Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов).

Загрузка...





Скачать 202.08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов).
Дата публикации11.07.2014
Размер202.08 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 города Смоленска

Пояснительная записка

Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). Во втором классе предполагаются занятия 1 раз в неделю (34 часа в учебное время+ 4 часа во время каникул; всего 38 часов). В третьем классе 2 раза в неделю (68 часов в учебное время и 8 часов во время каникул; всего 76 часов).

Целью данной программы является создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, связанного с актерским мастерством.

В ходе реализации данного курса решаются следующие группы задач.

^ Программные задач:

1)Развитие устной речи учащихся:

- расширение словарного запаса младших школьников;

- коррекция звукопроизношения;

- совершенствование артикуляционных умений;

- формирование необходимого интонирования в соответствии с поставленной задачей;

2) сохранение здоровья младших школьников посредством гимнастики (лица, рук, ног); совершенствование пластики тела;

3) развитие памяти, внимания, воображения;

4) развитие музыкальности, чувства ритма;

5) развитие умения работать в коллективе и чувствовать партнера по сцене;

6)воспитание чувства прекрасного, необходимости общаться посредством театра;

7) прививать любовь к сценическому искусству.

8) развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства;

9) развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

^ Особенностью данного курса является то, что основным содержанием изучаемого материала является такой материал, который несет большой воспитательный потенциал. Особое значение уделяется патриотическому воспитанию младших школьников посредством театра.

Так отработка звукопроизношения, четкости артикуляции, выразительности осуществляется преимущественно на литературном материале русского фольклора ( пословицы, потешки, поговорки, загадки, скороговорки, песенки , сказки), стихах смоленских, советских, русских поэтов о родине, о Смоленске. В качестве сценариев для постановок выбираются произведения русского фольклора ( Сказка «Репка», «Гуси-лебеди»), советских авторов ( «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о глупости» в переводе С. Маршака»). Воспитание патриотизма является на каждом занятии ведущим, связующим все этапы занятия.

Данный курс является интегративным. Все занятия взаимосвязаны с уроками литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, физической культуры, музыки. Так изучаемые на уроках литературного чтения произведения (или отрывки из произведений) драматизируются на занятиях кружка. Данная работа проводится в качестве театральных этюдов. Кроме этого учащиеся заняты в репетициях спектаклей. Сценарии спектакля выбираются в соответствии с потребностями учащихся, направленностью воспитательных мероприятий школы и класса.

^ Результаты работы по программе кружка (предполагаемые знания и умения учащихся):

- правильное звукопроизношение у всех детей, посещающих кружок;

- умение правильно интонировать фразы из текста;

- выразительность устной при речи при декламировании;

- выразительность чтения художественных произведений;

- совершенствование координации движений и пластики тела, умение чувствовать свое тело, принять правильную позу;

- развитие произвольного внимания, памяти;

- умение слушать друг друга, работать в паре и группе;

- умение правильно вести себя в театре;

- умение проанализировать игру актеров и спектакль в целом (яркость игры, соответствие музыкального сопровождения, необходимость и качество декораций);

- значительное расширение кругозора учащихся, их словарного запаса;

- широкая осведомлённость о русском фольклоре;

- воспитание патриотических чувств, уважения и любви к своим национальным корням, своей родине.

^ Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

^ Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

^ Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

^ Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Постановка спектаклей является результатом большой подготовительной работы, которая осуществляется на каждом занятии кружка. Так каждое занятие имеет следующую структуру:

^ 1.Организационно-подготовительный этап (1-2минуты). Учащихся знакомят с основной задачей занятия, видами работ, обязательно проводится инструктаж по технике безопасности на занятии.

^ 2. Речевая гимнастика ( 5 минут). Используются следующие виды упражнений:

  • разминка речевого аппарата и мышц лица;

  • работа со слоговыми таблицами;

  • отработка четкости произношения чистоговорок;

  • повтор отработанных ранее скороговорок.

^ 3. Основной этап (8- 15 минут в зависимости от содержания). На данном этапе решается дидактическая задача, сформулированная в теме занятия. С помощью специально подобранных упражнений учащиеся разучивают скороговорки различной степени трудности, отрабатывают правильное произношение звуков, обсуждают и отрабатывают интонационное решение в произношении различных фраз, учатся различным театральным позам, разучивают комплексы упражнений на развитие координации движений, пластики тела. Специально подобранные упражнения позволяют обучать младших школьников работать в группе, паре, чувствовать настроение, характер, желания партнеров по сцене. Особый вид заданий направлен на постановку этюдов по произведениям, с которыми дети познакомились на уроках литературного чтения. Большое внимание уделяется правильному построению фраз, коррекции речевых ошибок. После просмотра спектаклей, поставленных профессиональными артистами Смоленской областной филармонии, кукольного театра, драмтеатра обязательно обсуждается их игра, интонирование, подбор музыки, качество декораций.

4. Физкультпауза (3-7 мин). Выполнение разученного ранее либо всего комплекса на развитие пластики тела и координации движений, либо отдельных упражнений.

^ 4. Этап репетиций (15 – 20 минут). На данном этапе организуется репетиция спектакля, который является отчетом по формированию определённых умений и навыков учащихся.

5. Рефлексия (1 мин). Учащиеся делятся впечатлениями о занятии, о своей актерской игре, о знаниях и умениях, которые они получили на занятии.

^ Виды занятий разнообразны:

- посещение театральных постановок драмтеатра, кукольного театра, Смоленской областной филармонии;

- отработка артикуляции и пластики тела и лица;

- музыкальные уроки;

- репетиции спектаклей, праздников;

- показ спектаклей родителям и учащимся школы.

^ Содержание программ

2 класс (38 часов)

Раздел 1. Культура и техника речи. Постановка инсценировок, спектаклей (25 часов)

  • Артикуляционный тренинг – 10 часов

  • Пластика лица и тела – 5 часов

  • Выразительность речи, интонации героев - 10 часов

Раздел 2. Просмотр детских спектаклей Смоленского драматического театра им. Грибоедова, Смоленского кукольного театра им. Светильникова, областной филармонии, обсуждение игры артистов - 8 часов

Раздел 3. Театрализованные праздники. Показ спектаклей – 5 часов

Инсценировки, спектакли для постановки:

  1. Детские анектоды, потешки.

  2. И. Франко «Сказка о глупости» в переводе С. Маршака

  3. Новогодние приключения Мухи-Цокотухи ( по К. Чуковскому)

  4. Приключения Репки ( по мотивам русской народной сказки «Репка»)

  5. «Гуси-лебеди» русская народная сказка.

Театрализованные праздники:

  • «Новогодние посиделки»;

  • «Хлеб всему голова»

  • «Мы стали на год взрослее»

  • «День Матери»

3 класс (76 часов)

Раздел 1. Театр. Театральные профессии – 10 часов

Раздел 2. Декорации и музыкальное сопровождение спектакля – 2 часа

Раздел 3. Основы актерского мастерства – 5 часов

Раздел 4. Правила этикета в театре – 5 часов

Раздел 4. Просмотр детских спектаклей Смоленского драматического театра им. Грибоедова, Смоленского кукольного театра им. Светильникова, областной филармонии, театра-студии «Диалог», обсуждение игры артистов – 9 часов

Раздел 5. Работа над постановкой инсценировок, спектаклей – 34 часа

Раздел 6. Показ Спектаклей. Театрализованные праздники – 11 часов

Спектакли для постановки:

  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»

  • «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)

  • Ш. Перро «Золушка»

Театрализованные праздники:

  • Осенние посиделки

  • «Весёлый новогодний калейдоскоп»

  • «Праздник 8 марта»


Тематическое планирование

2 класс

№ занятия

Тема занятия



Вводное. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Что такое актерское мастерство.



Просмотр выступления артистов Смоленской филармонии. Обсуждение игры артистов.




Артикуляционный тренинг. Сила гласных. Таблица гласных для актера.




Артикуляционный тренинг. Слоги с сонорными согласными. Скороговорки



Театрализованный праздник « Мы стали на год взрослее»



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными б-п. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными.



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными в-ф. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными к-г. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными д-т. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными ж-ш. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными з-с. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными ч,щ. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Артикуляционный тренинг. Слоги с согласными ц,щ. Чистоговорки, скороговорки с данными согласными



Театральный праздник «День Матери»



Просмотр спектакля Драматического театра. Обсуждение игры актеров



Пластика тела. Игровая гимнастика. Реагирование на команду и звуковые сигналы.



Пластика тела. Игровая гимнастика. Выразительность и свобода телодвижений.



Пластика тела. Игровая гимнастика. Гармония тела с окружающим миром



Пластика тела. Игровая гимнастика. Движения под определённую музыку.



Пластика тела. Игровая гимнастика. Ритмичность и согласованность движений.



Театрализованный праздник «Посиделки в русской избе».



Обсуждение выступлений детей на празднике.



Театральные герои: положительные и отрицательные. Характеристики героев.



Отрицательные герои. Интонации отрицательных героев. Жадность, коварство.



Отрицательные герои. Интонации отрицательных героев. Лесть, зависть.



Положительные герои. Интонации положительных героев. Смелость, доброта.



Положительные герои. Интонации положительных героев. Разные оттенки радости.



Положительные герои. Интонации положительных героев. Сопереживание, сочувствие, жалость.



Громкость речи как характеристика героя.




Темп речи как характеристика героя.



Просмотр спектакля театра кукол. Обсуждение игры артистов, выразительности их речи.



Интонации чувств.



Интонации чувств.



Чтение одного и того же текста с разными интонациями. Интонационные этюды.



Репетиции спектакля «Гуси-лебеди»



Генеральная репетиция спектакля «Гуси-лебеди»



Показ спектакля «Гуси-лебеди». Отчетное выступление.



Подведение итогов работы кружка за год. Веселое чаепитие.

3 класс

№ занятия

Тема занятия



Театральные профессии. Бутафор.



Театральные профессии. Реквизитор.



Театральные профессии. Художник-декоратор



Древнегреческий театр.



Театр «Глобус».



Театр под крышей.



Современный театр.



Театр кукол.



Музыкальный театр.



Цирк.



Театрализованный праздник «Осенние посиделки»



Обсуждение игры учащихся во время праздника



Просмотр выступления артистов Смоленской филармонии



Обсуждение игры профессиональных артистов.



Музыкальное сопровождение. Звуки.



Музыкальное сопровождение. Шумы.



Правила этикета в театре. Одежда для театра.



Правила этикета в театре. Правила поведения в зрительном зале до спектакля.



Правила этикета в театре. Правила поведения в зрительном зале во время спектакля



Правила этикета в театре. Правила поведения в антракте.



Правила этикета в театре. Буфет. Гардероб.



Поход в драматический театр.





Обсуждение игры профессиональных артистов, музыкального оформления спектакля.



Иллюстрирование понравившихся эпизодов спектакля



Основы актёрского мастерства



Основы актёрского мастерства



Основы актёрского мастерства



Основы актёрского мастерства



Театральный этюд.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Театрализованный праздник «Веселый новогодний калейдоскоп»



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Наш театр. Репетиции постановки сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.



Показ сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака родителям



Показ сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака обучающимся начальной школы, воспитанникам детских садов



Обсуждение игры обучающихся.



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Наш театр. Репетиции постановки сказки Ш. Перро «Золушка»



Театрализованный праздник, посвященный празднику 8 марта. Показ сказки «Золушка»



Показ сказки «Золушка» обучающимся начальной школы



Обсуждение игры обучающихся.



Просмотр спектакля театра кукол.



Обсуждение игры профессиональных артистов. Иллюстрирование.



Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Наш театр. Репетиции спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок)




Показ спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок) родителям.




Показ спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок) обучающимся начальной школы




Показ спектакля «Приключения Вовки третьеклассника» (по мотивам русских народных сказок) дошкольникам в рамках плана работы по преемственности с детскими садами.




Обсуждение игры обучающихся.



Экскурсия в театр «Тайны Смоленского театра. Закулисье»



Просмотр спектакля театра-студии «Диалог»



Подведение итогов работы кружка за год

Информационные источники

  1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

  2. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год

  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год

  5. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год

  6. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

  7. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год

  8. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.


  1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

  2. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

  3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

  4. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год

  5. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.

  6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

  7. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-336508.html#1036960

  9. http://www.elena-kuzmina.ru/31



«Рассмотрено»


Руководитель ШМО

_____________/_______________/

ФИО

Протокол № ___
от «__» __________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 30

_____________/Н.П. Губернаторова/

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 30

_____________/Г.А. Казакова/

ФИО

Приказ № _____
от «__»_________20___г.


Рабочая программа

театрального кружка для младших школьников

«

Росинки»

разработана учителем

начальных классов

Новиковой Светланой

Михайловной


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconПояснительная записка Данная программа разработана в соответствии...
Программа предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ. Программа взята без изменений

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconПояснительная записка Настоящий курс рассчитан на 35 ч (1 ч в неделю)....
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно-научный профиль. 1-18 ч могут применяться в 8-9 классах...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconПояснительная записка Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов профиль­ной...
Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профиль­ной школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconРабочая программа драматического кружка по английскому языку для...
Программа кружка «English school Theatre» предназначена для учащихся 3-6 классов. Кружок проводится в течение всего года в объеме...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconПрограмма элективного курса "Химия металлов. Металлургия" Данный...
Данный курс предназначен для учащихся 9-х (или 11-х) классов и рассчитан на 1 час в неделю (36 часов)

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconЭлективный курс 8 класс Составлена: учителем физики мкоу «Крошнозерской...
Курс рассчитан на учащихся 8-9 класса. Содержание курса основано на знаниях из курсов физики 7 и 8 классов и курса географии. Данный...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconРабочая программа начальной школы пояснительная записка к рабочей...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconРабочая программа начальной школы пояснительная записка к рабочей...
Примерными программами по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconРоссийская федерация ростовская область администрация города Шахты...
Программа курса «Выбор профессии» рассчитан на учащихся 8-х классов. Курс рассчитан на 16 часов. Продолжительность реализации курса...

Пояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся 2- 3 классов начальной школы. Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 6 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск