Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год

Загрузка...





Скачать 148.72 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год
Дата публикации04.06.2014
Размер148.72 Kb.
ТипОбразовательная программа
top-bal.ru > Математика > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района РТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА
«Школа будущего первоклассника»

г. Нижнекамск

2014 год

Пояснительная записка

 

Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются задания и упражнения, направленные на развитие высших психических функций, а так же на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, сохранение психофизического здоровья ребенка Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

^ Цель программы:

общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

^ Задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Основные направления программы:

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.

2. Снятие психологического стресса перед школой.

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6. Развитие логического мышления и элементарных математических представлений.
Принципы программы:

Программа обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего первоклассника" построена на основе следующих принципов:

  • личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции ребенка.


^ Содержание программы

предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки:

«Занимательная математика».

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) пред­метов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...). Отношение: часть – целое. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур.

«Развитие речи».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.

Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи: ответы на вопросы, участие в диалоге, пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя; составление рассказа по картине, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям; словесное рисование. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, подбор слов с определенным звуком, выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове, определение последовательности звуков в слове. дифференциация звуков на слух. Развитие мелкой моторики руки: обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов, гимнастика для пальцев; знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради.

«Умелые ручки».

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

^ Порядок организации работы школы будущих первоклассников: продолжительность обучения составляет 6 недель (с 25 января по 01 марта).
Режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут.
Расписание занятий




Наименование занятий

Время

Учитель

Кабинет

1

Занимательная математика

11.30-12.00

Никитина Е.И.

1.2

2

Развитие речи

12.10-12.40

Федянина И.А.

1.4

3

Умелые ручки

12.50-13.20

Мухутдинова Г.Г.

1.5


В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе
Предметные результаты (предпосылками к их формированию)
По курсу «Занимательная математика»

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;

находить части целого и целое по известным частям;

сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;

узнавать и называть предметы, сходные по форме;

разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

По курсу «Развитие речи»

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного;

- задавать свои вопросы по содержанию;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- различать звуки и буквы;

-соблюдать элементарные гигиенические правила при выполнении письменных заданий;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

- ориентироваться на странице тетради.

По курсу «Умелые ручки»

овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, трафарет);

развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении: сверху вниз, слева направо и по косой;

уметь быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

развитие зрительно – двигательной координации;

развитие «ручной умелости» ребёнка.

Тематический план занятий по «Занимательной математике»

№п\п

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1


Закономерности.

Классификация

Признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Счёт на слух, счёт по осязанию. Примеры отношений: выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще – тоньше.

Объединение предметов на основе общих свойств признаков.

25.01.14

2

Ориентировка на листе бумаги в клетку

Пространственное ориентирование по клеткам (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под) Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу.

01.02.14

3

Установление последовательности

Примеры отношений: раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка во времени.

08.02.14

4

Сравнение количества предметов на наглядной основе.

Соотношение количества предметов между группами.

15.02.14

5

Прямой и обратный счет в пределах 10. Признаки предмета: размер, цвет, форма.

Порядковый и ритмический счет. Сравнение

предметов (фигур) по цвету, форме, размеру, материалу. Изменение признаков: размера, цвета, формы.

22.02.14

6

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар

Сравнение предметов в группах разного количества (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...).


01.03.14

^ Тематический план занятий по «Развитию речи»

№п\п

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Школьник и дошкольник.

Лексическая тема «Школа»


Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило “Приветствие учителя”

Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”.

25.01.14

2

Штриховка. Тематические группы слов. Лексическая тема «Моя семья»

Знакомство с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради. Правила штриховки. Объединение слов по тематике.

01.02.14

3

Считалки. Лексическая тема «Город, в котором ты живешь». Штриховка «Домик».

Развитие правильного дыхания при разговорной речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Гимнастика для пальцев.

08.02.14

4

Игры со звуками. Лексическая тема «Лес»


Развитие фонематического слуха. Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя; составление рассказа по картине, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям; словесное рисование. Объединение слов по тематике.

15.02.14

5

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Лексическая тема «Зимние забавы»

Уточнение, обогащение активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением. Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений

22.02.14

6

Предложение и слово. Выразительное чтение стихотворений. Конкурс чтецов.

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

01.03.14

^ Тематический план занятий «Умелые ручки»

№п\п

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Штриховка геометрических фигур.

Умение правильно держать карандаш,

обводить по шаблону, применять творчество в оформлении.

25.01.14

2

Лепим медвежонка

Использование пластилина, развитие мелкой моторики.

01.02.14

3

Оригами

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания.

08.02.14

4

Раскрашивание шаблона (фломастеры, карандаши)

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

15.02.14

5

Рисование по представлению (карандаш) «Моя любимая игрушка»

Развитие творческой инициативы

22.02.14

6

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе. Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

01.03.14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» Составители: Потапова Л....
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного...

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconОбразовательная Программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей
Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconТема: «Создание и функционирование группы кратковременного пребывания...
Школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»,...

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма курса «Школа будущего первоклассника»
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconРабочая программа «Школа будущего первоклассника» паспорт программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа»...

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма подготовительного курса «Школа будущего первоклассника»
«по-настоящему» в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма предшкольного образования Группы общего развития
Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника»

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПрограмма "Школы будущего первоклассника" программа дошкольного курса...
Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки...

Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год iconПлан работы школы будущего первоклассника «Филипок» и реализации...
Разработка локальных актов по организации и деятельности Школ для родителей будущих первоклассников



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск