Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко






Скачать 54.44 Kb.
НазваниеОлег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко
Дата публикации21.04.2014
Размер54.44 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
Олег Робинов

Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова.

Тарас Григорьевич Шевченко
В своём творчестве Сергей Тимофеевич Конёнков большое внимание уделял портретам деятелей культуры и искусства, которых знал лично, долгие годы дружил, творчество которых любил и особенно ценил. Сергей Тимофеевич выполнял и заказные портреты, но признавался, что делал их без удовольствия. Особенно много таких заказных портретов было им создано во время пребывания в Америке в 1923-1945 годах. Жена Конёнкова Маргарита Ивановна вспоминала: «Очень важным было и отношение к портретируемому — если заказчик был ему несимпатичен, Сергей Тимофеевич ругался по-русски, отводя душу. На вопрос: «Что сказал мистер Конёнков?» — мне приходилось что-нибудь придумывать незначительное. Следовал новый вопрос: «Почему он так много говорил, а вы перевели лишь несколько фраз?» – Я отвечала, что такова особенность русской речи»1.

Среди всех портретных работ Конёнкова, особое место занимают лирический портрет его друга — Сергея Александровича Есенина2, монументальный образ Владимира Владимировича Маяковского и образы его любимых поэтов — Александра Сергеевича Пушкина и Тараса Григорьевича Шевченко.

Портрет Шевченко был выполнен Конёнковым за собственные средства и подарен жителям города Канева.

С ранних лет Сергей Тимофеевич Конёнков интересовался украинской культурой. Любовь эта, как он рассказывал, появилась ещё в детстве, когда к ним в дом в селе Нижние Караковичи, Смоленской губернии заходили бандуристы, исполнявшие печальные певучие украинские песни.

С украинской литературой в целом и с произведениями Тараса Григорьевича Шевченко С. Т. Конёнков познакомился в Рославле, где учился в Рославльской мужской прогимназии, и под влиянием преподавателя литературы и русского языка Василия Ильича Ласкина увлёкся литературой, а именно Николаем Васильевичем Гоголем, даже вспоминал, что все его сверстники «буквально бредили Гоголем». Далеко не последнюю роль в этом увлечении сыграла Рославльская библиотека. Изданный в Москве в 1876 г. каталог библиотеки того времени показывает, что в фондах были книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.

Очень часто вместе с друзьями-гимназистами Конёнков посещал местный театр, куда заезжали с гастролями украинские оперные труппы. Исполняли национальные оперы «Наталка-полтавка», Н. В. Лысенко и «Запорожец за Дунаем», С. С. Гулака-Артемовского, народные украинские песни, которые потом гимназисты распевали все вместе.

В то время в Рославль часто приезжал навестить своих земляков известный художник и скульптор Михаил Осипович Микешин. Конёнков был вхож в дом сестры Микешина, где бывал и Михаил Осипович. У неё дома хранились рисунки, наброски и живописные работы Микешина, многие из которых запечатлели образ Тараса Григорьевича Шевченко, с которым был дружен Микешин. Особое впечатление на Конёнкова произвела картина Микешина «Шевченко с бандурой», как он назвал её в своих воспоминаниях — «одно из самых задушевных созданий» художника3. В беседе с сотрудниками Рославльского историко-художественного музея в 1969 году, Конёнков признавался «Не будь Микешина, и меня́, может быть, не было бы»4. Тогда же Конёнков слышал и рассказы о том, как Микешин, которому было поручено исполнение памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, смело повёл себя с заказчиком – государем Александром II, когда отстаивал свое желание поместить на барельефе постамента изображения Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко, как крупнейших представителей литературы. Знакомство с поэзией Т. Г. Шевченко продолжилось и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда С. Т. Конёнков поступил в 1892 году.

Не был равнодушен к Тарасу Григорьевичу Шевченко и учитель Конёнкова по училищу скульптор Сергей Михайлович Волнухин, который участвуя в плане монументальной пропаганды, выполнил гипсовый памятник Шевченко, установленный на Рождественском бульваре у Трубной площади в Москве 3 ноября 1918 года. Памятник просуществовал недолго, до 1921 года, так как Волнухин не успел перевести его в долговечный материал.

В своих воспоминаниях С. Т. Конёнков писал, что много беседовал об образах Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко с неутомимым пропагандистом Тараса Григорьевича Шевченко Фёдором Петровичем Баловенским — товарищем по учебе в мастерской Беклемишева, когда в 1913 году возвращаясь из Греции заехал в Киев. Возможно, уже тогда в нём зародилась мысль создать образ прекрасного поэта Т.Г. Шевченко: «Заполночь Фёдор Петрович вышел меня проводить. В хрустальной тишине украинской ночи о чем-то ласково шептались с песчаным берегом легкие волны, бегущие от середины Днепра, до которой, по слову Гоголя, редкая птица долетит. В иссиня-чёрной вышине плыл круторогий месяц, неслышимая прекрасная музыка коснулась моей души и завладела ею»5.

К созданию скульптурного образа Тараса Григорьевича Шевченко С. Т. Конёнков приступил в 1950-е годы, начав работу над проектом памятника Великому Кобзарю. В Мемориальном музее-мастерской С.Т. Конёнкова в Москве хранится выполненная для проекта гипсовая скульптура 1957 года и бронзовый отлив с нее 1973 года6.

Чуть позднее С.Т. Конёнков выполнил несколько вариантов новой композиции «Тарас Григорьевич Шевченко в ссылке». Один из них находится в Смоленском музее скульптуры С. Т. Конёнкова7. Второй вариант был закончен летом 1966 года и его Сергей Тимофеевич решил подарить украинскому народу, для чего он сам, в свои 92 года, приехал в Канев. Скульптор вспоминал: «Меня образ Шевченко волновал много лет. А недавно я вырубил из дерева композицию «Тарас Григорьевич Шевченко в ссылке». Гости с Украины, приходившие в мою студию, всегда проявляли живой интерес к этой работе. И само собой созрело решение передать скульптуру в дар украинскому народу»8.

Всем, кто бывал в то время у него в мастерской, Сергей Тимофеевич рассказывал: «В ельнинские деревни на Десне заходили сивоусые диды — лирники и бандуристы. Это было во времена моего детства. Серебряный звон бандуры, грустный голос лиры, жгучие слова о людской недоле запомнились навсегда. Как потом я узнал, многие из этих песен были сложены Тарасом Шевченко. В студенческие годы декламировали бунтарские стихи Великого Кобзаря, распевали «Заповіт». Навсегда врезалось в память живописное полотно «Шевченко с бандурой», которое я видел в рославльском доме Микешиных... Образ Шевченко жил во мне много лет…»9.

Посещению могилы Т. Г. Шевченко в Каневе и его мемориального музея в воспоминаниях скульптора посвящены прекрасные строки, свидетельствующие о яркой и искренней любви Сергея Тимофеевича к поэтическому творчеству Тараса Григорьевича: «…Могила Шевченко на Тарасовой горе. Свершилась заветная мечта — долг дружбы, долг чести исполнен. К глазам подступают слёзы»10.


1 Конёнкова М. И. С весны 1916 // С. Т. Коненков. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М. : Советский художник,1980. С. 65-84.

2 Конёнкова А. К. Духовная дружба художников как феномен дарения. С. Т. Коненков и С. А. Есенин // Духовная и социальная природа дарения: прошлое и современность. III-IV Панаринские чтения (декабрь 2006 — январь 2007). М. : ГАСК, 2007. С. 50-64.

3 Конёнков С.Т. Мой век. М. : Политиздат, 1971. С. 185-187.

4 Корнеенко Н. Творец бессмертного бессмертным. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10414.php (дата посещения 15.10.2013).

5 Конёнков С.Т. Указ. сочинение. С. 340-341.

6 Сергей Конёнков / авторы-составители Савелова Е. В., Банковская И. Н. М. : Советский художник, 1978. С. 316.

7 Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова / авт. вст. ст. Р. Я. Аболина / сост. каталога А. И. Волынкина, А. П. Полканова. М. : Художник РСФСР, 1974. С. 51.

8 Конёнков С.Т. Указ. сочинение. С. 340-341.

9 Биографии великих русских людей. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.biogrus.ru/kon/kon0155.php (дата посещения 11.10.2013).

10 Конёнков С.Т. Указ. сочинение. С. 340-341.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconТарас Григорьевич Шевченко (1814-1861)
Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного крестьянина помещика...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconЕлена Митарчук «Зелёные цветы» Николая Рубцова, Миколая Гоголя и Тараса Шевченко
Николая Костомарова «Кобзарь. Тарас Шевченко. 1860»: «Какое сочувствие возбуждают его творения, можно видеть из того, что великороссияне…...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconТемы вашего учебного проекта Тема Родины в творчестве С. Есенина
Проект предполагает исследовательскую деятельность учащихся по изучению творческого метода поэта Сергея Есенина

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconПоэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях...
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко icon13 марта 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Владимировича...
Сергея Владимировича Михалкова (1913 – 2009) – известного детского поэта, баснописца и драматурга

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconЛекция кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника,...
Выставка работ студентов Киевской детской Академии искусств «З думкою про Кобзаря»

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconТема урока Планируемые результаты
Нелегкая судьба и ее отражение в творчестве поэта ("Роди­на", 1926). Жанрово-поэтическое своеобразие стихотворения. Судьба поэта...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко icon«Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева»
Задания к уроку: 1 подготовить сообщения о предках поэта, родителях; 2 об отношениях Ф. И. Тютчева с Амалией Крюденер, Элеонорой...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...

Олег Робинов Образ поэта в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова. Тарас Григорьевич Шевченко iconПеревод с английского: А. Шевченко, М. Куренная Санкт-Петербург, 1997
Сборник мыслей и афоризмов Шри Ауробиндо (1872-1950) выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск