Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)






Скачать 130.61 Kb.
НазваниеСочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Дата публикации23.01.2014
Размер130.61 Kb.
ТипСочинение
top-bal.ru > Математика > Сочинение
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)

Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :

1. Вступление (2-3 предложения)

2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл

3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 2 балла

4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл

5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла

6. Заключение, вывод (1-2 предложения)

Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.

Речевые образцы (клише), помогающие организовать работу по написанию части С

^ 1. Вступление (зачин) должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.

Можно начать сочинение:

а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту

б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям пить отравленную воду? Есть ядовитую рыбу? Кто захочет ехать за город, чтобы отдохнуть в березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это нас ждет в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.

в) с ключевого слова (именительный темы)

Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и тот она выглядит отвратительно!), и совсем другое , когда она овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.

2. (К1) Сформулировать проблему можно:

а) кратко – одним словом или словосочетанием («проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже):

Автор поднимает проблему (чего?) совести.

^ Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей».

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

^ Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

в) в некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

^ Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

общественно значимой

социальной

сложной

нерешенной

наболевшей

злободневной

важной

острой

животрепещущей

жизненной

первоочередной

спорной

насущной

неотложной


важной

глубокой

актуальной

жгучей

мучительной

принципиальной и т.д.

^ Типы проблем

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

Самые общие вопросы развития общества, природы, человека

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

- Проблема поиска смысла жизни

- Проблема счастья

- Познание и самопознание

- Проблема свободы выбора (выбора пути)

-Проблема судьбы (предопределения)

-Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней)

- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею

- Революция и эволюция

- Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти)

- Роль личности в истории

- Проблема добра и зла

-Проблема национального характера

- Проблема времени и его быстротечности

-Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей

-Проблема взаимодействия идеала и действительности


- Проблема социальной справедливости/несправедливости

- Проблема соблюдения прав человека

- Проблема свободы личности в обществе

--Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти)

-Проблема художника и власти

-Проблема неизбежности прогресса

-Проблема эмиграции

-Проблема интеллигенции

- Прогресс и общество

- Конфликт старых идей с передовыми взглядами

- Создание правового государства

- Роль науки в обществе

- Научный и технический прогресс

-Проблема ответственности ученых за свои открытия

-Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов

-Проблема влияния среды на человека


- Политика в жизни общества

- Гражданское общество

- Демократия

- Международные конфликты

- Разоружение

- Терроризм

- Национализм


- Проблема сострадания

-Проблема проявления гуманизма

-Проблема героизма и человеческой стойкости

-Проблема патриотизма

- Проблема человеческого благородства

- Проблема нравственного выбора человека

- Проблема памяти (исторической, родовой)

- Проблема преемственности поколений

- Проблема истинных и ложных ценностей

- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки

-Проблема защиты чести и собственного достоинства

-Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости

-Проблема истинной дружбы

- Проблема предательства

- Проблема равнодушия, черствости

- Проблема сохранения культурного наследия

- Проблема одиночества (одинокой старости)

-Проблема влияния детства на формирование характера человека

-Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому

- Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы

- Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям

- Проблема равнодушия к судьбе другого человека

- Проблема нравственной ответственности перед другими людьми

-Проблема доброты и всепрощения
- Проблема родительской любви


-Проблема бескорыстной помощи

-Проблема родительской безответственности

-Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов

-Проблема отцов и детей

-Проблема значимости труда в жизни человека

-_Проблема воспитания (обучения)

-Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей )

-Проблема растлевающего влияния жадности на человека

-_Проблема пошлости и корысти

- Проблема духовной деградации личности


-Проблема влияния человека на природу и возможные последствия

-Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы

- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

- Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы

-Проблема бездомных животных

-Научный прогресс и экология

-Экология языка (Проблема бережного отношения к языку)

- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми

- Проблема назначения подлинного искусства

- Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком

- Проблема воспитания эстетического вкуса

- Проблема духовности в искусстве

- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека

- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе

-Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека


Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…

  • Автор текста затрагивает проблему…

  • В центре внимания автора проблема…

  • В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…

  • (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

  • ………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)

  • ………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.

  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

  • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

3. Комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.

Текстуальный

«от текста к действительности»

Концептуальный

«от действительности к тексту»

Текстуальный комментарий – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на вопросы:

  • Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?

  • Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

  • Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему?

  • На чьи мнения ссылается автор? Почему?

  • Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Пример текстуального комментария

Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.


^ Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.

  • Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

  • К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)?

  • Насколько актуальна в наши дни эта проблема?

  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?

  • Какой аспект проблемы рассматривает автор?

Пример концептуального комментария

Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей в том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Но не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняя цитаты.

ВНИМАНИЕ! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.

Помните: комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.^ ПИШИТЕ НЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЮТ ГЕРОИ, А О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

^ Текстовый комментарий

(художественный текст)

Текстовый комментарий

(публицистический текст)

Концептуальный комментарий

(публицистический текст)

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем)

  • Не случайно писатель изображает (кого, что)

  • Поступок героя свидетельствует о том, что…

  • Слова (мысли) героя показывают, что…

  • Автор осуждает (одобряет) поступок героя

  • Автор сочувствует своему герою

  • Симпатии автора на стороне (кого)

  • Проблема раскрывается автором на примере…

  • В качестве примера автор рассматривает…

  • Автор текста обращает внимание на…

  • Автор искренне восхищен (огорчен) тем, что…

  • Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

  • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

  • Как и большинство из нас, автор считает, что…

  • Автор полемизирует (с кем)…

  • Автор подробно рассматривает…

  • Автор обращает внимание на …




Автор

(что делает?)

отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, опирается на мнение, анализирует, характеризует, сравнивает, рассматривает, сопоставляет, разбирает, показывает важную роль.

^ 4. Сформулировать позицию автора

Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.

Помните! Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)

2. Оценочная лексика

3. Средства выразительности

4. Вводные слова

5. Побудительные предложения

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

^ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

^ Автор призывает нас (к чему)…

Автор убеждает нас в том, что …

Автор осуждает (кого/что, за что)…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Помните!

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

4. При определении авторской позиции нельзя ставит знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

^ 5. Аргументация собственного мнения по проблеме

Аргумент – суждение, вывод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Структура аргумента

ТЕЗИС (собственное мнение)

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.

^ ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

Не случайно русские писатели и поэты в своих произведения обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

АРГУМЕНТ

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего - с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:

^ Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

МИКРОВЫВОД

Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставит нас, граждан России, равнодушными.



Формулирование собственного мнения

(типовые конструкции)

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…(далее идет аргумент).

Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»…

Я согласен с позицией автора и тоже считаю: … . В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример.

Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убежден в том, что… В подтверждение моей точки зрения можно привести следующие примеры из художественной литературы.

^ Безусловно, нельзя не признать правоту автора.

Я разделяю (не разделяю) позицию автора в том, что..

Мне ясна позиция автора, и я ее разделяю. Действительно…

К сожалению, я вынужден возразить, отметить, оспорить…

По – моему, … По моему мнению,… Мне кажется… (представляется, думается)…

6. Заключение, вывод

Итак, можно сделать вывод, что…

Итак, автор показал нам, что…

Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…

В заключение хочется отметить (подчеркнуть)…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconСочинение Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг»
Свое сочинение-рассуждение на тему: «Мой лучший друг» хочу начать со стихотворения Муталиба Митарова «Дружба»

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconГиа сочинение о выразительных средствах языка Напишите сочинение-рассуждение,...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова: «Выразительность – это свойство...

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconПлан урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение...
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты одежда слов». Аргументируя...

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconКонспект лекций по дисциплине социальная антропология Лекция 1 2
Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г...

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconНазвание факультатива
Факультатив по русскому языку «Сочинение- рассуждение как вид и жанр повышенной сложности на егэ»

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconВ каком словосочетании есть профессионализм?
Напишите небольшое сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны синонимы в нашей речи?» Используйте текст стихотворения

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconСочинение-рассуждение на тему «Мой верный друг! Мой враг коварный!...
Сочинение-рассуждение на тему «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык». В. Б. Брюсов (Родной язык)

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconСочинение-рассуждение на тему «Что может повлиять на изменение настроения...
Выучить и проанализировать одно из стихотворений с есенина на любую тему (стихи о природе, о животных, о матери, о любви)

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С) iconРазработка урока по русскому языку в 9 классе. Тема : Сочинение рассуждение...
Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск