Внеклассное мероприятие по русскому и литературе.

Загрузка...





Скачать 111.01 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по русскому и литературе.
Дата публикации02.05.2014
Размер111.01 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
top-bal.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.

(для учащихся 9 классов.)

«Юные филологи»

Составила учитель русского языка и литературы: Гладышева Н.В.

Саранск-2013

«Юные филологи»

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе.

Цель:

  • Формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.

Задачи:

  • Повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

  • Развить

  • познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;

  • Расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

1) песочные часы,

2) музыкальное сопровождение,

3) карточки с заданиями,

4) ручки и листочки,

5) проектор.
Ход мероприятия:
Учитель (или ведущий):

-Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелегкая задача: вспомнить всё, что вы изучили по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:

Игра «Юные филологи» состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают проигравшие, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри. В конце останется только один, он и будет знатоком филологии.

Итак, начинаем. Приглашаются 12 человек.

I тур. Блиц опрос. Сначала вопросы по русскому языку. Затем по литературе.

1 задание. Оно называется «разминка» (1 по русскому языку,1 по литературе). Каждый правильный ответ—шаг вперед.

Вопросы:

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? Что он такое?

(сказуемое)

Кто автор произведений: Дубровский, «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»?

(A.C. Пушкин)

Назовите виды сложных предложений.

Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные»: Лев Толстой или Александр Толстой? (Александр Толстой)

Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)

Назовите автора произведения «Муму». (Иван Сергеевич Тургенев).

На кокой вопрос отвечают придаточные определительные.

Кто убит на дуэли в 1814 году Н.С Мартыновым в Пятигорске?

(Михаил Юрьевич Лермонтов).

«Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова». Что это? (корень)

Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если против корня есть суффикс-а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

Как называется двухсложный размер с ударением на втором слоге? (ямб).

Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

Назовите имя и отчество Гоголя. ( Николай Васильевич).

8p Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
10р Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

Чьи это годы жизни: 1799 - 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
11р К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
12р Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
13р кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
14р Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

Кто написал строчки: пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)

+ Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
15р Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
16рЧто такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)

Лисички] - грибы, лисички2 - лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
17р Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие...”?

("Ревизор” Н.В. Гоголя)

Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
18р Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
19р На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные? (Где? Куда? Зачем? Почему? Как?..)

Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
Остаются те, кто ответил правильно на все вопросы, остальные выбывают.
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать

выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше синонимов.

Идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
Игра со зрителями. Наилучшие получают жетон.

Антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

1 П. Ершов

2.Калашников

3. Остап

4. Капитанская

5. купец

6. Астафьев

7. Виктор Петрович дети

9. дочка

10. Красный нос

11. «Левша»

12. нищий

13. Пеппи

14. А.Линдгрен

15. подземелья

16. "Конёк-горбунок”

17. мороз

18. Длинный чулок

19. "Малыш и Карлсон" Аввакум

20.Аквариум

21. принц

22. Н.Лесков
23. В.Распутин
24. "Уроки французского”
25. легенда
26. Тарас Бульба
27. протопоп
28. Данко.
Пока выполняют задание, игра со зрителями: антонимы.
Сдать листочки в жюри.

- Слово предоставляется жюри.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот - Оплот, пИлот; вол - волК, волЯ; лапа - лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
С залом.

Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы поиграем в «Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
II тур.
Вед. Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди.
1задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов - рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Ответы: Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
Вед. Теперь я снова читаю слова, вы по-очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть)

2 задание. "Откуда и кто автор?” Все участники выстраиваются в линию. Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача - вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания. На каждый правильный ответ—шаг вперёд.

1. Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом... Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

2. "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она...первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто...” ("Кусака” Л. Андреев)

3. "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)

4. "Вдруг оба генерала...начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один... откус ил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

5. "Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки,.. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)

6. "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, ... что тьма разлетелась от света его...” ("Старуха Изергиль” М. Горький)

7. "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об...вавилонянах - ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар...! Сбежал с кафедры и ... Хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

8. "И корова уныло молчала, потому что была...покорна жизни... и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и ...она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А. Платонов)

9. "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили..., но моего согласия дать я тебе не намерен... Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)

10. "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле, на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)

- Задание закончилось. Выбывает тот, кто сделал меньше шагов вперед.

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.

  • карточка - пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

  • карточка - птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

  • карточка - снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

  • карточка - лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

  • карточка - бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

Игра с залом. Вопросы – блиц для зала.

Финал.

1задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся - бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить - только небо коптить; взялся за гуж - не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу - время, потехе - час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги - гости: то нет, то горсти; деньги - не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

задание. "Вопросы - шутки”. Отгадайте вопросы - и вы в победителях:
-Без чего дома не построишь? (без угла)

-За чем чай пьют? (за столом)

-За чем во рту язык? (за зубами)

-За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

-По чему в лес ходят? (по земле)

-По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Под музыку награждаются ученики:

1.Победителя игры.

2.грамотой "За волю к победе”

3.грамотой.

4. утешительные призы за участие.

5.приз активным зрителям.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Звёздный час»
Повторить общетеоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»
Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Вечер-конкурс "О великий, могучий…"
Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках,...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Фразеологический квн
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по литературе
Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие. Участники
Мероприятие разделено на две части. Первая часть – внеклассное мероприятие в кабинете мировой художественной культуры; вторая – участие...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери»
Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Круглый стол «Любители русского языка»
Оборудование: карточки с заданием, «умная ромашка», карточки с пословицами, плакаты с высказываниями великих писателей о русском...

Внеклассное мероприятие по русскому и литературе. iconВнеклассное мероприятие
По русскому обычаю, по старому правилу собраться всем предложено на чай, на угощенье, на гулянье да на игрище!



Школьные материалы
Загрузка...


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск