Иконописная символика в поэзии в. Шаламова

Загрузка...





Скачать 31.03 Kb.
НазваниеИконописная символика в поэзии в. Шаламова
Дата публикации21.04.2014
Размер31.03 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы

И.А. Макевнина


ИКОНОПИСНАЯ СИМВОЛИКА В ПОЭЗИИ В.ШАЛАМОВА

Круг, концентрическая окружность, войдя в средневековую иконопись, внесли в нее богатое наследие дохристианских представлений. Излюбленный в древнерусской иконописи прием – круг, в основе своей древней интерпретации -- солярный знак, магический круг, символ неба, божества.

«Круговая концепция» Шаламова весьма пластично высвечивает ряд поэтически завуалированных смыслов, генеалогически уходящих к фундаментальной христианской символике.

Наряду с прочими, принципиально важное значение придается образу круга, как глубинной метафоре возвращения души в свою вечную небесную обитель. Данную тематику весьма образно интонирует стихотворение «Деревья зажжены как свечи»:

Деревья зажжены, как свечи,

Среди тайги,

И горы сломаны на печи,

На очаги.

Вот здесь и мне горящей вехой

Намечен путь,

Сквозь путешествия помеху,

Тумана муть.

И, как червяк, дорога вьется

Через леса

Со дна библейского колодца

На небеса.1

Сходные коннотации активно преподносит и стихотворение «До чего же примитивен», интуитивно ассоциирующее духовную взаимосвязь человека с небесными реалиями:

До чего же примитивен

Инструмент нехитрый наш.

Лист бумаги в десять гривен,

Торопливый карандаш.
Все что людям было нужно,

Чтобы выстроить любой

Замок истинно воздушный

Над житейскою судьбой.
Все, что Данту было надо

Для постройки тех ворот,

Что ведут к воронке ада,

Упирающийся в лед (3,с.175).

Вполне очевидна трансформация образа: воздушный замок «над житейскою судьбой» преобразуется в «воронку ада, упирающуюся в лед». При этом прозрачно реализуется принцип подобия: постройка воздушного замка» – фантазия условно земная, относящаяся к человеческой жизни, аналогична постройке «ворот, ведущих к воронке ада». С принципом подобия органично созвучен и принцип контраста, реализуемый антитезой («примитивный инструмент» – карандаш и лист бумаги создают как воздушный замок над житейскою судьбой, так и величественные и устрашающие картины ада.)

Подобную сюжетную символическую образность встречаем и в некоторых иконах. Древний круговой архетип синтезирующий метафору неба как вечного небесного дома встречается в одной из древнейших икон – Богоматери Оранте ( ХIII в., киевская школа). Иконописец запечатлел Богоматерь Оранту с воздетыми в благословении руками и младенца Иисуса в сияющем круге-дискосе на ее груди. В одном из наиболее популярных сюжетов русской иконописи – "Успение Богоматери" ( XIV в.), принадлежащей кисти Феофана Грека, тело Богоматери покоится в священном пространстве, обозначенном концентрическими дугами. В ряде других икон мы также можем видеть подобный кругообразный сюжет. Богоматерь, вознесшаяся на небо, вписана в концентрическую окружность. Иконописная окружность в данном случае ассоциирует символ неба как дома.

Подчас поэзия Шаламова образно моделирует вселенную как систему концентрических окружностей. Автор творит собственный неповторимый макрокосм. Многослойную круговую реалию талантливо выстраивает стихотворение «Упоительное бегство»:

Старой тайны разрешенье,

Утвержденье и ответ

В беспорядочном круженье

Этих маленьких планет (3,с.154).

Венчающее четверостишие естественно воссоединяет вселенскую круговерть с мажорными душевными переливами:

Вот и сердцу легче стало,

Ветра теплая рука

По листу перелистала

Книгу клена-старика (3,с.154).

Органичная стихотворная спаянность с мирозданием, авторское умиротворение, отчетливо вызывает в памяти икону «Сотворение мира» (XVII в.), демонстрирующую эпизоды сотворения мира по Библии. Икона выстраивает Вселенную как систему кругов и небо, состоящее из концентрических полуокружностей.

Разумеется, иконописная стилистика не исчерпывает богатства поэзии Шаламова, но она является ее важнейшей составляющей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Шаламов В.Т. Собр.: В 4 т. Т. 4. М., 1988. С.93. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconРайонная научно практическая конференция «Шаг в будущее». Секция-...
Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам....

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconВводное занятие. Что такое поэзия?
Цель занятия: Опираясь на самые общие, непрофессиональные представления о поэзии, попытаться выяснить в беседе, чего можно ждать...

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconО весне, о Поэзии, о Весне в Поэзии и о переполненной ими душе…
Потом я шла по улице и щурилась от солнечного света. Радовалась всему-всему, что попадалось мне на глаза по дороге: улицам, домам,...

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconЛ. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г
Муниципальное образовательное учреждение Новожилкинская средняя общеобразовательная шкода

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconАнтология русской поэзии
Антология русской поэзии от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических...

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова icon© Ю. А. Разинов в статье рассматривается символика перекрестка в...
В статье рассматривается символика перекрестка в его связи со структурой жизненного мира. В качестве эйдоса перекрестка рассматривается...

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconЖизненный и творческий путь В. Шаламова
Варлам Тихонович Шаламов родился 1 июля 1907 года в Вологде, в многодетной семье священника

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconЕвгении Путиловой «Четыре века русской поэзии детям»
Яснов М. Уроки детской поэзии: Об антологии Евгении Путиловой «Четыре века русской поэзии детям» / М. Яснов // Библиотека в школе....

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconУрок литературы для 7 класса «Хокку – жемчужины японской поэзии»
Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии»....

Иконописная символика в поэзии в. Шаламова iconВладимир Вейдле Эмбриология поэзии Введение в фоносемантику поэтической...
Впервые: Новый журнал. Нью-Йорк, 1972. №106, 107. Вошло в кн. “Эмбриология поэзии: Введение в фоносемантику поэтической речи” (Париж,...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск