К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам

Загрузка...





НазваниеК сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам
страница1/5
Дата публикации24.05.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
ПОДГОТОВКА
К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ
НА ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ БЛОКАМ



  1. Язык и общество

  2. Искусство

  3. Философия

  4. Война и мир

  5. Общество и политика

  6. Природа и человек

  7. Наука

  8. Литература, книги, чтение


Тематический блок 1. Язык и общество
1. Ключевые слова

мышление богатство преклоняться

понимание мастерство прекрасный

общение выразительность могучий

создание чувствовать гармоничный

речь сохранять поэтичный
^ 2. Определение понятия Язык - система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.
^ 3. Словарь сочетаний

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный...

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа.,.

Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность... языка

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть... язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться; отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо... • Язык представляет собой явление социальное.
4. Проблемы

1) Язык и общество.

2) Состояние современного языка.

3) Развитие языка.

4) Слово и дело.

5) Богатство и бедность нашей речи.

6) Язык литературный и разговорный (соблюдение норм литературного языка).

7) Речь человека и его мысли.
5. Тезисы

1) В языке отражаются изменения в обществе.

2) Обеднение современного русского языка.

3) Язык живой как жизнь.

4) Слово - это тоже дело.

5) Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности.

6) Борьба за язык есть борьба за культуру.

7) Без слов нет мысли.
^ 6. Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

1) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

2) У языка есть хранитель надежный и верный; это - его же собственный и верный дух, гений (ВТ. Белинский).

3) Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вяземский).

4) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло (А.И. Герцен).

5) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь).

6) Бессмертие народа в языке (Ч.Т. Айтматов).

7) Язык есть вековой труд целого поколения (В.И. Даль).

8) Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И. Даль).

9) О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н. Загоскин).

10) Богатство языка есть поступок (КМ. Карамзин).

11) Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

12) Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.И. Куприн).

13) Язык есть одежда мысли (С. Джонсон).

14) Язык, язык! Это душа народов. В нем читаются их судьбы (77. Беранже).
7. Аргументы

1) Огромную ценность представляет для нас «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. За полвека известный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских слов, но и объяснил значение каждого, привел примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда - равнозначные понятия для В.И. Даля. Он считает, что «великому народу дан и великий язык».

2) «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдет в эту сторону. Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернет сюда», - утверждает русский ученый-лингвист В. Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

3) Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С. Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно

сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов... Их язык велик, могуч и правдив.

4) Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка. Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу. Падение и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.
8. Текст

(1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли...» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника - издавна именуются одним и тем же словом».

(9) Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11) Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, велел купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые.

(14) Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17) А что может быть на свете лучше языка? (18) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость,

ласку, объясняться в любви. (20) Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21) Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22) Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошел покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксаифу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28) А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32) Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

(По Л. Т. Григорян)


^ 9.Задания к тексту

1) Из предложения 8 выпишите слова, образованные при-ставочно-суффиксальным способом, (издавна, подвижный, собеседник)

2) Из предложений 17-21 выпишите все местоимения, (что, мы, ничего)

3) Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание, (почему подаёт)

4) Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений. (21, 29)

5) Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями. Напишите номера этих предложений. (6, 8)

6) Среди предложений 11-17 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. (14)

7) Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напишите номер этого предложения. (28)
10. Сочинение

Язык - великое дело. Великое потому, что словом можно объединить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие движения души. Но, к сожалению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух одинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: «Язык мой - друг мой» и «Язык мой - враг мой».

Именно об этом парадоксальном противоречии идет разговор в исходном тексте. Когда Эзоп говорил о достоинствах речи, всем его рассуждения пришлось по сердцу. А как только он напомнил о том, что слова могут разъединять людей, не всем гостям понравилось это высказывание. Почему же так неприятно было слушать ответ Эзопа.

Наверное, своими словами Эзоп заставил задуматься многих над тем, что такое язык. В одном и том же понятии есть корни добра и зла. И от самого человека зависит, как он будет пользоваться удивительным оружием - языком. Автор текста, пересказывая древнюю легенду, напоминает нам об умелом владении речью и о бережном отношении к слову.

Давайте и мы проследим, как в одном и том же слове звучат гордость и укор. Вспомним два слова —родственника: «един и один». В современном русском языке в некоторых словах остается близкое родство («один», «единица»). В других же — полная противоположность: «един» - «единство», «один» - «одиночество». Вот как со временем истинный смысл одного и того же слова может измениться.

Русские писатели сказали много замечательных слов о языке. Они призывают любить, ценить и изучать язык. В.Г. Короленко в рассказе «Без языка» сказал: «Правду говорят, без языка человек как слепой или малый ребенок». Эти слова тоже, как и ответ Эзопа, «неприятное» напоминание о том, что человек, имея язык, не может владеть им, не осознает его могучей силы и чрезвычайного богатства.

Задумываясь о состоянии современного русского языка, мы слышим брань, стоны, вопли. Действительно, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» (С. И. Тургенев). Но пройдет время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Прекрасен русский язык! И на нем еще споют самые лучшие песни о будущем...
Тематический блок 2. Искусство
искусство

искусный

отражение

восхищение

архитектура
^ 2. Определение понятия

Искусство - творческое отображение, воспроизведение действительности в художественных образах.
3. Словарь сочетаний

Искусство высокое, настоящее, подлинное, идейное, безыдейное, реалистическое, изобразительное, декоративно-прикладное, драматическое, античное, современное...

^ Искусство (кого? чего?) древних египтян, Древней Руси; реализма, романтизма, Возрождения...

Задача, цель, содержание, тема, проблема, влияние, воздействие, расцвет, род, вид жанр... искусства. Увлечение... искусством. Период, отражение... в искусстве. Отношение, интерес... к искусству. Книга, лекция, разговор, беседа, дискуссия... об искусстве. Книга, статья, исследование... по искусству.

Знать, изучать, ценить, понимать, любить... искусство. Отдавать все силы, служить... искусству. Интересоваться, заниматься, увлекаться, восхищаться... искусством.

^ В искусстве разбираться, отражаться... К искусству тянуться, приобщаться, быть причастным... На искусство отказывать влияние... Об искусстве писать, рассуждать...

^ Искусство Древней Руси привлекает внимание все большего числа людей (Дорош). Моя сестра всегда интересовалась искусством.
4. Проблемы

1) Искусство истинное и ложное.

2) Влияние, воздействие искусства.

3) Роль искусства в современной жизни.

4) Соотношение искусства и реальной действительности.

^ 1. Ключевые слова

пейзаж лаконичный

изобразительный оттенки

истинный шедевр

подлинный перспектива

уникальный современный

5) Понимание искусства.

6) Познание и воспроизведение мира средствами искусства.
5. Тезисы

1) Можно развивать способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

2) Главное предназначение искусства - позволить человеку познать и изменить себя.

3) Искусство - форма познания мира.

4) Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют.
^ 6. Афоризмы, крылатые слова, цитаты

1) Жизнь коротка, искусство долговечно (Гиппократ).

2) Искусство - целеустремленная попытка воссоздать высшую справедливость видимому миру (Конрад).

3) Наука и искусство очищают золото действительности, пе-ретопляют его в изящные формы (ВТ. Белинский).

4) Искусства смягчают нравы (Овидий).

5) Искусство - всегда поэзия, в каком бы жанре оно не проявляло себя (С. Залыгин).

6) Искусство недосказанности - одно из самых неподвластных разуму, интуитивных (Ф. Искандер).
7. Аргументы

1) Константин Паустовский в повести «Золотая роза» рассказал трогательную историю любви бывшего солдата, мусорщика Шамета, который решил из ювелирной пыли сделать маленькую розу счастья Созанны. Роза - прообраз творческой деятельности. Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, счастье, радость и свобода «преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

2) В очерке «Выпрямила» Г.И. Успенский показывает людей, «скомканных действительностью». Его герой, автор записок Тяпушкин, волей судьбы оказался в Париже. Там он «доплелся до Лувра» и остановился перед Венерой Милосской, пораженный чем-то необычайным, непостижимым. До сих пор он был похож на скомканную в руке перчатку, но вот что-то случилось: «Что-то дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня». Очевидно, скульптор хотел показать не прелести Венеры, а красоту человеческой души. Вот и Тяпушкин ощутил счастье быть человеком.

3) Главная героиня повести «Гранатовый браслет» (Куприн А.И) услышала, узнала исключительное по глубине музыкальное произведение. Бетховенская мелодия и чувство крошечного чиновника Желткова совпали в одном аккорде. Страдания и смерть, казалось бы, незаметного человека возвышают и одухотворяют происходящее, а звуки музыки придают словам глубокий смысл: «Да святится имя Твое...» Молитва, эти слова и эта музыка все оправдывают, звучат как дыхание, как плач.

Этим произведением вводится тема любви-поклонения, любви-самопожертвования. Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

4) Около восьми веков назад под Владимиром построен храм Покрова на Нерли. Это память о сыне Андрея Боголюбского. Сейчас белокаменная изящная церковь напоминает о безбрежном течении времени. Она, как безмолвная лучистая звезда, уплывает в бесконечность, напоминает нам о вечных ценностях. Любуясь храмом, думаешь о Красоте, Добре, Справедливости...
8. Текст

(1) Человек соприкасается с искусством каждый день. (2) И, как правило, не в музеях. (3) С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.

(4) Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения - все это может быть произведения искусства. (5) Но может и не быть. (6) Далеко не каждую картину, статую, песню и фарфоровый сервиз считают шедеврами. (7) Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? (8) Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. (9) Однако можно развить свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

(10) Что такое искусство? (11) Почему оно имеет очаровательную магию власти над человеком? () Искусство нередко называют глубоким источником наслаждения. (13) Миллионы

людей наслаждаются изображением прекрасных человеческих тел, удивительных пейзажей на полотнах великих художников, очищают душу и мысли волшебными звуками музыки, драгоценным поэтическим словом. (14) Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначенного для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков.

(15) Часто говорят, что искусство отражает жизнь. (16) Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. (17) Но вряд ли простое отражение жизни, ее копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им.

(18) Искусство - форма познания мира. (19) Но методы искусства совершенно не похожи на научные. (20) Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. (21) Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности человеческое тело. (22) Именно такая «неправильность» позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. (23) Иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. (24) Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. (25) Может быть, это и есть главное предназначение искусства - позволить человеку познать самого себя.

(По М. Аксеновой)
^ 9. Задания к тексту

1) Из предложений 7-8 выпишите слово, образованное при-ставочно-суффиксальным способом, (поделок)

2) Из предложений 22-25 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного, (главном)

3) Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкания, (позволить познать)

4) Среди предложений 4-8 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. (6)

5) Среди предложений 17-25 найдите предложение с обособленным распространенным не согласованным определением. (25)

6) Среди предложений 4—9 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. (8)

7) Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и контекстного антонима. (5)
10. Сочинение

Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство. Почему оно обладает волшебной силой? Но каждый ответ покажет лишь одну из граней истины. Несколько ответов мы можем найти в прочитанном тексте.

Автор статьи сначала говорит, что искусство является источником наслаэюдения. Но тут же он сеет сомнения. Религиозные мотивы в литературе, живописи, музыке не предназначены для наслаждения. Скорее они вызывают страдание, или сострадание.

Выстраивая разговор как диалог с читателем, Мария Аксенова высказывает свою точку зрения ненавязчиво: искусство, отражая разные стороны э/сизни, помогает человеку познать мир и определить свое место в этом мире.

Что можно добавить к этому высказыванию? Каждое истинное произведение искусства является уникальным. Художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автором. Все то, что пережито, осмыслено творцом, проявляется в произведении искусства. Некая недосказанность очаровывает нас. Даже страдание приносит очистительную, освежающую силу.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать часами, находя все новые грани совершенства. Настоящие ценители искусства советуют идти в музей не для того, чтобы пробежаться по всем залам, а посвятить это время одному-единственному шедевру. Вспомним героя очерка Г. Успенского «Выпрямила» Тяпушкина. Остановившись в Лувре перед скульптурой Венеры Милосской, он смог постичь «все оттенки смысла» (Н. Гумилев), вложенные творцом в произведение.

Хочется войти в притягательный мир искусства, задуматься о тайне красоты, почувствовать в себе стремление к творчеству. И калсдому из нас, берущемуся за творчество, приходит мысль о самом высшем проявлении этого процесса - работы над собой. Началом этой работы может стать приобщение к искусству.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconПротокол № от
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconУрока: Образовательные
Конспект по русскому языку в 7-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению "Береги и охраняй природу" Голованова Татьяна Григорьевна,...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconПояснительная записка Данная работа адресована учителям, работающим...
Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconПрограмма элективного курса по выбору «Практический курс речеведения»
Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к егэ в 9 классе

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconГотовимся к сочинению-рассуждению
...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconМоу алексеевская оош им. Д. В. Майского Урок русского языка в 9 классе
Цель: помочь учащимся проанализировать текст К. Паустовского с точки зрения стиля, синтаксиса, орфографии и пунктуации, определить...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconКомпетентностный подход на уроках русского языка при обучении сочинению...
Овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconУрок №1 Тема: Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста
Майер Елена Николаевна. Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению». (для 10-11...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconОсновные результаты выполнения диагностической работы
Диагностическая работа охватывала учебный материал, изученный в основном в 8 классе, а также наиболее важный материал, изученный...

К сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам iconПодготовка к сочинению мое любимое животное
...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск