Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

Загрузка...





НазваниеПримерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
страница1/52
Дата публикации31.05.2014
Размер6.86 Mb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Приложение 1 (продолжение)

Часть 2
Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах

Русский язык

7-9 классы


Пояснительная записка



Общая характеристика учебного предмета
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы), основной (7-9 классы) и завершающий, систематизирующий (10-11 классы).

В начальной школе основной целью изучения русского языка является освоение способов письма, основным предметом рассмотрения – слово и предложение. Язык обращен к ребенку своей социальной, нормативной стороной (осваивается закон, правило, норма). В основной школе обучение нацелено на развитие самостоятельности, инициативности, переход к индивидуальным образовательным траекториям. В 5-6 классе ребенок должен осознать себя как субъекта деятельности, увидеть поле возможностей, попробовать действовать в этом поле. Акцент в курсе русского языка смещается на функционирование, тем самым для ребенка открывается возможность пробы и экспериментирования с языковыми средствами. Это, с одной стороны, способствует расширению речевого опыта ребенка, с другой стороны, дает языковой материал для анализа, осмысления, становления языковой рефлексии.

Курс русского языка в 7-9 классах является логическим и содержательным продолжением курса для 5-6 классов. В 7-9 классах продолжается освоения языковых средств. Поле пробы и эксперимента сохраняется. Но большее внимание уделяется осмыслению результатов проб и экспериментов, формированию представления о системности языка, о его потенциальных возможностях.
^ Основные цели на этом этапе:

  • освоение языковых средств в их функционировании, позволяющих выразить себя и понять другого;

  • формирование устойчивой привычки к поиску языковых средств для точного выражения собственной мысли;

  • формирование представления о языке как об изменяющейся многофункциональной системе, отражающей культуру народа;

  • понимание коммуникативной и социальной значимости литературных норм русского языка; приобретение орфографических, орфоэпических и пунктуационных навыков.


^ Основной задачей курса является освоение конкретных механизмов и способов выражения смыслов. Языковые средства существуют не сами по себе, а становятся таковыми только в условиях определенной речевой ситуации, конкретной речевой сферы, поэтому общая коммуникативная рамка курса сохраняется и конкретизируется. Языковые средства рассматриваются через призму функциональных разновидностей языка.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык»: речевая деятельность, система языка, языковая норма. Эти линии являются сквозными и тесно переплетены друг с другом. Результаты выполнения практических заданий, нацеленных на развитие письменной речи, читательских умений, навыков говорения и слушания, являются материалом для наблюдения и анализа языковых явлений. В свою очередь, результаты анализа, обнаруженные закономерности, языковые механизмы становятся основой для совершенствования речевой деятельности. Овладение нормами литературного языка базируется, с одной стороны, на представлении о языке как системе, а с другой стороны, формируется в практической речевой деятельности. Поскольку содержательные линии курса взаимосвязаны, в программе они не отделены друг от друга. Содержание сгруппировано не по линиям, а по предметно-тематическим блокам: «Морфология», «Синтаксис и Пунктуация» и «Функциональные разновидности языка».

В соответствии с целями и задачами курса выбраны и формы учебной деятельности: проба, эксперимент, наблюдение, исследование, редактирование, чтение и интерпретация, создание текста (устного и письменного), устное и письменное обсуждение (дискуссия), работа с информационными источниками, презентация, тренинг, самоконтроль.

По сравнению с курсом для 5-6 классов появляется исследование – форма, которая позволяет целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос, намечая пути поиска, оценивая результаты (эксперимент, наблюдение как освоенные формы могут становиться частью исследования). К 9 классу возрастает доля чтения и интерпретации художественных, публицистических текстов, создания собственных текстов, которые существуют уже не только как опробование языкового средства, но имеют вполне определенную коммуникативную цель и рассчитаны на определенного адресата. Увеличивается и время, отведенное на самостоятельную работу с источниками информации: учебными, научно-популярными текстами, справочной литературой. Самоконтроль вынесен за пределы урока и обеспечен материалами, пользуясь которыми ученик может сам оценить степень успешности в освоении темы.

Результаты изучения курса:

Личностные:

  • представление о родном языке как важнейшем средстве общения и познания;

  • стремление совершенствовать владение языком; установка на творческое отношение к языку, на поиск средств выражения;

  • установка на понимание собеседника;

  • уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.

Метапредметные:

  • умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПримерные программы отдельных учебных предметов Часть 1: 5-6 классы Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограммы отдельных учебных предметов, курсов русский язык пояснительная записка
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconБаранов М. Т. и др. Программы общеобразова-тельных учреждений. Русский язык 5-9кл
Примерные программы./ Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения./ Сост....

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени...
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени начального...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconДейкиной А. Д., Пахновой Т. М. Русский язык в старших классах: Практический...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: базовый уровень (2005 год) и программы...

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconДейкиной А. Д., Пахновой Т. М. Русский язык в старших классах: Практический...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: профильный уровень и программы Дейкиной...

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограммы учебных предметов Русский язык
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся...

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconСодержание программы. Третий класс Русский язык (164 ч.) «Как устроен наш язык»
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч)

Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconСодержание программы. Третий класс Русский язык (136 ч.) «Как устроен наш язык»
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч)



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск