финских, тюркских и других племен еще в древности. Принято считать, что русские — это суперэтнос, т.е. не единая монолитная группа, а как бы «основа ковровой ткани — населения всей страны, нераз­рывно связанная с ним исторически и ментально, оказавшая ог­ромное влияние на другие нации в составе России, и сама пре­терпевшая влияния других народов» (А.И. Солженицын). Парал­лельное употребление слов россиянин и русский позволяет говорить о человеке, который по своим корням может быть и татарином, и украинцем, и евреем, и, конечно, русским, и т.д. Совместный опыт длительного проживания бок о бок в едином культурном пространстве приглушили национальные акценты и усилили «рус-

8

скость» каждого россиянина. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей мен­тальности и стереотипах поведения.

В книге сделана попытка представить россиян в нескольких срезах. Для этого использован образ матрешки. Маленькая мат­решка (глава 1) описывает набор общечеловеческих ценностей все то, что объединяет россиян с другими народами и может быть использовано для взаимопонимания. В следующей матреш­ке (глава 2) речь идет об этнических особенностях русской циви­лизации, которые создавались в России с древних времен и ос­тались практически неизменными: это образ жизни, правила со­циального поведения и проч. Затем (глава 3) идет речь о жизненных установках россиян и их ментальности, в частности, об их пре­словутом коллективизме, правосознании, отношении к свободе и собственности, морали, склонности к пьянству и прочих лю­бопытных вещах — обо всем, что делает их столь непохожими на другие народы. Отдельную часть книги (III) пришлось посвя­тить ментальности современных россиян, переживших перестрой­ку, последняя часть (IV) написана о том, что интересно для де­ловых людей, желающих сотрудничать с россиянами.

Книга обращена к широкому читателю. Зарубежным партне­рам она поможет избежать многих ошибок в налаживании со­трудничества и взаимопонимания с россиянами. Она может при­нести пользу и изучающим русский язык иностранцам, углу­бить их представления об особенностях русской цивилизации, о культуре, обычаях, этнопсихологических особенностях и мен­тальности русского народа, о том, как изменился «русский архе­тип» после 80 лет советской власти, какие сдвиги происходят в нем в результате исторических перемен после перестройки — в современной России.

Да и россиянам должно быть любопытно лишний раз взгля­нуть на себя как бы со стороны, задуматься о том, чем похожи и непохожи они на другие народы, и почему великий Пушкин еще два века тому назад утверждал: «Все те же мы, нам целый мир— чужбина!» Отчего так? Неужели ничего не изменилось с тех пор?

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconПрограмма Для общеобразовательных учреждений Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская 5 класс
«Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Пр., 2007г и...

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconПрограмма разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений...
Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы, искусство 8-9 классы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.:...

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса
«Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т....

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconКалендарно-тематическое планирование по музыке 1 класс
Программа: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой,...

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconРабочая программа по музыке Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 4 класс
Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г., М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 1-4 классы, авт. Е. Д. Критская,...

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебники для учащихся 1-4 кл
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебники для учащихся 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2011 г

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва:...

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconПояснительная записка Данная рабочая образовательная программа по...
Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Г. П. Сергеева,Е....

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconПояснительная записка 5 класс Е. Д. Критская и Г. П. Сергеева Программы...
Е. Д. Критская и Г. П. Сергеева Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. – М.: Просвещение, 2010

Сергеева А. В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / а в сергеева 4-е изд., испр iconСергей Григорьевич Максимов Русские воинские традиции Серия: Тайны Земли Русской
Средневековья, теснимые с запада и юга, русские люди шли на восток и север, занимая, отвоевывая новые земли и защищаясь. Жизнь их...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск