Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с

Загрузка...





Скачать 445.1 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с
страница1/4
Дата публикации14.11.2014
Размер445.1 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с требованиями Программы по русскому языку для начальных классов чувашской школы (вид речевой деятельности «чтение») и стандарта начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений. 2004 г; учебника Рыбаковой А.В., Артемьевой Т.В. Парус: Книга для дополнительного и внеклассного чтения в 4 классе чувашской школы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке;

  • развитие эстетической восприимчивости к русскому и родному художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;

  • воспитание уважения к родной и русской литературе, литературе других народов России, интереса к чтению на русском и других языках, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно восприни­мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо­гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».

^ Место учебного предмета в базисном учебном плане.

В Базисном учебном плане на изучение литературного чтения в 4 классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю. Количество часов в год- 68.

^ Содержание тем учебного курса

Родина Россия. Родной край и его люди. (9 ч.)

О древней Руси, символах современной России, о родном крае и его выдающихся людях.

Из истории земли русской. (5 ч.)

Владимир Мономах – великий русский князь, Александр Невский, Дмитрий Донской – князь московский, Суворов – настоящий солдат.

Былины, легенды, библейские предания. (11 ч.)

В былинах используется прием преувеличения силы и удали молодецкой былинных героев: об Илье Муромце. Легенды о Волхе Всеславовиче, о граде Китеже. Библейское предание история из Библии, пересказанная для детей.

Сказки. (11 ч.)

Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные, авторские. Части сказки: зачин, развитие действия, кульминация, развязка.

Басни. (5 ч.)

Басни великого баснописца И.А.Крылова и известного чувашского драматурга А.Калгана.

Русские поэты (6 ч.)

А.С.Пушкин.«Няне», «Осень», «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Об эпитете.

Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды».

А.Н.Майков. Отрывок стихотворения «Осень».

А.А.Фет. (1 ч.) «Ласточки пропали», «Весенняя песня».

Русские писатели (6 ч.)

Л.Н.Толстой. Современник многих известных писателей. Его басни, рассказы, сказки, быль.

А.П.Чехов. О рассказах А. П. Чехова. «Ванька», «Белолобый».

Писатели о детях. (6 ч.)

В.Катаев «Сын полка», Н.Носов «Огурцы», «Федина задача», Б.Заходер «Очень вежливый индюк», В.Осеева «Почему?», по В.Чаплиной «Как тебя зовут?»

С любовью к природе. (6 ч.)

По Н.Надеждиной «Завтрак на зеленой скатерти», по И.Соколову-Микитову «Кукушонок», по В.Бианки «Линька, кочевка и отлет птиц», В.Дуров «Пицци – водолаз».

^ Обязательный минимум содержания по литературному чтению

Читательский кругозор. Опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения народного творчества, в том числе фольклор чувашского народа на родном языке и в переводе на русский язык. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский); классиков детской литературы; произведения писателей – представителей народов России (по выбору), произведения классиков чувашской литературы, написанные на русском языке или в переводе на русский язык: И.Я.Яковлев, В.И.Давыдов – Анатри, В.Чаплина, Р.Сарби и др.; произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшим школьникам.

Основные темы детского чтения: родина Россия, родной край – Чувашия, столица Республики, народ Чувашии, символика России и Чувашской Республики (герб, флаг, гимн), народы, живущие по соседству с чувашами, природа России и Чувашии, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герой произведения: характер героя, его поступки и их мотивы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Сравнение героев произведений русской и родной литературы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и сказки, в том числе чувашские народные сказки, литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни, в том числе чувашских писателей.

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) для характеристики героев, событий.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств.

^ Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным). Осмысление цели чтения. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения.

Говорение. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного; устное изложение текста по плану.

^ Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

Учебно-тематический план.

п/п

Тема раздела

Количество часов

Изучение нового и закрепление

Контроль

1.

Родина Россия. Родной край и его люди.

9 ч.

8 ч.

1 ч.

2.

Из истории земли русской.

5 ч.

5 ч.

-

3.

Былины, легенды, библейские предания.

11 ч.

10 ч.

1 ч.

4.

Сказки.


11 ч.

9 ч.

2 ч.

5.

Басни.

6 ч.

4 ч.

1 ч.

6.

Русские поэты (А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет)

6 ч.

5 ч.

1 ч.

7.

Русские писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов).

9 ч.

8 ч.

1 ч.

8.

Писатели о детях.

6 ч.

5 ч.

1 ч.

9.

С любовью к природе.

5 ч.

5 ч.

1 ч.

^ Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать, понимать

- изученные литературные произведения и их авторов;

- жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

- символику России и Чувашской Республики;

уметь

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

- читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать доступный по объёму текст (до 1 страницы);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг на русском языке;

- расширения словарного запаса, самостоятельного поиска значения неизвестных русских слов в словаре.

^ Формирование речевой компетенции. Чтение.

Умения и навыки правильно, бегло, созна­тельно, плавно и выразительно читать со скоростью 85— 100 слов в минуту. Умения и навыки читать доступный по­ниманию текст целыми словами, словосочетаниями и не­большими предложениями с соблюдением словесного и ло­гического ударения, пауз, правильного интонирования по­вествовательных, вопросительных и побудительных пред­ложений. Умения и навыки читать с подготовкой и без под­готовки, используя основные средства выразительности (па­узы, интонацию, логическое ударение, темп, громкость, эмоциональную окраску). Умения самостоятельно делить текст на части, озаглавливать их, составлять план прочи­танного, делать выбор пунктов плана из текста для чтения. Умения пересказывать текст кратко, выборочно; подбирать с помощью учителя материал для рассказа о действующем лице и составлять этот рассказ, а также сопоставлять двух действующих лиц по одной или двум характерным чертам.

Умения читать тексты с изменением форм местоиме­ний и глаголов, находить в тексте части речи по заданию учителя, выписывать образные слова и выражения.

Умения самостоятельно находить в тексте незнако­мые слова и выражения и с помощью словаря выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из изученных значимых частей (корня, суффикса, при­ставки); определять значения слов, встречавшихся в рече­вой практике и в прочитанных ранее текстах.

Умение давать оценку прочитанному, выражать свое отношение к нему.

Умение практически различать стихи и прозу, а так­же описания и рассказы (повествования), басни и сказки, научно-популярные статьи и деловые документы.

Умения пользоваться книгой: находить оглавление, нужный текст.

Умения и навыки бережного отношения к книге.

^ Нормативы для начальной национальной школы.

Нормативы (на конец года)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Объем текстов для классного чтения на уроке (в страницах)

0,5

0,7

1

1,5

Объем текстов для домашнего чтения (в страницах)

0,5

0,7

1,5

2

Объем текстов для заучивания наизусть и письма по памяти(в строках)

1-4

4

4-6

4-8

Скорость чтения (слов в минуту)

25

40

70

85


^ Перечень учебно-методического обеспечения

Базовый учебник

Учебник «Парус» А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева. Книга для чтения. 4 класс. Чебоксары: Чувашское кн.из-во, 2005

^ Дополнительная литература для учащихся и учителя

  • Методическое письмо об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы. А.В.Рыбакова. Чебоксары,2007

  • Демонстрационные таблицы.

  • Журналы «Начальная школа».

Библиотечный фонд

Чернова Н.Н. Система упражнений для скорочтения и скорописи. Ч. ЧРИО, 1999

Чувашское народное творчество. Детский фольклор. – Ч.: Чувашское книжное издательство, 2009

Чувашское народное творчество. Волшебные сказки. – Ч.: Чувашское книжное издательство, 2012

Воронцов В.И. Чувашские детские игры. – Чебоксары: Чеб.: Чув. кн. изд., 1992

Интернет-ресурсы

Оборудование класса:

- Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.

- Стол учительский с тумбой.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

- Классная магнитная доска

Наглядные пособия:

Демонстрационные таблицы, плакаты по литературному чтению для 4 класса.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.

  2. Принтер.

  3. Проектор.

  4. Экран.



Нормативы (на конец года)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Объем текстов для классного чтения на уроке (в страницах)

0,5

0,7

1

1,5

Объем текстов для домашнего чтения (в страницах)

0,5

0,7

1,5

2

Объем текстов для заучивания наизусть и письма по памяти(в строках)

1-4

4

4-6

4-8

Скорость чтения (слов в минуту)

25

40

70

85
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconРабочая программа учебного курса «Литературного чтения»
Рабочая программа учебного курса «Литературного чтения» для 3 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературного...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconРабочая программа по литературному чтению для 1 -4 класса рабочая...
Развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconРабочая программа составлена на основе Федерального государственного...
В. А. Чалмаев – 5-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2010 предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. А. Чалмаев – 5-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2010 предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconРабочая программа по информатике в 8 9 классах составлена на основе...
КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconО проведении недели литературного чтения в начальной школе
С 23 по 31 января 2014 года в начальных классах школы проходила неделя литературного чтения. Ученики вместе со своими учителями готовили...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconПояснительная записка рабочая программа для 1 класса разработана...
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. ГоловановойМ.: Просвещение 2011г с использованием рекомендаций инструктивно-методического письма...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconПрограмма литературного чтения учебно методического комплекта «Гармония»
В основу рабочей программы по литературному чтению легла программа литературного чтения учебно – методического комплекта «Гармония»,...

Рабочая программа составлена на основе методического письма об уроках литературного чтения (на русском языке) в 1-4 классах чувашской школы в соответствии с  iconРабочая программа по чувашскому языку для 1 класса разработана на...
Составлена на основе базисного учебного плана, рекомендованного Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск