Программа кандидатского экзамена по специальности

Загрузка...





Скачать 269.77 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности
страница1/2
Дата публикации11.08.2014
Размер269.77 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Литература > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (литература, высшее образование)

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ И.Е. Брякова, доктор педагогических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / С.М. Скибин

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

Введение

Кандидатский экзамен по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (литература, высшее образование) является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей вуза, их научно-исследовательской деятельности в области частной методики.

Цель кандидатского экзамена заключается в определении уровня овладения аспирантом теоретико-методологических знаний в области обучения литературы в школе, способности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения литературы и к научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает детальное освоение аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения литературы и формирование на их основе собственного исследовательского подхода.

Кандидатский экзамен по специальности сдается в соответствии с утверждённой программой экзамена.

Экзаменуемый по специальности должен показать:

  • знания программного содержания дисциплины Теория и методика обучения литературы;

  • иметь представление о фундаментальных исследованиях в области методики литературы;

  • ориентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам4

  • уметь логично, последовательно и сжато излагать материал;

  • демонстрировать навыки владения исследовательским аппаратом применительно к области специализации и сфере деятельности.


Содержание программы

Общие вопросы по теории и методики обучения литературе

^ Тема 1. Общие вопросы методики преподавания литературы как научной дисциплины

Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, содержание, структура курса методики преподавания литературы. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией.

^ Тема 2. Основные этапы развития методики преподавания литературы

Творческое развитие методических традиций как одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса, литературного развития и воспитания современных школьников. Зарождение словесности как школьного предмета и методики как науки.

Развитие школьного преподавания в XIX веке. Роль литературы и литературной критик в становлении школьного литературного образования. Филологическое чтение Ф.И. Буслаева.

Расцвет методической мысли во второй половине XIX века.

В.Я. Стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе.

Образовательно-воспитательное направление методических работ В.И. Водовозова. Эвристическая беседа как средство усвоения нравственного содержания литературного произведения. Теория и практика эстетического воспитания в трудах В.П. Острогорского.

Оригинальность и перспективность для современной методической науки и школьной практики педагогического наследия Л.Н. Толстого.

Основные методические течения конца XIX - начала XX веков.

Влияние культурно-исторической школы, психологической школы, интуитивизма и других течений в литературоведении на формирование методической мысли и школьной практики. Значение трудов А.Д. Алферова, Ц.П. Балталона, В.П. Шереметевского, В.В. Данилова.

Разнообразие методических исканий в 20-е годы. Актуальность теоретического наследия М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова.

Методические искания 50-60 годов. Поворот методики к ученику. Изучение читательского восприятия.

Проблемы соотношений эмоциональных и логических начал в школьном изучении литературных произведений (Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, Н.Д. Молдавская, А.С. Дегожская, Т.В. Чирковская). Интерес к истории методики преподавания литературы (Я. А. Роткович и др.).

Современный этап развития школьного изучения литературы и методической науки. Причины и характер дискуссий о преподавании литературы (проблемы содержания школьных программ по литературе, соотношения конкретного, исторического и общечеловеческого содержания художественных произведений, личностного и научного прочтения литературных текстов). Изучение читателя как проблема методики. Проблема активного воздействия литературы на формирующуюся личность (нравственные идеалы, ценностные ориентации).

Дискуссии о преподавании литературы Т.Г.Браже, Е.О. Галицких, В.А. Доманский, С.А. Зинин, В.Я.Коровина, Л.И. Коновалова, В.Г.Маранцман, Е.С. Роговер, Е.С. Романичева, Н.М.Свирина, И.В. Сосновская, В.Ф. Чертов и др.

Поиски путей нравственного воздействия на учеников в работе учителей-словесников (Л.С.Айзерман, Е.Н.Ильин, С.Ф.Щукина, С.В.Волков, С.В.Фёдоров и др.). Изучение читателя как проблема методики. Проблема активного воздействия литературы на формирующуюся личность (нравственные идеалы, ценностные ориентации). Развитие креативных способностей личности.

Содержание и этапы литературного образования в современной школе.

Основные принципы, лежащие в основе создания системы литературного образования. Дидактические и литературоведческие принципы: научность, историзм, связь обучения и воспитания, коммуникативность, доступность, целостный анализ произведения и др.

Художественное произведение - творчество писателя - литературный процесс - основа литературного образования школьников. Историко-литературные и теоретико-литературные сведения, элементы литературоведения и литературной критики. Роль русского языка в общем литературном развитии учащихся.

^ Тема 3. Разработка стандарта литературного образования в современной школе.

Дискуссия о структуре и содержании школьных программ по литературе. Принципы построения программ по литературе: соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематика возраста, определяющая отношение к предмету. Ориентация программы на социальные потребности времени, исторической эпохи, на общественную психологию поколения.

^ Тема 4. Методы преподавания литературы в школе

Метод преподавания литературы - его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И. Перовский); по дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.П. Есипов); в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер); по сочетанию методов преподавания и методов учения (М.Н.Махмутов); по видам деятельности (Ю.К. Бабанский). Система В.В. Голубкова (метод лекционный, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы учащихся); Н.И. Кудряшев (метод творческого чтения и творческих заданий, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный, или излагающий метод). Система В.А. Никольского (методы эмоционально-образного постижения произведений искусства слова и методы истолкования этих произведений). Современные попытки создания классификации методов преподавания литературы (В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин).

^ Тема 5. Основные этапы изучения литературного произведения в школе

Функция вступительных занятий: «создание установки» на чтение, осмысление жизненных впечатлений школьников, связанных с проблемами изучаемых произведений. Общая ориентация учащихся в объеме и характере предстоящей работы («вхождение в текст»).

Чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные своеобразные виды учебной деятельности школьников. Организация чтения, виды чтения. Классное и домашнее чтение. Выразительное чтение учителя и учащихся на уроках литературы. Подготовка к выразительному чтению текста.

Литературоведческая концепция - основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объему, средствам изучения художественных текстов.

Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащимися. Стимулирование творческого воображения и самостоятельного мышления школьников. Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие навыков самостоятельной работы над текстом. Роль проблемных вопросов и заданий в совершенствовании школьного анализа произведения. Развитие и усложнение приемов анализа в зависимости от возраста учеников.

Углубление и обогащение читательского восприятия в ходе анализа, воспитание творческой активности и интереса к чтению и изучению художественного произведения. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.

^ Тема 6. Восприятие и изучение художественных произведений в их
родовой специфике


Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. Чтение как социальная и методическая проблема. Усиление нравственно-эстетического и эмоционального воздействия уроков литературы на учащихся как важнейшая задача преподавания литературы. Возрастные и индивидуально-типологические особенности читательского восприятия.

Изучение художественного текста в странах Европы (краткий сравнительный анализ).

Особенности восприятия и изучения эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня). Сюжет и повествователь. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя в развитии интереса к чтению и анализу художественных произведений.

Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Свобода читательской интерпретации. Активизация деятельности воображения. Мизансценирование. Жанры драматических произведений (трагедия, комедия и др.). Выявление конфликта в драме и способы создания характеров. Использование сценической истории пьесы, наглядности и ТСО на уроках по изучению драмы.

Общность жизненного и духовного опыта поэта и читателя как условие восприятия лирики. Проблема объема и изобразительности чтения лирики. Изучение стихосложения, стихотворных размеров. Необходимость активного сопереживания как условие постижения сути стихотворения.

^ Тема 7. Вопросы истории литературы в школьном изучении

Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся.

Историзм в преподавании литературы на разных этапах курса. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подходов к анализу литературных явлений.

^ Тема 8. Теория литературы в школьном изучении

Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в школе. Наглядно-образная основа историке- и теоретико-литературных понятий в школе.

Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценок художественных явлений.

^ Тема 9. Урок литературы в современной средней школе

Различные классификации урока литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительные занятия, чтение, уроки анализа, заключительные уроки); от вида работы: урок-лекция, беседа, экскурсия и т.д. (В.В. Голубков); от содержания предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи (Н.И. Кудряшев). Анализ основных классификаций урока, их сильные и слабые стороны.

Инновационные модели современной структуры урока литературы. Поиски учителей и методистов.

^ Тема 10. Развитие речи учащихся в системе литературного образования

Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого-педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи в связи с занятиями по литературе. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале.

Развитие письменной речи школьников. Роль сочинения в формировании творческой самостоятельности, в углубленном познании литературного произведения. Виды творческих работ.

Тема 11. Школьный литературный анализ художественного текста. Приёмы и технологии. Интерпретация художественного произведения в системе школьного литературного образования.

Анализ литературного произведения. Принципы школьного анализа текста: принцип концептуальности, внимания к этимологии, принцип диалогизма, ретроспективность, принцип меры анализа. Концептуальный и имманентный подходы к анализу художественного произведения в школе. Пути и приемы анализа литературного произведения в школе.

Специфика художественной, научной, критической, читательской интерпретации художественного текста. Взаимосвязь анализа и читательской интерпретации. Авторская позиция в лирическом произведении и читательская интерпретация текста. Проблемы интерпретации поэтического текста. Выразительное чтение как вид интерпретации. Перевод как вид интерпретации. Литературное произведение в графических, живописных, музыкальных, театральных и киноинтерпретациях. Обусловленность интерпретации литературного произведения спецификой определённого вида искусства (язык, способы воздействия на воспринимающего), мироощущением художника, временем. Интерпретация классики в современном искусстве. Границы свободной интерпретации.

^ Тема 12 Теория и методика использования технических и компьютерных средств в обучении литературе.

Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Компьютер как основа использования новых информационных технологий обучения литературе. Анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в обучении литературе. Проблемы разработки электронных образовательных ресурсов по литературе. Теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств.

Компьютерные мультимедийные программы-презентации. Информационно-обучающие программы по литературе для школьников. Программы-тренажеры. Тестовые программы. Виртуальные уроки литературы. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя.

^ Тема 13. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Проблемы оценки качества обучения и воспитания в области литературы.

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по литературе. Система оценки достижений по требованиям стандарта. Требования к знаниям и умениям учащихся в каждом классе.

Понятие о мониторинге оценки качества обучения литературе. Оценка личностных достижений учащихся. Диагностика. Портфолио ученика по литературе, его типология.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности 12....
Программа курса для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 14 «Административное право, административный...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Программа предназначена для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области романских языков и готовящихся к сдаче экзамена...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 03 Гражданское...
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 08. — «Теория и методика профессионального образования» является одной из...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма для подготовки к сдаче кандидатского минимума аспирантами...
Программа предназначена для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение...



Школьные материалы
Загрузка...


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск