Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте






Скачать 398.88 Kb.
НазваниеСочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
страница1/4
Дата публикации13.01.2014
Размер398.88 Kb.
ТипСочинение
top-bal.ru > Математика > Сочинение
  1   2   3   4
Пишем часть С
Рекомендации по подготовке к выполнению части С

http://4.bp.blogspot.com/-mscivyuxtk4/uf1x2a2joci/aaaaaaaab_4/w7xz1hxow4i/s200/%25d1%2581%25d0%25be%25d1%2587%25d0%25b8%25d0%25bd%25d0%25b5%25d0%25bd%25d0%25b8%25d0%25b5+4.jpg

                Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

^ Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из рассматриваемых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному.

^ Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

         критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения, ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);

         план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;

         речевые клише, позволяющие правильно формулировать и вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;

         типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.

^ 1. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ



^ Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения




К1

Формулировка проблем исходного текста







Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста







Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста

прокомментирована,

но

без опоры на исходный текст,

или

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его

фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текст

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста







Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме







Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

«Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0

II

Речевое оформление сочинения




К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием

грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и

однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность




К7

Соблюдение орфографических норм







орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2-х ошибок

2

допущено 3–4 ошибки

1

допущено более 4-х ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено 1–3 ошибки

2

допущено 4–5 ошибок

1

допущено более 5-и ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм







грамматических ошибок нет

2

допущено 1–2 ошибки

1

допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм







допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущено 2–3 ошибки

1

допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм







этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале







фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

23


При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и

оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

^ 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

^ 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;

К8 – допущено 1–3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается.

_______________________

1 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст

рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы

определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
^ 2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

     Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемым к выполнению части С:

1) Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):

         первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;

         второй аргумент – из собственных знаний и жизненных наблюдений.

6) Итоговый вывод (заключение).

Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.

^ 3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания

1) Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая

         находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;

         даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

Сформулировать проблему можно двумя способами:

^ Способы формулировки проблемы

Примеры

1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).

    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.

2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего?

    Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

    В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

^ Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:

         В своём тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).

         Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).

         Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.

Примечание.

Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…

Пример возможного начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

^ Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:

   помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

^ Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconТематическое планирование по литературе Учебник под редакцией В. Я. Коровиной. 5 класс
Сформировать умение находить в учебнике необходимый материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема: В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»
Цель: развитие умения прогнозировать содержание текста; осознанию собственного отношения к прочитанному тексту; научить детей пониманию...

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема: В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»
Цель: развитие умения прогнозировать содержание текста; осознанию собственного отношения к прочитанному тексту; научить детей пониманию...

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconСочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований,...

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте icon«Центр развития ребенка детский сад №39» Шелепова И. А. 25 декабря 2012
Консультативный пункт (далее по тексту кп) мадоу «црр д/с №39» (далее по тексту Учреждение) в соответствии с

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте icon«Наш театр»
Сформулируйте основные задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconСочинение Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг»
Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг» хочу начать со стихотворения Муталиба Митарова «Дружба»

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconЭкономическая теория рабочая тетрадь Пермь, 2010 г
Сформулируйте предметные различия основных направлений исследования политэкономии и экономикса

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconГиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение,...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова: «Выразительность – это свойство...

Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы Общие положения
Написание и защита выпускной квалификационной работы (далее по тексту вкр) является заключительным этапом подготовки студента или...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск