Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович

Загрузка...





Скачать 153.18 Kb.
НазваниеИгра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович
Дата публикации18.10.2013
Размер153.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
top-bal.ru > Математика > Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

БРЕЙН-РИНГ.

ИГРА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10-Х КЛАССОВ

Баранов Валентин Петрович,

учитель МОУ лицей № 86 г.Ярославля
В игре принимают участие команды 10 - классов. В составе команды 5-6 учеников.

Каждая команда должна придумать название, которое соответствовало бы теме разделов. Команда состоит из 5-6 участников и выбирает капитана. При проведении игры участникам будут предложены вопросы по истории развития физики, качественные вопросы, требующие знание материала и логического мышления, объяснение результатов опытов, проведение опытов и объяснение их, решение расчетных задач.
^ Домашнее задание.

1) Каждая команда должна придумать название команде, которое отражало бы тематику разделов.

2) Приветствие участникам игры и судьям.

3) Каждая команда должна приготовить плакат, отражающий несколько явлений или применение явлений в быту, технике, природе.

4) По этому плакату составить 5 вопросов, которые будут заданы соперникам в процессе игры. На эти вопросы должны быть подготовлены правильные ответы.
^ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
1. ВВОДНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ВЕДУЩЕГО.

Мы проводим игру "Брейн-ринг" под девизом "Наблюдай, думай, объясняй, решай".

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека.

Известный Французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста привлекает игра.

Наша игра привлекательна еще и тем, что в ней большое значение, приобретает соревнование, возможность раскрыть свои интеллектуальные способности.

Каждый участник соревнования имеет возможность выделиться, проверить себя в необычных условиях, проявить смекалку, показать знания вопроса.

Цели и задачи этой игры заключаются в том, чтобы расширить наши знания в области физики, проверить глубину и прочность усвоения изученного материала, умение применять знания в жизни и для объяснения явлений в природе и технике.

Игра проводится по темам, которые изучались в 10 классе и в 8 классе. (Тепловые явления. Молекулярно—кинетическая теория. Термодинамика. Электростатика)

В игре принимают участие команды 10 — х классов. В составе команды 5-6 учеников.
^ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД И ИХ КАПИТАНОВ.

ЖЕРЕБЬЕВКА ПОРЯДКА СОРЕВНОВАНИЯ.
ЭТАПЫ ИГРЫ.

I. КОНКУРС ПЛАКАТОВ И ВОПРОСОВ К НИМ (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).

Плакат оценивается 5 баллами и каждый правильный ответ 1 баллом.

^ II. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ ФИЗИКИ.

В этом конкурсе вам будут предложены вопросы и варианты ответов к ним. Карточки с вопросами Вы выбираете сами по жребию. На обдумывание вопроса дается 1 мин. Правильный ответ дает вам 2 балла. Вы можете обратиться за помощью к команде, при правильном ответе Вам будет засчитан 1 балл.

При проведении игры было 5 команд, поэтому этот конкурс проводился в 2 тура:

1-ый тур. Участвуют 3 команды.

2-ой тур. Участвуют 2 команды.
^ III. КОНКУРС «АУКЦИОН ГРАФИКОВ»
Дан график процессов. Какую информацию вы можете получить из данных графиков? Ответ дать по пунктам, пронумеровав их. Каждый правильный пункт ответа оценивается 1 баллом.

Выдается карточка с графиком процесса каждой команде.

^ IV. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

В этом конкурсе предложены вопросы и задачи. Карточки с вопросами Вы выбирают сами по порядку жребия. На обдумывание вопроса дается 1 мин. Правильный ответ дает вам 1 балл.

V.КОНКУРС АУКЦИОН ФОРМУЛ» (участвует вся команда)
Выдается карточки каждой команде с символами, которые обозначают физические величины, входящие в формулы. Участники должны написать за определенное время формулы, используя только данные на карточках символы. Каждая правильная формула оценивается 1 баллом.

^ VI. КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТATOPОВ

В этом конкурсе участники должны провести опыт и объяснить его с использованием законов физики и дать объяснение явлениям, которые проявляются в опытах.
^ VII. КОНКУРС ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ФОРМУЛИРОВОК И ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

В этом конкурсе каждой команде выдаются одинаковые карточки 1-го типа с формулировками определений и законов, в которых допущены ошибки в виде неверных слов, пропущенных слов.

Задача заключается в том, чтобы найти эти ошибки и, используя карточки 2-го типа, найти ошибки и исправить их, вставляя или заменяя неверные слова словами из карточек 2-го типа.

Используя карточки 3-го типа, участники должны выбрать соответствующие названия формулировок и законов.

Ответ дается в виде набора цифр: 1-номер формулировки по 1-му типу карточек, 2- номер по 2-му типу карточек с правильным или пропущенным словом, 3-номер правильного названия закона или определения по 3-му типу карточек.
^ VIII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

Задачи могут решать все или отдельные участники команд. Привлекать можно и болельщиков. Карточки берет капитан из набора корточек. Правильно решенная задача дает от3 до 5 баллов.

^ IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ - САМЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КЛАСС.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА КАРТОЧКАХ И ОТВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ ЖЮРИ В ИГРЕ БРЕЙН-РИНГ
^ I. КОНКУРС ПЛАКАТОВ, ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ К НИМ.

II.КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ ФИЗИКИ.
В этом конкурсе будут предложены вопросы и варианты ответов к ним. Карточки с вопросами выбираются по порядку жребия. На обдумывание вопроса дается 1 мин. Правильный ответ дает 2 балла. Можно обратиться за помощью к команде и при правильном ответе будет засчитан 1 балл.

1-ый тур.

1. Кто изложил в стихотворной Форме атомистические воззрения древнегреческих философов в поэме "О природе вещей" ?

тела иль вещей представляют собою начала,

Или они состоят из стеченья частиц изначальных,

Эти начала вещей ничему не под силу разрушить:

Первоначала вещей, таким образом, просты и плотны,

Стиснуты будучи крепко сцеплением частиц наименьших,

Но не являясь притом скоплением отдельных частичек,

А отличаясь скорей вековечной своей простотою.

А) Демокрит В) Эпикур С) Лукреций В) Левкипп

Ответ: С

2. Кто первый ввел понятие об атоме, высказав следующий принцип «Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все другое только воззрение»

А)Эпикур В)Демокрит С)Гиппократ В)Левкипп

Ответ: В

3. Один древнегреческий философ, основавший свою школу, высоко ценил математику, хотя сам не был даровитым математиком. Но в историю он вошел как противник материалистической философии и атомистического учения.

Кто этот ученый?

А) Гиппократ 8) Левкипп С) Эпикур D) Платон

Ответ: D

4.Какой древний ученый внес большой вклад в развитие физики, был гениальным изобретателем, согласно легенде с помощью щитов воинов поджег корабли вражеского Флота, осаждавших его город? Он погиб вместе с родным городом Сиракузы, убитый римским воином при штурме этого города римлянами.

А) Эвклид В) Левкипп С) Архимед D) Гиппократ

Ответ: С

2-ый тур
1. Этот итальянский ученый сделал открытие, которое привело к появлению метеорологии. Дальнейшее развитие его открытия привело к изобретению воздушных насосов, открытию законов упругости газов и изобретению паровоздушных машин, положивших начало развитию теплотехники. Кто этот ученый?

А) Леонардо да Винчи В) Галилей С) Паскаль D) Торричелли

Ответ: D

2. Кто ввел в науку понятие о простых и сложных молекулах?

А) Гассенди В) Леонардо да Винчи C) Паскаль D) Ломоносов М.В.

Ответ: D

3. Этот ученый жил в XV—XVI веках. Он был гениален в науках, большим изобретателем. Он говорил: "Механика есть рай математических наук»…" Он создал гениальную картину, вызывающую восхищение уже несколько столетий. Кто это?

А) Гассенди В) Леонардо да Винчи С) Микеланджело D) Ломоносов

Ответ: В

4.Кто изобрел первый тёрмометр для определения степени нагретости тела?
А) Андерс Цельсий В) Галилео Галилей С) Блез Паскаль D) Габриэль Фаренгейт
Ответ: B)
^ III. АУКЦИОН ГРАФИКОВ.

Дан график процессов. Какую информацию вы можете получить из данных графиков? Ответ дать по пунктам, пронумеровав их.
Каждый правильный пункт ответа оценивается одним баллом.




1. Из состояния 1 в состояние 2 газ переходит при постоянном давлении - процесс изобарный.P1*V1=P2*V2

2. Процесс 2-3 изотермический.P2/p3=T1/T3

3.Процесс 3-4 изобарный.P1*V1=P2*V2

4. Процесс 4-1 изотермический.P4/p1=T4/T1

5.В процессе 1-2 газ совершает работу A=P1(V2-V1)

6. В процессе 2-3 газ совершает работу A=m/M*R(T3-T1)

7. В процессе 3-4 внешние силы совершают работу A=P4*(V4-V3)

8. В процессе 4-1 внешние силы совершают работу по сжатию газа A=m/M*R*(T3-T1)

9. T2=T3 T4=T1

10. Работа газа за цикл равна площади фигуры 1-2-3-4-1
^ IV. КОНКУРС КАПИТАНОВ


  1. Можно ли вскипятить воду при нормальном атмосферном давлении, подогревая ее паром при температуре 100 градусов Цельсия? Ответ объясните.

Ответ: можно, т. к. количество теплоты, запасенное паром больше, чем то, которое необходимо для нагревания воды до кипения.

  1. Можно ли вскипятить воду в пробирке, которая помещена в сосуд с кипящей водой? Ответ объясните.

Ответ: Можно вскипятить воду в пробирке, которая помещена в сосуд с кипящей водой.

  1. Что изменится, если в сосуд с кипящей водой добавить поваренной соли? Ответ объясните.

Ответ: Нельзя вскипятить воду в пробирке, так как температура кипения соленой воды стала ниже.

  1. Парообразование при кипении происходит при постоянной температуре, а парообразование при испарении происходит с понижением температуры. Чем обусловлена такая разница?

Ответ. Парообразование при кипении происходит за счет энергии нагревателя, а при испарении - за счет внутренней энергии жидкости.

  1. Пробирка наполнена водой и открытым концом опущена в сосуд с водой. Изменится ли уровень воды в пробирке, если воду нагреть до температуры кипения? Если уровень воды изменится, то как?

Ответ. При кипении вода в сосуде и в пробирке будет на одном уровне, так как в пробирке будет насыщенный водяной пар с давлением равным атмосферному.

  1. Широкая пробирка открытым концом опущена в сосуд с водой. Если пробирку сильно охладить, то уровень воды в пробирке заметно повысится. Объясните явление.

Ответ: Уменьшается давление газа в пробирке и под действием атмосферного давления вода будет втекать в пробирку.

  1. Имеются 3 непрозрачных цилиндра, закрытых подвижными поршнями. В одном находится газ при температуре выше критической, в другом —насыщенный пар, в третьем — ненасыщенный пар. Как можно определить, что находится в каждом из цилиндров? Какой прибор для этого нужен?

Ответ: Для ответа нужен манометр. Надо сжимать газ, передвигая поршни. Если давление не изменяется, то в цилиндре насыщенный пар, если давление сначала увеличивается, а затем не изменяется, то в цилиндре ненасыщенный пар, если давление все время увеличивается, то- газ при температуре выше критической.

  1. Газ превращают в жидкость при его сжатии и охлаждении. Почему же при расширении газа в пустоту он также может превратиться в жидкость?

Ответ: При расширении (адиабатном) газ совершает работу против сил внешнего давления и может охладиться ниже критической температуры.

  1. На дно высокого герметически закрытого сосуда налита вода. На достаточно большой высоте на полке внутри сосуда находится открытая банка с водой. Какие изменения произойдут в этой системе через продолжительное время? Как изменится результат, если система теплоизолирована?

Ответ: Уровни свободной поверхности воды в сосудах будут на разных высотах и условия испарения разные, так как разное давление будет над поверхностью воды. Вода в банке будет все время испаряться и конденсироваться на дне сосуда. Если система теплоизолирована, то одновременно с этим вода в банке будет охлаждаться и нагреваться на дне сосуда.

  1. Нанометр парового котла показывает 13 ат, а показания термометра 370 С. Какой пар в котле, насыщенный или перегретый?

Ответ: Перегретый. По таблице температура кипения при повышенных давлениях (при 13 ат температура кипения воды 190 C).
V.КОНКУРС АУКЦИОН ФОРМУЛ» (участвует вся команда)

Даны обозначения физических величин. Напишите Физические величины, которые обозначают эти символы и формулы, отражающие основные законы по теме «МКТ и термодинамика»

К буквам можно ставить индексы, но нельзя добавлять другие значки.

t- m- L- p- T- M- n- M-

k- E- q- Q- S- V- v- U-

R- c- A-
^ VI. КОНКУРС ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ФОРМУЛИРОВОК И ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

В карточках первого типа даны формулировки с неточностями или ошибками, а также пропущенными словами.

В карточках второго типа даны перечень слов, фраз, которые позволяют дополнить или изменить формулировки, делая их правильными.

В карточках третьего типа даны названия законов, формулировок. Задача конкурса состоит в том, чтобы подобрать и сгруппировать нужные карточки трёх типов.
I тип карточек.

1) Отношение массы молекулы (или атома) вещества к 1/12 массы атома углерода называют...

2) Для какого газа произведение давления газа на его объем постоянно при постоянной температуре?

3) Пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью называют...

4) Отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара называется...

5) для газа данной массы давление прямопропоцианально его абсолютной температуре.

6)Количественную меру изменения энергии при теплопередаче называют ...

7) Количество теплоты, переданное системе, идет на ………………… и на совершение системой работы над внешними силами.

8)Количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг жидкости в пар ………….называют………….. .

9) Явление интенсивного парообразования жидкости с образованием пузырьков пара………… и выходом их наружу называется .

^ II ТИП КАРТОЧЕК.

  1. динамическом

  2. при постоянном объеме

  3. данной массы

  4. внутренняя

  5. изменение ее внутренней энергии

  6. при той же температуре

  7. при постоянной температуре

  8. по всему объему

  9. массы


^ III ТИП КАРТОЧЕК

1) Закон Шарля

2) относительная влажность воздуха

3) количество теплоты

4) кипение

5) Относительная молекулярная масса вещества

6) удельная теплота парообразования

7) закон Бойля-Мариотта

8) насыщенный пар

9) 1-й закон термодинамики.

Ответы:1-9-5 2-4-7 3-1-8 4-7-8 5-2-1

7-5-3 8-6-9 8-7-6 9-8-4

^ VII. КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТATOPОВ

В этом конкурсе участники должны провести опыт и объяснить его с использованием законов физики.

1. Под чашку уравновешенных весов, закрепленных в штативе, снизу поставить горящую свечу на расстоянии не менее 12 см под одной из чашечек. Объяснить результат опыта.

Ответ. Поток теплого воздуха поднимается вверх и создает дополнительное давление на чашечку весов.

2. Оберните плотно полоской бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя свечи. Объясните результаты опыта.

Ответ. Металл хорошо проводит тепло, бумага не нагревается до температуры воспламенения.

3. На тарелке налита вода и в воду положена монета. Как можно не замочив пальцев взять монету с тарелки? Трогать, двигать, наклонять тарелку нельзя.

На столе рядом лежат спички, свеча, стакан.

Ответ. Пламенем свечи нагреть воздух в перевернутом стакане и поставить стакан на тарелку с водой. Вода втянется в стакан.

4. На острие иголки поместить листочек из тонкой бумаги (вертушку). Как заставить вращаться вертушку, не дотрагиваясь до нее и не дуя на нее?

Ответ. Поставить согнутую ладонь к вертушке. Нагретый от ладони воздух поднимается вверх и заставит вращаться вертушку.

5. К шарику электроскопа, заряженному положительный зарядом, постепенно приближается палочка, заряженная отрицательно. Листочки электроскопа постепенно сближаются, потом снова расходятся. Если палочкой коснуться шарика электроскопа, листочки остаются раздвинутыми. Объясните явление.

Ответ. Часть электронов с шарика переходят на листочки под действием поля палочки, компенсируя положительный заряд лепестков. Дальнейшее приближение палочки вызовет индукцию, на лепестках появляется дополнительный отрицательный заряд. Когда палочка касается шарика электроскопа, положительный заряд электроскопа нейтрализуется отрицательным зарядом палочки, а на лепестках остаются ранее индуцированные отрицательные заряды.

6. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шара зарядить положительным зарядом другой такой же шарик, не изменяя заряд первого шарика.

Ответ. Поднести заряженный шар к незаряженному. Коснуться второго шара на миг с другой стороны.

8. На тонких шелковых нитях подвешены две одинаковые бумажные гильзы, одна из которых заряжена. Определите, какая из них заряжена.

Ответ. Коснуться гильзы рукой. Если она заряжена, то после касания гильзы перестанут взаимодействовать.

^ VIII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

1.Как изменится температура шара массой 2 кг и свинцовой плиты массой 4 кг, если шар упадет на плиту с высоты 30 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Ответ: 0,83 С

2.В холодильнике потребовалось 5 мин для охлаждения воды от 4 до 0 С и еще для приготовления льда 1час 40 мин для того, чтобы эту воду превратить в лед. Чему равна удельная теплота плавления льда? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг град.

Ответ:336 кДж/кг

3. В алюминиевом сосуде массой 800 г нагревается 5 л воды от 0 до кипения. Сколько для этого потребуется теплоты?

Ответ:1953630 Дж

4.Большой положительно заряженный шар А поместили вблизи металлического шарика В много меньшего размера. Измерения показали, что сила электростатического взаимодействия шаров равна 0. Был ли заряжен шар В?

Ответ: был заряжен таким знаком заряда, как шар А.Если бы шарик В был не заряжен, то он притягивался к шару В из-за явления электростатической индукции.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ - САМЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КЛАСС.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconСоня и Митя новая русская сказка для взрослых Трагикомедия в двух...
Любовь – инженер, но почти всю жизнь на разных странных работах, фантазерка и сочинительница, прозвище «Маркиза»

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconЭкзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Е экзаменационные билеты являются административными для учащихся специальных (коррекционных) классов и составлены с учетом примерных...

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconМуниципальный конкурс методических разработок: Урок-игра по физике...
«закон сохранения импульса», «вес, перегрузки, невесомость», «реактивное движение»

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconРабочая программа по физике для 7-9 классов по 2 часа в неделю (всего...
Рабочая программа по физике 7-9 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы...

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconРымкевич А. П., Рымкевич П. А. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы»
Программа для общеобразовательных учреждений по физике,Москва «Просвещение» 2009 г

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconРабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Федерального...
Программа предназначена для классов с профильным уровнем преподавания физики, на изучение которой выделяется 5 часов в неделю. В...

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconФизика 7-9
Учебник предназначен для изучения курса физики в 7 классе общеобразовательной школы и написан в соответствии с принятым государственным...

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconРабочая программа по физике для 7-9 классов на основе авторской программы
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе авторской программы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. Физика....

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconГ. Л. Ивонцина
Рабочая программа по физике составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...

Игра по физике для 10-х классов баранов Валентин Петрович iconБаранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т.
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М....



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск