Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация

Загрузка...





Скачать 114.66 Kb.
НазваниеКраевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация
Дата публикации28.05.2014
Размер114.66 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Литература > Конкурс
Краевой конкурс

«Портфолио учителя начальной школы ХХI века»

Номинация:

«Современный урок»

(Цикл методических разработок уроков литературного чтения)
Т
ема:
«Использование интерактивных форм и средств обучения в рамках курса «Литературное чтение» (Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
Работа выполнена

учителями начальных классов

МОУ СОШ №1

муниципального образования

Павловский район

Гаврищака Татьяной Семеновной,

Гришиной Анастасией Юльевной

2008 – 2009 учебный год


^ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ РАБОТЫ

  1. Гаврищака Татьяна Семеновна

  2. Место работы, должность: ст.Павловская, МОУ СОШ № 1, учитель начальных классов

  3. Квалификационная категория: высшая (14 разряд)

  4. Адрес общеобразовательного учреждения:

352060, Краснодарский край, станица Павловская,

ул.Заводская, 30, тел.:8-861-5-20-79.

  1. Номинация «Современный урок»

  2. Участие автора работы в творческих конкурсах:

1.Победитель краевого конкурса лучших классных руководителей (2007-2008 учебный год)

2.. Победитель районного этапа краевого конкурса мультимедийных уроков. (2007-2008 учебный год)

3. Победитель районного конкурса «Современный урок русского языка» (2007-2008 учебный год)

4..Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО (2007-2008 учебный год)

5. Победитель муниципального этапа краевого конкурса «Портфолио учителя начальной школы ХХI века». (2008-2009 учебный год)

1. Гришина Анастасия Юльевна

2 Место работы, должность: ст.Павловская, МОУ СОШ № 1, учитель начальных классов

3. Квалификационная категория: первая (13 разряд)

4 Адрес общеобразовательного учреждения:

352060, Краснодарский край, станица Павловская, ул. Заводская, 30, тел.:8-861-5-20-79.

5. Номинация «Современный урок»

6. Участие автора работы в творческих конкурсах:

1.Победитель краевого конкурса лучших классных руководителей (2008-2009 учебный год)

2.Победитель районного этапа краевого конкурса мультимедийных уроков (2008-2009 учебный год)

3. Лауреат муниципального этапа краевого конкурса «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» (2008-2009 учебный год)

Содержание

  1. Сведения об авторах работы………………….. 2

  2. Введение……………………………………… 4 - 6

  3. Комментарии к урокам литературного чтения с использованием инструментальных возможностей УМК………6 - 7

  • «Поэтический взгляд на мир» (2 класс)

  • «Учимся наблюдать» (3 класс)

4. Сценарий урока литературного чтения с

использованием инструментальных возможностей УМК

УМК «Учимся наблюдать» (3 класс)…………..7 – 13

5. Сценарий урока литературного чтения с

использованием инструментальных возможностей

«Поэтический взгляд на мир» (2 класс)…………13 – 18

6. Комментарии к урокам литературного чтения, основанных

на методах исследования текста………………....18

  • «Секреты коротких стихов. Хокку» (2 класс)

  • «Записная книжка Кости Погодина» (3 класс)

7.Сценарий урока-исследования

«Секреты коротких стихов. Хокку» ……………..19 – 26

8.Сценарий урока исследования

«Записная книжка Кости Погодина» (3класс)…………..........................................................27 – 33

9.Результативность…………………………………...34 – 35

10.Заключение……………………………………. 35 – 36

Введение

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

(Китайская мудрость)

XXI век дает заказ на выпускников, способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Может ли стать успешной личностью человек неуверенный в себе, не обладающий коммуникативными умениями и навыками. Естественно нет! А ведь все эти качества формируются в начальной школе. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» носит коммуникативно-практическую направленность и позволяет учителю успешно решать данные проблемы.

Курс «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом этого комплекта. В процессе его реализации решаются проблемы воспитания личности, способной обнаружить смысл и красоту в окружающем мире – мире людей и природы. Кроме этого, у учащихся формируется умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентироваться в её содержании. Дети учатся важным умениям: наблюдать, отыскивая детали в литературном и живописном произведении, делать выводы и обобщения на основе полученных наблюдений. А так как все это происходит на основе глубокого анализа содержания великолепных произведений, то можно сказать, что программа ориентирована не только на воспитание грамотного и чуткого читателя, но и на формирование личности, обладающей всеми необходимыми качествами для того, чтобы успешно адаптироваться в обществе.

Важным типическим свойством данного курса является интерактивность. При организации уроков мы используем это направление работы таким образом, чтобы учебный процесс не ограничивался только стенами класса. Ребята вовлечены в переписку с учеными, регулярно обращаются за информацией к ресурсам Интернет, компетентным специалистам.

Реализация интерактивности курса предполагает организацию работы в том и другом направлении.

В первом своём значении интерактивность является непосредственным требованием инструментальности учебников литературного чтения. Учебники сначала учат работать с информацией внутри себя, затем - выходить за собственные рамки в предметные области других учебников, и, наконец, - выходить в бесконечную зону информации, то есть любого материала, который может пригодиться для решения конкретной задачи, – от книг и справочников, до писем, телепередач и Интернета. При работе с учебником возникают такие ситуации, которые потребуют использования дополнительных источников информации: Интернета, справочников, словарей, учебников по другим предметам. Мы отмечаем, что наши ученики достаточно уверенно ориентируются в огромном потоке информационных ресурсов, уверенно находят нужный им материал. А как же иначе! Ведь за урок ребятам приходится не только не раз обратиться к помощи различных словарей, которые благодаря авторам комплекта всегда под рукой, но и заглнуть в «Музейный дом», хрестоматию.

В другом своём значении интерактивность предполагает организацию филологической работы по возрождению культуры переписки (освоение этикетных формул вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки). В практике обучения это реализуется на основании включения школьников в клубную деятельность. Смысл предметной интерактивной переписки не только в провокации устойчивого интереса к предмету, но и в реализации механизма компенсации для детей, нуждающихся в дополнительном общении с умным взрослым. Из игрового желания получить ответ на каждое своё письмо, советы и новые вопросы, членские билеты, поощрительные закладки и открытки и так далее – постепенно рождается потребность в долговременном предметном общении. Если учителю удалось правильно организовать эту работу, то результаты не заставят себя ждать. Почти все наши ребята стали членами интективного клуба. Они вместе обсуждают, где можно найти ответы на очередные вопросы ученых, с гордостью показывают письма, полученные из клуба. Все это способствует не только формированию познавательного интереса к предмету, но развитию комуникативных навыков.

Данная программа также предполагает такую новую форму проведения урока как «Заседание школьного клуба». На таких уроках, некоторая инициатива организационных моментов урока и его подготовки переходит к учащимся. Учащиеся готовят к таким урокам выставки своих работ и художественной, научно-популярной литературы по теме заседания, приглашают на заседания своих друзей и родителей, ведут заседание, делают сообщения и т.д. Практически это те моменты сотрудничества учителя с учащимся, где последние выступают в роли организаторов жизненных и учебных ситуаций. Заседание клуба - эта та форма урока, которая не на словах, а на деле объединяет школьников, учителей начальных классов и учителей-предметников, родителей. Действительно, есть такие вопросы, обсуждение которых интересует всех. Мы организовали эту деятельность таким образом, что заседание клуба стали настоящими праздниками знаний. На каждое заседание приходят гости: родители, администрация школы, старшеклассники из школьного научного общества «Поиск». Выступая с докладами, дети приобретают первый опыт публичного выступления, учатся отстаивать свою точку зрения.

В другом случае требование интерактивности проявляется в инструментальности, как создании конкретных предметно-методических механизмов, способствующих практическому освоению получаемых знаний. Кроме того, инструментальность – это еще и создание условий применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, и т.д.) . В условиях систематического решения практических задач, предлагаемых в курсе литературного чтения, ученик встает перед естественной необходимостью использования различного инструментария: объединить объекты картины Н. Поленова «Заросший пруд» достаточно с
ложно без рамки, рассмотреть на свитке художника Хиросиге иероглифы со стихами хокку невозможно без лупы.

Одна из основных установок курса литературного чтения в рамках программы «Перспективная начальная школа» - внедрение в учебно-воспитательный процесс практических задач. Практические задачи, став необходимой частью в изучении реальности, позволяют не только сформировать у каждого ученика способности применять знания и умения в новых нестандартных условиях, но и создают новый (а для многих единственный) мотив познания.

Решение практических задач, проведение экспериментальных работ побуждает детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему. Ребята вовлекают в этот процесс своих родителей, ищут дополнительный материал в справочной литературе, в подписках старых местных газет. Решение практических задач не заканчивается для многих из них со звонком с урока. Звонок лишь условие для свободного обсуждения полученных результатов, начало самостоятельной творческой работы.

^ 4.Комментарии к урокам литературного чтения с использованием инструментальных возможностей УМК:

Использование простейших инструментов на уроках литературного чтения позволяет организовать учебный процесс на новом качественном уровне, формирует функциональную грамотность учащихся. Дети понимают, что наблюдать, внимательное относиться к окружающим человека мелочам - это то, что и доступно и интересно. На уроке литературного чтения в 3 классе по теме «Вода с закрытыми глазами. Ю. Коваль» (автор Гришина А.Ю.) учащиеся рассматривают картину В. Поленова «Заросший пруд», используя рамку и лупу.

Отвечая на вопрос, можно ли назвать пейзаж безлюдным, дети не только находят на картине изображение дамы, но и замечают лодку. Использование при этом лупы, позволяет им обнаружить возраст дамы, рассмотреть у неё на коленях раскрытую книгу. Лупа позволяет детям увидеть удивительную красоту этого уединенного места, заметив при этом и цветущие кувшинки на пруды, и влажную траву у воды. Необходимым предметом для изучения картины является и такой инструмент, как рамка. Используя рамку, учащиеся выделяют нужный фрагмент картины, при этом находят ответы на проблемные вопросы: «С помощью, каких предметов художник «оттеняет» тишину?», «Что напоминает вам о том, что здесь бывают люди?». На этом же уроке учащиеся очередной раз, обращаясь к толковому словарю, выясняют значение слов «нерестились», «язи», «иволга», «фуфайка», «жестяной». Работа со словарем – это еще одно проявление использования инструментальности, способствущее развитию функциональной грамотности учащихся.

Побудить школьников приглядеться к тем мелочам, которые их обступают, и спровоцировать их на диалог помогает использование набора этих же учебных инструментов на уроке литературного чтения во 2 классе. (Тема урока «Поэтический взгляд на мир», автор Гаврищака Т.С.). Работа с инструментами позволяет детям рассмотреть на картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу» такие детали и подробности, которые помогут понять им причину тех явлений, которые они наблюдали. Рассмотрев через лупу отдельные фрагменты, школьники без труда отвечают на вопросы «Давно ли выпал снег?», «Какое это время суток?», «Тепло на улице или морозно?». Они внимательно разглядывают очертания снега, замечают, чем заняты люди. На протяжении этого этапа урока дети считают число башенок и птиц, обнаруживают на переднем плане кустик с оставшимися рыже-алыми листиками. А потом оценивают всю панораму в целом. Все это позволит им в конце урока ответить на вопросы: «Многое ли увидел Брейгель?», «Можно ли сказать, что он любит целый мир?».
Комментарии к урокам литературного чтения, основанных

на методах исследования текста:

Урок литературного чтения в 3 классе «Записная книжка Кости Погодина» (автор Гришина А.Ю.) является началом цикла уроков по развитию речи, обучающих написанию сочинений разных жанров. Этот вид деятельности обычно является для детей достаточно сложным. Использование исследовательского подхода в обучении позволило акцентировать внимание учащихся на наиболее ярких образах, помогло наглядно выстроить ассоциативный ряд, акцентировать внимание на ключевых понятиях. Проблемно-исследовательский подход стал главной составляющей такого урока. Применение компьютерного оборудования направлено на повышение мотивации к обучению, развитию познавательных интересов. Ученики совмещали видео- и аудио- материал, находили точки соприкосновения в зрительном и музыкальном рядах .Урок построен таким образом, что презентация стала его «скелетом»: то есть, сопровождала логику изложения от постановки цели до выводовУдачной находкой стало проведение динамической паузы в форме музыкально-анимационной разминки.

Использованные технологии помогли эффективно организовать учебных процесс, превратив традиционный урок в яркий праздник знаний.

^ Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Секреты коротких стихов.Хокку» (автор Гаврищака Т.С.) построен на основе методов исследования текста. Стихи хокку нельзя читать, не вдумываясь в каждое слово, не анализируя каждый образ. Именно так предписывает читать эти стихи народная мудрость. Цикл вопросов, предлагаемых авторами учебника для анализа хокку, способствовал организации глубоко литературного анализа этих произведений. Благодаря этому, дети стали активными участниками познавательного процесса, у них появился необыкновенный интерес к этому поэтическому жанру. Участие в поиске потребовало от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизировало познавательный процесс, обеспечило овладение аналитико-синтетическими действиями.


9. Результативность

Результативность данной деятельности подтверждается данными психолого-педагогической диагностики, систематически осуществляемой на протяжении 2007 -2009 года.

Важным критерием результативности мы считали показатели школьной мотивации. Изучение этого направления диагностики проводилось с 1 класса. Его результаты представлены на диаграммах.

^ Показатели школьной мотивации



Как видно из приведенных данных, большинство учащихся 3 класса имеют высокую учебную мотивацию. В этом немаловажную роль сыграли специфика программы по литературному чтению, в рамках которой велась целенаправленная работа по формированию общеучебных компетенций, ориентированных на мотив успеха.

Другим направлением диагностики явилось отслеживание сформированности учебных умений по предмету. При помощи контрольных заданий, направленных на проверку умений находить нужную информацию в школьном учебнике (словаре, хрестоматии, тетради), а также заданий, которые позволяли оценить работу учащихся в группах и парах, мы проверили сформированность бибилиографических навыков и коомуникативных умений. Ряд творческих заданий и тестов помог нам выявить уровень развития креативного мышления школьников. Все эти данные представлены на следующих диаграммах.

^ Сформированность предметных навыков по литературному чтению


П

о итогам анкетирования проводимого в 2 и 3 классе в 2008 году выяснилось, что 86 % опрошенных учащихся считают чтение любимым предметом.




10.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что система организации работы по литературному чтению, когда учащиеся выходят за рамки учебника в поле других источников информации (словари и справочники, фонд библиотеки, Интернет), постановка перед ними различных учебно-практических и коммуникативно-практических задач не только способствуют развитию речи школьников, делая их речь живой и заинтересованной, но и соответствуют одному из важнейших требований современного российского образования – формированию функциональной грамотности учащихся, учат пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconМаляр Н. И. Положение о портфолио ученика начальной школы мкоу «сош...
Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconПоложение о портфолио обучающихся начальной школы
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconПлан анализа портфолио: Выделить плюсы портфолио
Электронное портфолио позволяет людям узнать о человеке некоторую информацию, о его достижениях, планах на будущую учебу. Также в...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconОценка портфолио ученика начальной школы
...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconКонкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя...
Оборудование урока: текст сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы», Flash презентация, запись отрывка в исполнении артистки Ленинградского...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconКонкурс «Интерактивных дел мастер» Номинация Методическая разработка...
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №8 города Солнечногорска Московской области (моу лицей №8)

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconКонкурс рисунков «Спешите делать добрые дела»
...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconРабочая программа по английскому языку 3 класс Пояснительная
Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга...

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconКонкурс педагогического творчества Номинация «Педагогические идеи и технологии»
Понимать: сущность развития духовной сферы общества 20-х – начала 50-х гг. XIX века

Краевой конкурс «Портфолио учителя начальной школы ХХI века» Номинация iconПоложение о Портфолио обучающегося начальной школы Общие положения
Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск