Урока. Урок по теме «Тепловые явления»






Скачать 183.91 Kb.
НазваниеУрока. Урок по теме «Тепловые явления»
Дата публикации17.10.2013
Размер183.91 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Математика > Урок
Слайд 1. Тема урока.

Урок по теме «Тепловые явления»

8-й класс

Слайд 2. Цель урока.

Цель:


  1. Повторить и обобщить материал по теме урока.

  2. Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим и табличным способами.

  3. Развивать навыки самостоятельной работы.

  4. Продемонстрировать формирование волевых качеств учащихся, доброжелательному общению и взаимопомощи.



Вид урока: урок обобщения и повторения
Тип урока: комбинированный.
^ Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа.
Оснащение: карточки с графиками и таблицами на партах.
Время урока: 40 минут.


^ Ход урока:

Слайд 3. Девиз: «Мало знать – надо уметь применять»

Р.Декарт

1. Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).

Учитель: сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия , связанные с изменением агрегатных состояний вещества, решить различного вида задачи. Работа предстоит большая и интересная, и я надеюсь, что вы с ней прекрасно справитесь. Для начала посмотрим на смайлики и определим свое настроение. (на доске смайлики)
2. ^ А теперь давайте повторим основные понятия и процессы по изученной теме: «Тепловые явления» (используя график зависимости температуры вещества от времени, ответим устно на вопросы).

Слайд 4. Решение графической задачи №1:
Вещество - вода

t, oC

1. нагревание льда

Q= cm(t2-t1)

100 IV 2. Плавление льда

Q = λm

3. нагревание воды

Q= cm( t2-t1)

4. парообразование

III Q= Lm

5. Q = Q1+ Q2 +Q3 +Q4

20

II

I t,мин

- 40
Вопросы к графику:

  • Какие процессы изображены на графике?

  • Что называется плавлением? Удельная теплота плавления – что это?

  • Назвать формулы для расчета количества теплоты на соответствующих участках графика.

  • Почему температура кипения остается постоянной, на что расходуется?

  • Какому процессу соответствует 4 участок графика? Температура кипения?

  • По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести данное вещество из состояния I в состояние 4.


Слайд 5. Решение графической задачи №2 (рисунок на слайде):

1. Какие процессы мы наблюдаем на этом графике?

2. Определите, какое это вещество? а) серебро; б) золото; в) олово.

3. Какова начальная температура? а) 0°C ; б) -30°C ; в) 20°C .

4. Одинакова ли внутренняя энергия в точках 1 и 2? Почему?

5. Сколько времени шёл процесс плавления?

а) 10 мин; б) 20 мин ; в) 30мин.
3. Параллельно с устными ответами слабым учащимся индивидуально даются карточки типа:
Карточка 1
Вместо точек поставить физические величины:

  1. Q=…*m*(t2-t1) – количество теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении;

  2. Q=q*…. – количество теплоты, выделяемого при сгорании топлива;

  3. Q=…*m – количество теплоты, необходимое для плавления;

  4. Q=L*… - количество теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения.


Карточка 2

Соединить стрелками обозначения физических величин с соответствующим названием:




количество теплоты

масса

удельная теплота плавления

энергия

относительная влажность воздуха

удельная теплота сгорания

удельная теплота парообразования

удельная теплоемкость

температура



Карточка 3

Повторение основных физических формул и физических величин

^ Физический процесс

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Количество теплоты

 

 

 

Нагревание (охлаждение)

 

 

 

Плавление (отвердевание)

 

 

 

Парообразование (конденсация)

 

 

 

Сгорание топлива

 

 

 

^ 4. Самостоятельная работа (на партах учащиеся берут карточки с тестами и перфокартами, выполняют задание):

1 вариант

1. Выберите определение, характеризующее тепловое движение:

  1. изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени;

  2. хаотическое движение молекул;

  3. упорядоченное движение заряженных частиц;

  4. изменение положения молекул в теле вследствие его нагревания.

^ 2. Может ли изменится внутренняя энергия тела при совершении работы и теплопередачи?

  1. может только при совершении работы;

  2. может только при совершении теплопередачи;

  3. может при совершении работы и теплопередачи;

  4. для ответа недостаточно данных.

3. Медный котелок с водой нагрели на 80°С. Одинаковое ли количество теплоты получат медный котелок и вода. Если их массы одинаковы? (Смеди = 400, Своды = 4200)

  1. медный котелок получит большее количество теплоты;

  2. вода получит большее количество теплоты;

  3. одинаковое;

  4. для ответа недостаточно данных.

4. На графике представлена зависимость температуры вещества t°С от времени. В начальный момент времени вещество находилось в жидком состоянии. Окончанию процесса отвердевания соответствует точка:



  1. 1,

  2. 2,

  3. 3,

  4. 5.

^ 5. Алюминий плавится при постоянной температуре 660°С. При этом энергия:

  1. может поглощаться, может выделяться;

  2. не поглощается и не выделяется;

  3. выделяется;

  4. поглощается.






1

2

3

4

5

А
















В
















С
















D
















2 вариант

^ 1. Выберите определение, характеризующее тепловое движение:

  1. изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени;

  2. хаотическое движение молекул;

  3. упорядоченное движение заряженных частиц;

  4. изменение положения тела относительно других тел.

^ 2. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?

  1. внутреннюю энергию тела изменить нельзя;

  2. только совершением работы;

  3. только теплопередачей;

  4. совершением работы и теплопередачей.

3. Свинцовый и оловянный шары одинаковой массы и температуры охладили на 10°С. Одинаковое ли количество теплоты выделяется при охлаждении шаров? (Ссвинца = 140, Солова = 230)

  1. одинаковое;

  2. свинцовый шар выделяет большее количество теплоты;

  3. оловянный шар выделяет большее количество теплоты;

  4. для ответа недостаточно данных.

4. На графике представлена зависимость температуры вещества t°С от времени. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Окончанию процесса отвердевания соответствует точка:



  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 5

^ 5. Вода кипит при постоянной температуре 100°С. При этом энергия:

  1. поглощается;

  2. выделяется;

  3. не поглощается и не выделяется;

  4. может поглощаться, может выделяться.






1

2

3

4

5

А
















В
















С
















D

















Быстро сдаем работы по вариантам для проверки и получаем назад для самопроверки и самооценки.


  1. Отдохнем (ФИЗМИНУТКА):



Скажите, согласны ли вы со следующими утверждениями (да /нет):

  1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар.

  2. Испарение происходит при температуре кипения.

  3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении понижается.

  4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане.

  5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее.

  6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость.

  7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии.



  1. А теперь давайте потрудимся. Решаем у доски задачи в виде таблиц и графиков:


^ А) Решаем задачи - таблицы: ( на столе разноуровневые карточки: на «3», «4», «5»)

На «3»:



Вещество



m, кг


L, Дж/кг



Q, Дж


спирт


2



0,9*106


?


А) 0,9 МДж; Б) 1,8 МДж; В) 0,2 МДж.
На «4»:



Вещество


m, кг


Q, Дж


t, oC




вода


?


168 кДж



20


А) 3кг; Б) 2кг; В) 1кг.

На «5»:



Вещество


m, кг


^ C, Дж/кг*град


t2, oC


t1, oC


Q, Дж


?


100г


?


35


15


260


А) 140 Дж/кг*град, свинец; Б) 250Дж/кг*град, серебро; В)130 Дж/кг*град, золото.

На «3»



Вещество



m, кг


L, Дж/кг


Q, Дж


Вода



2,5


2,3 МДж/кг


?


А)0,575 МДж; Б) 57,5 МДж; В) 5,75 МДж.
На «4»



Вещество




m, кг


λ, Дж/кг


Q, Дж

T, oC плавления


Сталь



2,5 т



?


?


?


Q: А) 210 МДж; Б)420 МДж; В)125 МДж.

На «5»



Вещество



m, кг


^ C, Дж/кг*град



t, град


Q, Дж


Вода



?


?


100


9,24 МДж


А)21; Б) 22; В)23.
Б) Решение графических задач:

1. Какой график зависимости температуры от времени имеет участок, соответствующий плавлению чугуна?:

А) Б) В) Г)

t, oC t,oC t, oC t, oC

100 1000 1200 120

t,мин 0 t,мин t,мин t,мин

  1. А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

2.Какой график зависимости температуры вещества от времени имеет участок, соответствующий кипению железа:

А) Б) В) Г)

t, oC t, oC t, oC t, oC

4200 3200 2000 420

100

t,мин 0 t,мин t,мин t,мин

  1. А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

1 вариант

  1. На рисунке приведен график зависимости температур твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 4 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?

t, oC 1) 0,125Дж/кг

127 2) 0,25 Дж/кг*град;

3) 500 Дж/кг*град;

27 4) 4000 ДЖ/кг*град.

0 100 200 Q,кДж.

2 вариант

  1. На рисунке приведен график зависимости температур твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 5 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?

t, oC 1) 1700 Дж/кг*град;

100 2) 1800 Дж/кг*град;

3) 1680 Дж/кг*град;

50 4) 900 Дж/кг*град.

0 200 450 Q, кДж

  1. После разминки поработаем самостоятельно:

Самостоятельная работа:

1 вариант

^ 1. Определить по графику:



  1. Какие процессы изображает график?

  2. Для какого вещества график?:

а)олово; б)свинец; в) золото.

  1. Что происходит на участке АВ?:

а)нагревание; б)охлаждение; в)плавление.

  1. Что происходит на участке СD?:

а)охлаждение; б)плавление; в)кристаллизации.

Ответы: 2.а; 3.б; 4.а.

2. Решить задачу:

Вещество

L, Дж/кг

m, кг

Q, Дж

Вода

2,3 МДж/кг

200 г

?

А) 0,46 МДж; Б) 4,6 МДж; В) 46 МДж.

2 вариант

1. Определить по графику:





  1. Какие процессы изображает график?

  2. Какова была температура вещества, когда начали наблюдение?:

а) 45град; б)55град; в)65град.

  1. Через сколько минут температура перестала расти?:

а)10 мин; б)5 мин; в)15мин.

  1. Какой участок графика соответствует росту внутренней энергии?:

а) АВ и ВС; б)ВС и СД; в) АВ и СД.
Ответы: 2.б; 3.б; 4.в.
2. Решить задачу:


Вещество



m,кг


∆t, oC


C, Дж/кг*град



Q, Дж


Вода


50


?



?


20МДж


А) 95 oC ; Б) 42 oC ; В)105 oC.



  1. Итог урока. Сбор выполненных работ, объявление оценок за урок.

  2. Если остается время, на плакате формулы с пропущенными символами, которые нужно правильно вставить.




  1. Рефлексия. Посмотрите на смайлики, какое у вас теперь настроение?

Слайд 6


  1. Домашнее задание: (подготовиться к контрольной работе)

  • Повторить формулы для расчёта количества теплоты для различных процессов.

  • Выполнить решение задач, которые вы найдете у себя на парте (по вариантам).



Спасибо за урок!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрока: «Обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Тепловые явления»
...

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме: «Тепловые явления»
«Тепловые явления»; способствовать развитию самостоятельного аналитического мышления, формированию компетентности: саморазвития,...

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме «Тепловые явления»
...

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconКонкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления»
Денисов Юрий Павлович, учитель физики гбоу сош с. Сиделькино м р. Челно-Вершинский Самарской области

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрок по химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления"
Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconГрафик на слайде Вопросы к графику: Для какого вещества построен данный график?
«Тепловые явления в физике и искусстве», интегрированный урок- физика, мировая художественная культура

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрок физики в 7 классе по теме «Инерция»
...

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрока: Зимние явления Задачи урока
Этот урок можно подготовить в игровой форме. Возможна ролевая игра по группам. Каждая группа обыгрывает определенный фрагмент текста:...

Урока. Урок по теме «Тепловые явления» iconУрок в стихах по обучению грамоте тема : «Письмо заглавной буквы Р»
Прозвенел звонок, начался урок. Звук звонка передал вам информацию о начале урока. С помощью звуков можно передать и красоту природы...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск