Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Загрузка...





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации05.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Математика > Программа дисциплины
  1   2   3   4

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Нижегородский филиал


Факультет бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины
Микроэкономика (адаптационный)




для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистров
для магистерской программы «Математическое моделирование»

Автор программы:

И.А. Бакунина, к.ф.-м.н., доцент, ibakunina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры математической экономики «___»____________ 2011г.

Зав. кафедрой А.М.Силаев
Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2011г.

Председатель Е.Е. Кузьмичева
Утверждена УМС филиала «___»_____________2011г.

Председатель _____________Л.Г.Макарова

Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование», изучающих дисциплину «Микроэкономика (адаптационный курс)».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательной программой направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика»;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2010 г.

^ Цели освоения дисциплины

Основная цель курса – сформировать у магистрантов основы экономического мышления, дать знания базовых понятий микроэкономики и её моделей со значительным использованием математического аппарата, выработать умение с их применением решать конкретные задачи, а также анализировать статистические данные, самостоятельно разбираться в информационном потоке и литературе.

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  1. теоретические основы микроэкономики;

  2. основные переменные, используемые в экономической теории и их экономический смысл;

  3. основные экономические модели и их графическое представление;


Уметь:

  1. решать типовые практические задачи и обладать навыками самостоятельного экономического мышления;

  2. уметь самостоятельно работать с литературой, рекомендованной преподавателем, и обладать навыками самостоятельного поиска информации;

  3. применять современный математический инструментарий для решения экономических задач


Владеть:

  1. навыками самостоятельного решения микроэкономических задач;

  2. экономической информацией и применять её в исследованиях;



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты

ПК-1

Использует основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет изученные методы для теоретического и экспериментального исследования в экономике.

Использует современную научную литературу при подготовке

Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних заданий

Самостоятельная работа


способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач

ПК-2

Демонстрирует владение экономическими методами, обосновывает применение конкретных инструментов, интерпретирует результаты и оценивает их достоверность

Лекционный курс

Семинарские занятия

Практические упражнения Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий

Выполнение контрольных работ

способностью углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности

ПК-3

Демонстрирует владение экономическими методами, обосновывает применение конкретных инструментов, интерпретирует результаты и оценивает их достоверность

Практические упражнения,

Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий

Выполнение контрольных работ

способностью разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов

ПК-4

Демонстрирует владение экономическими методами, обосновывает применение конкретных инструментов, интерпретирует результаты и оценивает их достоверность

Устная и письменная работа над заданной проблемной ситуацией, требующая самостоятельных рассуждений.

способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

ПК-9

Использует при выполнении заданий различные источники информации

Лекционный курс

Семинарские занятия

Практические упражнения Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий

Выполнение контрольных работ

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение

ОК-4

Обладает способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Устная и письменная работа над заданной проблемной ситуацией, требующая самостоятельных рассуждений.

^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу адаптационных дисциплин.

Для освоения учебной дисциплины, магистранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать теоретические основы микроэкономики.

Уметь решать типовые практические задачи и обладать навыками самостоятельного экономического мышления

Владеть навыками самостоятельного решения экономических задач.

Настоящая дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистров.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • основы экономической теории (микроэкономика);

  • математический анализ;

  • линейная алгебра;

  • английский язык.

Для освоения учебной дисциплины, магистранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владение культурой критического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации

  • умение применять методы математического анализа для решения экономических задач

  • владение английским языком на уровне, достаточном для чтения иностранной экономической литературы.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Микроэкономика-2

  • Микроэкономика-3

  • Логистика

  • Финансы предприятий и организаций

  • Внешнеэкономическая деятельность фирмы

  • Налоговая политика фирмы

  • Предпринимательство и предпринимательские риски

  • Управление конкурентоспособностью фирмы

  • Информационные технологии в экономике

  • Статистика фирмы

  • Кадровый менеджмент

  • Эконометрика

  • Экономическая статистика.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семинары

1.


^ Базовые экономические понятия

Предмет и метод микроэкономики.

Рыночная система. Спрос и предложение.

10

2

2

6

2.

^ Теория потребителя

Оптимальный выбор потребителя и функции индивидуального спроса.

Сравнительная статика спроса.

Выбор в условиях неопределенности и риска

10

2

2

6

3.

^ Теория производителя

Производство экономических благ.

Издержки производства.

Функции предложения фирмы на рынке товаров и услуг

10

2

2

6

4.

^ Рыночные структуры

Совершенная конкуренция.

Монополия и монопольная власть.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия: стратегическое поведение фирм.

Введение в некооперативную теорию игр.

20

6

6

8

6.

^ Рынки факторов производства

Рынки труда

Рынки капитала и рынки земли

10

2

2

6

7.

^ Государство и рынки

Провалы рынка и государственное регулирование

10

2

2

6




Всего часов

70

16

16

38



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля




1 модуль




Текущий

(неделя)

Контрольная работа

10

Письменная контрольная работа, 45 минут

Итоговый

Экзамен

1

Письменный экзамен, 90 минут



^ Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Требования к отчетности соотносятся с компетенциями.

При оценивании контрольной работы учитываются наличие правильных решений заданий и полнота их выполнения, качество оформления работы, способность провести самостоятельное решение задач и творческих ответов на вопросы, сделать выводы на основе сведений, полученных из источников и научной литературы, и из собственной работы.
^ Содержание дисциплины

Раздел 1. Базовые экономические понятия.

Тема 1. Предмет и метод микроэкономики.

Предмет микроэкономики. Экономические агенты, блага, ресурсы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов, проблема выбора. Цели экономических агентов.

Методология микроэкономики. Маржинализм. Рациональность. Субъективизм. Микроэкономические модели.

Понятие альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей и закономерности ее поведения. Концепции сравнительного и абсолютного преимущества. Пропорции взаимовыгодного обмена. Специализация и разделение труда.

Тема 2. Рыночная система. Спрос и предложение.

2.1. Механизмы рынка.

Индивидуальный спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Рыночный спрос (построение кривой рыночного спроса по кривым индивидуального спроса). Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Рыночное предложение.

Равновесие спроса и предложения. Устойчивость равновесия. Концепция выигрышей потребителей и производителей.

^ 2.2. Показатели эластичности.

Понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Товары субституты и комплементарные товары. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения.

^ 2.3. Государственное регулирование рынка.

Вмешательство государства в экономику и его границы. Фиксированные цены. Налоги и дотации. Влияние налогов и дотаций на параметры равновесия. Изменение излишков потребителей и производителей при введении потоварных налогов и субсидий. Импортные и экспортные пошлины.

^ Основная литература

1) Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007

2) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т.  СПб.: Экономическая школа, 2004

3) Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005 г.

4) Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. Ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Дело и сервис», 2007

Дополнительная

5) Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: Юнити, 1997

6) Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика.  М.: Дело, 2000

7) Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение.  М.: ИНФРА-М, 2000

8) 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 2004.

9) Кац Майкл. Микроэкономика / Кац Майкл, Роузен Харви ; Пер. с англ. - Мн. : Новое знание, 2004

10) Макконнелл К. Р. Экономикс : Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю ; Пер. с англ. - 14-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2004

11) Мэнкью Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер, 2003.

12) Базиков А.А. Экономическая теория. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2005.288с.

13) Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебное пособие. Мн.: Книжный мир, 2005

14) Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. 2-е изд. пер., доп. М.: Норма, 2005

15) Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практических занятий. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

16) Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 432 с.

17) Михайлушкин А.И. Экономика в задачах и тестах. М.: Высшая школа, 2001.

18) Нуреев Р. М. Основи зкономической теории: Микроэкономика: Учебник для вузов.- М.: Высш. шк., 1996.

19) Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / Гл. ред. М.Р. Нуреев. М.: изд-во НОРМА, 2002.

20) Чеканский А. Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень : Учебник / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова. - М. : ИНФРА-М, 2008

21) Микроэкономика. Теория и российская практика : Учебное пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. - 7-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2007

22) Лемешевская Л. В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи : Учеб. пособие / Л. В. Лемешевская. - Мн. : Книжный Дом ; : Мисанта, 2005

23) Макроэкономика: социально-ориентированный подход: Учебник / Под ред. Лутохиной Э. А. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005

24) Микро-и макроэкономика : Учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн. : Книжный Дом, 2004

25) Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров : АСА, 2005
^ Ресурсы Интернет

www.portal.edu.ru – образовательные порталы.

www.ecsocman.edu.ru - образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту.

http://www.economicus.ru - сайт, содержащий множество полезной информации по экономической теории

http://myphlip.pearsoncmg.com/cw/mpbookhome.cfm?vbookid=152

http://50.economicus.ru/

50 лекций по микроэкономике / Институт "Экономическая Школа"

http://microeconomica.economicus.ru/

учебник В.М. Гальперина, С.М. Игнатьева и В.И. Моргунова "Микроэкономика" издательства "Экономическая школа".

http://www.finec.ru/rus/parts/microeconomics/

Микроэкономика: Электронный учебник / Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.

http://www.hse.ru/science/lab_ups/win/index.htm

Демонстрационная версия компьютерного учебника на основе учебника для ВУЗов: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма-ИНФРА-М, 1998.

http://eco.rea.ru/

Экономическая теория. Конспект лекций по микроэкономике на сайте РЭА им.Г.В.Плеханова.

http://www.economicus.ru - сайт, содержащий множество полезной информации по экономической теории

^ Раздел 2. Теория потребителя.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск