Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника»

Загрузка...





НазваниеПрограмма подготовительного курса «Школа будущего первоклассника»
страница1/7
Дата публикации02.04.2014
Размер0.86 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»


Рассмотрено

на заседании МО

учителей нач. классов

Протокол № 1

от «____» сентября 2013 г.

Согласовано

зам.директора по УВР

_________Дубовик О.Т.

«____» сентября 2013 г

Утверждено

директор школы

_______Кравцова М.В

«___» сентября 2013 г.

Программа

подготовительного курса

«Школа

будущего первоклассника»

Составитель:

учитель начальных классов.

Сыромятникова В.И.

2013 год

^ Пояснительная записка.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами. В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является

интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения.

^ Цели программы:

1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам само оценивания и

взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.

2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для

успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.

^ Основные задачи:

Обучающие:

-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и

навыков;

-пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и

формирование на этой основе умения учиться;

Развивающие:

-развитие личности ребенка;

-выявление и развитие у детей творческих способностей;

-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

Воспитательные:

-психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;

-воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной

работы;

Основные принципы работы педагогов при реализации программы:

-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной

требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-систематичность и последовательность занятий;

-вариативность содержания и форм приведения занятий;

-наглядность;

-адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

-постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-

значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным,

комплексным;

-индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после

полного освоения материала предыдущего этапа;

-повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и

закреплять механизмы реализации функции;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей;

-практическая направленность;

-занимательность;

-наглядность.

Основная дидактическая идея:

-развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если

оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется

специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,

доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются

практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно –

игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться

положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках

сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти

методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается

практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя

эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с

другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со

счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним

поможет приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного

изучения программного материала начальной школы.

Методические рекомендации.

Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает

в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые

формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра,

то в школе таковой становится учебная деятельность.

В связи с этим возникают два вопроса: готов ли 6-7 летний ребёнок к школе, к новому для

него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного

возраста к систематическому обучению?

Прежде всего, педагогу необходимо помнить, что 6 - 7 летнему ребёнку всё ещё присущи

особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного

периода жизни. Седьмой год является переходным между дошкольным и школьным

возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе,

использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов

работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего повышение общего

развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности,

совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определённых

качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебной

задачи, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои

действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме).

Наряду с этим, в школе осуществляется специальная подготовка дошкольников к

усвоению содержания тех предметов, которыми он будет заниматься в начальных классах

школы: проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, по подготовке к обучению

математики, письму, развитие речи, которые не только дают возможность сформировать

начальные навыки счёта, чтения, но и способствуют общему развитию ребёнка.

Подготовка детей к обучению в школе проходит в третьей, четвёртой четвертях.

Её целью является:

всестороннее развитие детей, которое в дальнейшем поможет им успешно овладевать

школьной программой.

Основные задачи, которые стоят перед учителями:

- снятие у учащихся психологического напряжения перед поступлением в школу;

- развитие любознательности как основы познавательной активности;

- развитие интеллекта;

- развитие творческого воображения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает 17 недель занятий по 1

уроку в день. Уроки проводятся по 35 мин. Занятия состоят из блоков: развитие речи, подготовка к изучению математики, подготовка к изучению письма, подготовка к обучению грамоте.

На каждом занятии рекомендуется выполнение практической части, которая разработана в приложении.

Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.

Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в

дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к

школьному обучению.

Содержание курса.

Подготовка к изучению математики.

1.Арифметический материал.

Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и

предметов. Состав чисел. Арифметические действия сложения и вычитания.

Решение простейших задач на основе счета предметов.

Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения

между предметами. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком.

Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

^ 2.Геометрический материал.

Распознавание геометрических фигур. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур

из частей и разбиение фигур на части.

Пространственные и временные представления. Ориентирование в клетках (диктанты).

^ 3.Содержательно-логические задачи.

Задания основаны на математическом содержании первых двух разделов и направлены на развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения, памяти.

Подготовка к обучению грамоте.

Первоначальное представление о звуках и буквах, о гласных и согласных звуках и

буквах, о делении слов на слоги.

^ Развитие речи.

Составление рассказов по картинкам, ответы на заданные вопросы, грамотное, четкое

выражение своих мыслей, рассказы о себе, умение общаться.

^ Подготовка к изучению письма.

Становление графического навыка по шаблонам и трафаретам, раскрашивание рисунков,

работа по заданным образцам. 7

Учебно – тематическое планирование курса

(курс состоит из 16 занятий и 17 занятие-это экскурсия по школе)

Результаты обучения:

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

-отчетливо и ясно произносить слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

-составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

-ориентироваться на странице тетради;

-называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

-соотносить цифру с числом предметов;

-пользоваться арифметическими знаками действий;

-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
^ Учебно-тематическое планирование курса

(курс состоит из 17 занятий)



^ Название темы занятия

Всего часов

1

Речь устная и письменная. Мир звуков и букв.

1

2

Счет прямой, обратный, порядковый. Предыдущее и последующее

число.


1

3

Предложение.

1

4

Числа, цифры 1, 2. Повторение математических знаков.

1

5

Предмет и слово.

1

6

Числа 3, 4. Повторение.

1

7

Слог, ударение.

1

8

Число и цифра 5, 6. Повторение.

1

9

Слово, слог, ударение.

1

10

Числа и цифры 7, 8. Повторение.

1

11

Деление на слоги.

1

12

Число и цифра 9. Повторение.

1

13

Гласные и согласные звуки.

1

14

Число 10. Числа и цифры. Однозначные и двузначные числа.


1

15

Знакомство с алфавитом.

1

16

Итоговое занятие.

1

17

Экскурсия по школе.

1


Занятие 1.
Тема: Речь устная и письменная. Мир звуков и букв.

Цели: формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и

устная», «звук», «буква»; побуждать к самостоятельному чтению, развивать внимание,

монологическую речь, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к

учебной деятельности.

Оборудование: рисунки поезда с вагонами, цыпленка.
Ход урока.

I. Организационный момент.

-Поздравляю вас с началом школьных занятий! Мы познакомимся друг с другом, узнаем

школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов!

Начнем наш первый урок.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Отгадайте, на чем?

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались в путь - далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд).

-Поезд здесь, а вагонов нет. Нужно вагоны вернуть назад.

-Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа.)

-Где вы сейчас находитесь? (Мы находимся в школе.)

-С какой целью родители привели сегодня вас в класс? (Ответы детей.)

-А о чем говорится вот в этой загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те - одна семья.

Кто они, спрошу тебя?

(Класс, школьники, ученики.)

II. Актуализация знаний.

^ 1.Разучивание алфавитной песенки.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем мы белье.

Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинчик быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.

Э, Ю, Я – вот и все мои друзья! 9

-Вагончики на месте, можно отправляться, только для этого выполните задание.

Запомните школьные правила.

2. Ознакомление с правилами.

-Ребята вы знаете, что меня зовут... Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь,

какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное,

какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы.

Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать. (Сначала будут одиночные вопросы,

затем все спрашивают, перебивая друг друга.)

-Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. В

школе есть правило:

«Хочешь говорить - подними руку!»

(Учитель показывает, как правильно поднимать руку.)

-Сегодня вы начнете учиться правильному поведению на уроке, правильно отвечать на

поставленные вопросы, узнаете много нового и интересного.

-А теперь задавайте вопросы, как положено ученикам.

(Дети задают любые вопросы, а учитель отвечает и подводит их к понятию «речь».)

-Молодцы! Хорошо правила запомнили. Садитесь в вагоны - поехали!

3.Физкультминутка «Паровоз».

(Движение локтями, сигнал).

Загудел паровоз и вагончики повез!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу!

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

III. Постановка темы и цели урока.

-Посмотрите, куда мы приехали. Мы в неизвестной стране, которая называется «Речь». А

Чтобы вам не было страшно, нужно познакомиться с её жителями.

IV. Новая тема.

1.Знакомство с понятиями «устная» и «письменная речь».

-Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с

вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)

-Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все

при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы

пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и

произносим.

-Все, что мыс вами сейчас говорили, - это устная речь.

-Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее

читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе

обучения письму.

-А теперь послушайте стихотворение:

-Зашумел осенний лес

-Золотой листвою.

-Степлым летом расставаться

-Грустно нам с тобою.

-Колокольчик зазвенит,

-Звонкий и веселый.

- Он сегодня всех ребят

- Приглашает в школу.

- Постучит в окошко клен

- Красно-желтой лапкой,

- И чирикнет воробей:

- Вдобрый путь, ребятки!

-Какую речь вы сейчас услышали?

2.Мир звуков и букв.

-Как плачет ребенок? Как он удивляется?

-Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают шмель, пчела?

-Видели ли вы произносимые звуки?

Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения

придумали буквы. А вот перед вами алфавит. Он иллюстрирован.

(Выставить на доску красочный алфавит с изображениями зверей, птиц или цветов на

каждую букву).

- Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?

-Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов.

3. Обобщение.

-Ну что, страшно вам в этой стране? Кто её жители?

-Как называется все то, что мы говорили об иллюстрации? (Устная речь.)

-Когда мы пользуемся устной речью?

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперед быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш класс.

Вот какой букет у нас!

5. Выделение звука.

-Продолжаем путешествие. Сейчас остановка центральная. Нам нужно срочно помочь

одной цапле. У нее произошло чрезвычайное происшествие.

^ Сказка «Цыпленок Цып»

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал,

когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

- Ну, ты посиди,— говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошел к

цветку и говорит:

- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и

жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше. Смотрит — гусеница ползет.

- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

- А как же надо? — удивилась гусеница.

- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! Сказал и пошел дальше.

Смотрит — цапля лягушек ловит,

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо — цапля его вытащила.

- Чтобы учить,— говорит цапля,— надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)

-Что произошло у цапли? Какой урок получил цыпленок?

-Назовите слова со звуком ц.

4. Физкультминутка.

V. Подведение итогов урока.

-Помогите закончить фразу:

-Все, что мы говорим - это... (речь).

-Речь бывает... устной и письменной

-Мы не можем видеть... (звук).

-Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его... (знаком или буквой).

Занятие 2.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconОбразовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной...

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» Составители: Потапова Л....
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного...

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconПрограмма курса «Школа будущего первоклассника»
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconТема: «Создание и функционирование группы кратковременного пребывания...
Школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»,...

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconРабочая программа «Школа будущего первоклассника» паспорт программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconПрограмма "Школы будущего первоклассника" программа дошкольного курса...
Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки...

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа»...

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconОбразовательная Программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей
Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconПрограмма предшкольного образования Группы общего развития
Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника»

Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» iconРабочая программа подготовки будущих первоклассников Содержание
Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск