Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Загрузка...





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
страница1/7
Дата публикации01.10.2014
Размер1.2 Mb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ориентирована на учащихся

1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. Стандарты второго поколения).

  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.В основе построения курса русского языка авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность уче­ника, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

^ Общая характеристика учебного предмета "Русский язык"
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

^ Предмет русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение учебного предмета «Русский язык» на начальном уровне образования состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке(познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:


  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


В период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».
Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией; развитие графической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

^ Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и основных линий предмета осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение ( что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Из области фонетики обучающиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, с делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, безударные гласные). Дети учатся произносить и слушать звучащее слово, делать слого - звуковой и звуко-буквенный анализ.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития орфографической зоркости.

Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом обучающиеся осознают, что в слове выделяются части, вводятся понятия «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», графическое обозначение этих частей слова.

В ходе лексической работы обучающиеся наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей, животных и предметов, осознают, что каждое слово имеет значение и значений у одного слова может быть несколько, ведется наблюдение над сочетаемостью слов, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии обучающиеся получают представление о существительном, прилагательном, глаголе, личных местоимениях (без введения понятий), о предлогах, учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся такие синтаксические понятия как «предложение», «текст». Обучающиеся учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией

Знакомясь с предложением, обучающиеся усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный и вопросительный знак); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Обучающимся дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие, по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и основной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
Учебник «Букварь», прописи «Мои волшебные пальчики» дают большие возможности для грамматической и орфографической пропедевтики.

Фонетика:

- звуки речи в сопоставлении с буквами;

- звуки гласные и согласные;

- гласные звуки ударные и безударные;

- слог; слогообразующая роль гласных звуков;

- ударение; ударный и безударный слог;

- согласные звуки звонкие и глухие;

- согласные звуки твердые и мягкие;

- обозначение мягкости согласных звуков на письме;

- ь и ъ разделительные;

- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Лексика:

- лексическое значение слова (что обозначает слово);

- слова, у которых несколько значений;

- наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, работа над правильным словоупотреблением.

Словообразование:

- корень слова;

- однокоренные слова;

- приставка;

- суффикс;

- графическое обозначение частей слова.

Морфология:

Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:

- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?;

- слова, которые отвечают на вопросы какой?, что делает?, как? (как делает?);

- местоимения он, она, оно, они;

- слова в единственном и множественном числе (один предмет – много предметов);

- предлоги, различие предлогов и приставок.

^ Синтаксис и пунктуация:

- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль);

- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и её коммуникативная значимость;

- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;

- практическое знакомство с обращением;

- общее понятие о тексте.

Орфография:

- заглавная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

- начало формирования орфографической зоркости.

Курс "Обучение грамоте" обеспечивает усвоение обучающимися понятий, характерных для предмета русского языка.

В предмете русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с предметом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

^ Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В предмете русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности обучающихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
^ В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, обучающиеся повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
^ Во 2-м классе обучающиеся закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Обучающиеся учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: обучающиеся учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

^ В 3-м классе расширяется понятие о предложении: обучающиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении.

Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Обучающиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Обучающиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов.

Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обучающихся обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений обучающихся на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
^ В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений.

Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.

Обучающиеся знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание обучающихся постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, обучающийся осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в предмете русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1. С точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами.

2. С точки зрения морфемного состава, словообразования.

3. С точки зрения его грамматического значения.

4. С точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «Русский язык»
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в начальной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета, курса по английскому языку в...
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4 класса составлена в соответствии с

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 10 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Русский...
Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по предметам: «русский язык», «математика», «литературное чтение»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного курса русский язык в 3 классе срок реализации данной программы 4 года
«Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета
Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Канакина В. П, В. Г. Горецкий,...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск