Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…»






Скачать 114.48 Kb.
НазваниеУрок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…»
Дата публикации11.04.2014
Размер114.48 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок на конкурс «Учитель года»

Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…»

Тема: Красота зимней природы.

Цель урока: ознакомление учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза» и рассказом Пришвина «Деревья в лесу».

Задачи урока:

• Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию текстов, раскрыть авторское отношение к природе. Обогащать словарный запас, формировать читательскую компетенцию, закреплять понятия « олицетворение», «сравнение», знакомство с понятием «эпитет»;

• Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать; развивать речь, дикцию, артикуляционной аппарат; работать над выразительным чтением;

• Воспитывать интерес к детской литературе и любовь к родине через красоту природы.

^ Планируемые результаты:

Личностные результаты учащихся:

Позитивное творческое отношение к действительности.

Уметь выражать и отстаивать свою позицию.

Вырабатывать привычку рефлексии.

Метапредметные:

Развивать чувство прекрасного.

Вырабатывать умения слушать и говорить.

Предметные:

Совершенствовать навык чтения.

Учиться основам литературного анализа произведений разного жанра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, снежинки, памятки «Выразительное чтение» и «Словарик настроений», чистые листы.

^ Тип урока:

Методы и приёмы: беседа, «Одним словом», «Двойной дневник», «Полетное чтение», «Кластер», выборочное чтение, словесное рисование, чтение «по цепочке», с остановками, в унисон, синквейн.

^ Продолжительность урока – 45 минут.

Список использованной литературы:

1. Кубасова, О.В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 2 / О.В. Кубасова. - 5-е изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. - 184 с.: ил. - ISBN 978-5-89308-621-9 (ч.2)

2. Кубасова О.В. , Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 208с..

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора на урок литературного чтения. Сегодня у вас проведу его я. Зовут меня ….

^ II. Релаксация. (Звучит музыка)

- А сейчас на минуту представьте себе, что в нашем кабинете пошел снег. Улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу. Вы - снежинки, воздушные, легкие, прозрачные, задорные. Ленивый ветерок то, порхая, несет вас по небу, то, утихая, клонит в сладкий сон. А потом вы снова кружитесь в водовороте, принимая причудливые формы... Протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки. Смотрите, к вам на парту опустилась одна из них. Возьмите ее в руки и подарите ей несколько ласковых и добрых слов.

^ III. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

1.Речевая разминка. «Полётное чтение».

- Сделайте глубокий вдох и сдуйте снежинки с ладошки, пускай они летят. И вы вместе с ними тихонько садитесь за парту.

- А теперь попробуйте вместе со мной прочитать слова, которые появятся на экране, еще раз глубоко вдохнув.

( показ и прочтение слов: иней, снежинка, гололёд, ураган, вьюга, пороша)

-Как можно, одним словом, объединить их? (Зима)

^ 2. Определение темы, постановка целей и задач урока.

- А вы любите зиму? Поднимите руку, кто любит играть в снежки? А ловить на ладонь снежинки? А кататься с горки на санках.

– Замечательно! Я вижу, что вы, как и я, любите зиму. Поэтому не будем задерживаться и отправимся навстречу зимней сказке.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы начинаем с вами изучение нового раздела. Прочитайте его название в учебнике.

- А как вы можете определить тему нашего урока?


- Я предлагаю назвать наш урок «Картины зимней природы».
- А эпиграфом к нему станут слова Федора Ивановича Тютчева:

«Не  то, что мните  вы, природа:
Не  слепок, не бездушный  лик —
В  ней есть душа, в ней есть свобода,
В  ней есть любовь, в  ней есть язык».

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке?

- А еще сегодня на уроке мы будем учиться слушать, рисовать и исследовать.
2^ . Стадия вызова

- Картины зимней природы… По-разному можно увидеть и услышать зимнюю сказку. Вот как получилось это у поэта.



(Предлагается «двойной дневник» в первой графе, которого записаны 3 четверостишья)
Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

^ Стозвоном сосняка.
Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.
Белая береза

Под моим окном,

Принакрыласъ снегом

Будто серебром.
- Чем похожи все три стихотворения? О чем в них говорится?

- Какие из предложенных стихотворений вам знакомы?

- Кто автор этих стихотворений?

- Какое стихотворение оказалось не знакомым?

- С каким же новым произведением мы познакомимся сегодня?

- Действительно, это стихотворение С. А. Есенина «Белая береза».

^ 3. Автобиографическая справка.

- Давайте вспомним, что мы знаем о Есенине?

В раннем детстве полюбил Сережа Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя ее частью. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

Став юношей, Сергей отправился искать счастья в Москву. Работал в магазине, в типографии и упорно предлагал журналам свои стихи. Вначале редакторы от них дружно отказывались, потом все же напечатали несколько стихотворений. Первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина была „Белая береза".
^ IV. Восприятие темы.

1.Первичное восприятие

- Откройте свои словарики настроений и давайте отправимся в мир поэзии. Пусть они помогут вам определить эмоциональный настрой стихотворения.

^ Звучит произведение C. Есенина «Береза»

- Какое настроение навеяло на вас стихотворение?


2. Словарная работа.

- Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей и почемучек. Исследуйте текст и найдите непонятные слова.

а) Самостоятельное чтение произведения учащимися.


б) - Какие слова предлагаете объяснить?

^ Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.

^ 3. Стадия осмысления

а) Выборочное чтение.

- Какой увидел зимнюю березу поэт?

- Почему она привлекла его внимание, ведь он часто видел ее из окна? Зачитайте.

- В какое время суток поэт увидел дерево? Подтвердите свой ответ строками из текста.

- Какое это было утро? Из каких строк вы поняли это?

- Какой литературный прием использует автор в создании образа березы? (олицетворение)

- Докажите это строчками из стихотворения.

- Где еще используется этот прием?

- Обратите внимание, с чем поэт сравнивает снег?

- Как называется такой прием?

б) Работа в парах. Словесно - речевая игра «Ожерелье из эпитетов».

- Простая и трогательная красота березы, пользуется особой любовью в России. Не случайно именно это дерево стало символом нашей страны. О ней слагают стихи, поют песни…Ей посвящено много прекрасных и нежных слов. Давайте и мы подарим березе наши слова, идущие из самого сердца. А зима – волшебница поможет превратить их в настоящее ожерелье

Застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая…

(на интерактивной доске передвигают слова к березе)

- Посмотрите, ребята, какое замечательное ожерелье у нас получилось.

- А я вам хочу сказать, что все эти слова называются эпитетами.

^ Эпитет – это слово греческого происхождения, обозначающее образное определение.

в) Кластер

- Мы с вами подобрали слова, которыми можно воспользоваться, чтобы описать березу.

- А теперь давайте с помощью кластера ответим на вопрос: какие краски понадобились бы нам, если мы бы захотели с вами проиллюстрировать стихотворение Есенина?
(белая, черная, серебряная, бледно- розовая, золотистая, голубая)

- Какое многоцветие! Хотя поэт описывает заснеженную березу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена.

^ V. Беседа по картине Грабаря «Февральская лазурь»

-А художник пользуется настоящими красками. Посмотрите на репродукцию картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

- Какие краски преобладают в ней? О чем это говорит?

- Какое настроение у вас возникло?

- Похожи ли березы, изображенные на картине и в стихотворении?

-Какие строки из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной?

- Действительно, как и поэт, художник восхищается русской природой и ее символом – могучим великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными, контрастными красками. А ветви берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.

^ VI. Гимнастика для глаз

VII. Работа над выразительным чтением.

- А теперь продумайте темп, силу голоса, тон вашего чтения.

- Какие правила выразительного чтения вы знаете?

(читать не торопясь, вдумываясь; выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

Воспользуйтесь памяткой «Выразительное чтение»

а) Чтение в унисон.

-- Давайте послушаем, что у нас получилось.

б) Чтение по цепочке (по четверостишию).

- А теперь послушаем, как вы сумеете при чтении передать свои чувства, настроение, а также восхищение представленной картиной.

в) Выразительное чтение 2-3 учащихся.

г) Анализ чтения.

- Кто из чтецов смог передать те чувства, которые хотел донести до нас поэт?

- У кого верно переданы образы?

- Правильно ли расставлены логические ударения?

- Как выдержан темп и тон стихотворения?

- Правильно ли выбрана сила голоса?

- Достаточно ли ясно прочитан текст?

- Удалось ли чтецу правильно расставить паузы?

- Какова сила воздействия чтения на слушателя?

-Вот такую зимнюю березу помог нам увидеть Есенин…

- А сейчас я предлагаю вам отправимся в зимний лес, чтобы полюбоваться картинами зимней природы.

^ VIII. Динамическая пауза

Путь-дорога нелегка,
(шагают на месте)
И замерзли мы слегка.
(прыжки на месте)
Руки мы сейчас согреем,
(трут ладонями)
Все на свете мы сумеем

^ IX. Работа над рассказом М. Пришвина «Деревья в лесу»

1. - И вот мы в лесу. Посмотрите по сторонам. Красота зимней природы необыкновенна! Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.

- Послушайте, как восхищается природой, как красиво рисует словами заснеженные деревья в лесу великий знаток русской природы, наш земляк Михаил Михайлович Пришвин.

^ Чтение учителем текста М. Пришвина «Деревья в лесу»

2. Анализ рассказа

- Что же поразило писателя в лесу?

- Подумайте, эти два произведения чем-то связаны между собой?

(Оба автора описывают зимние деревья, они очарованы зимой)

3. Словарная работа.

-Уточним, что такое пороша?

- Как называет М. Пришвин зимние березы? (кружевные арки)

4. Чтение текста детьми. Прием: чтение с остановками. Сравнительный анализ.

a) Зимний лес. (чтение первой части)

- Прочитайте первые три предложения.

- Что мы увидели? (ответы)

б) Ель и береза.

- Идём дальше. (чтение следующей части - абзац до конца)

- Среди каких деревьев мы оказались? (ель и береза)

- Какие они? (ответы детей)

Итак: (работа в парах)

Береза

o застенчивая

o стройная

o нежная

o кудрявая

o раскидистая

o белая

o кружевная

o тонкая

Ель

o заснеженная

o строгая

o царственная

o громадная

o прямая

o красивая

в) Снежные фигуры (чтение последней части)

- Пойдём дальше и посмотрим внимательно.

(чтение последней части)

- Что же вы заметили? (рассуждения)

- Да, ребята, деревья в лесу, как живые.

5. Творческое задание

- Предположите о чем шепчутся деревья?

- Какие вы молодцы!

ВЫВОД: Чем же похожи деревья в этих произведениях?

Стадия рефлексии:

1. Работа в группах.

-Ребята, а вам знакома такая форма работы, как синквейн? Я напомню вам, что в переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк – 5 вдохновений, 5 удач.

^ В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

   Синквейн пишется по определенным правилам. Вспомним их.

-1 строка – одно существительное (тема)

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

- А вдохновит вас замечательная музыка П. Ин. Чайковского из цикла «Времена года. Декабрь»

Работают в группах.

  1. береза Есенина.

  2. Ель Пришвина

  3. Береза Пришвина.

Зачитываются синквейны.

^ X. Итог урока.

а) - Мы сегодня с вами:
- рассматривали картину, значит, были...(художниками)
- слушали, значит, были… (слушателями)
- исследовали зимний лес, значит, были…(исследователями)
^ Я предлагаю вам снежинки трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть исследователями, возьмите белые снежинки, художниками – голубые, а слушателями – синие снежинки.

- Посмотрите на наш свежевыпавший снег! Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

б)- А сейчас попробуйте оценить свою деятельность на уроке. На слайде предложены фразы, которые надо закончить.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я понял, что…

  5. у меня получилось …

  6. меня удивило…

  7. мне захотелось…

XI. Д/з: выучить стихотворение наизусть;

Нарисовать к нему иллюстрацию;

Сочинить свою историю о березе:

- Я надеюсь, что и вас не оставило равнодушными творчество С. Есенина и М. Пришвина и вы обязательно почитаете и другие их произведения. Ведь они умели видеть необыкновенное, волшебное в самом простом.

И ещё: - Я точно знаю, что ощущение красоты родной земли тесно связано с любовью к Родине!

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Благодарю всех за сотрудничество на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» icon2 класс Домашние задания от 31. 01. 2012 года
Тема: С. Дрожжин «снег летает и сверкает». Научиться читать выразительно и ответить на вопросы

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconВ какое время года у нас выпадает снег?
В группе стоит стол, на котором лежит снег. Дети стоят в кругу. Воспитатель загадывает загадку про снег: «Белая скатерть всю землю...

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconУрок на конкурс «Учитель года 2014»

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconВедущий: Золотым дождем сверкает
Чертенок: Ягусенька! А если Дед Мороз все же сюда доберется, и снег его не остановит

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» icon1. Муниципальный конкурс Учитель года
«Учитель года». Педагоги, участвовавшие в конкурсе, выступили с самопрезентациями, им помогали группы поддержки. Нашу школу достойно...

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconПрезентация (Приложение 1)
Начинается урок. Учитель читает стихотворение П. Явтысого «Первый снег» на фоне приглушённой классической музыки

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconУрок проведен учителем русского языка и литературы мобу сош с. Мещегарово...
...

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconУрок 15. Тема: «Северная война»
Здравствуйте ребята! Мое имя Сергей Владимирович Храмов, я участник конкурса «Учитель года 2011»

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconОткуда берется снег и лед?
Этот вопрос? Что вы можете рассказать про снег? Про лёд? (Снег падает с неба. Замерзают лужи. Снег находится в облаках от туда и...

Урок на конкурс «Учитель года» Учебная тема: «Снег искрится и сверкает…» iconПоложение о проведении муниципального конкурса «Педагог года 2009»
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск