Программа подготовки

Загрузка...





НазваниеПрограмма подготовки
страница1/7
Дата публикации06.12.2013
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Факультет английской филологии

Кафедра английской филологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Практика устной и письменной речи английского языка

специальность: 050303.65 - иностранный язык,

программа подготовки

специалистов

Квалификация – учитель иностранного языка

Курс I-V

Семестры I-X

Москва, 2011

Составитель : доктор филологических наук, профессор О.В. Афанасьева и др.

Рецензенты:

Д.ф.н., профессор кафедры лексики английского языка ГОУ ВПО Московского педагогического государственного университета Е.А. Никулина.

Зав. кафедрой английской филологии, декан факультета английской филологии Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ О.В. Афанасьева

УМКД обсужден и утвержден на заседании кафедры английской филологии (26 марта 2009 г., протокол №7 и на заседании Ученого совета Института иностранных языков (28 апреля 2009г., протокол №7).

Переутвержден: 22 сентября 2011, протокол №1.

I. Пояснительная записка
1. Соответствие программы ГОС ВПО и ее место в учебном плане

Программа разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050303.65 Иностранный язык (английский), утвержденным 31 января 2005 года, номер государственной регистрации № 713 пед/ст. (новый).

Программа предназначена для подготовки учителей английского языка (уровень подготовки — специалитет, срок подготовки при очной форме обучения 5 лет). Практика устной и письменной речи входит в цикл дисциплин предметной подготовки и изучается на I - V курсах в течение 1 -10 семестров. Предусмотренная форма итогового контроля — зачет в конце 1 , 5, 7, 9 семестров; - экзамен в конце 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10 семестров.

^ 2. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи

Место дисциплины «Практика устной и письменной речи английского языка» определяется как 1-10 семестры (I-V курсы). Курс практики устной и письменной речи (далее также практики речи) является одним из основных аспектов преподавания иностранного языка, который в сочетании с практическими и теоретическим дисциплинами должен обеспечить глубокую и всестороннюю подготовку будущего филолога, учителя английского языка. Данный предмет ориентирован на последние достижения в области технологий обучения иностранным языкам, принимает во внимание новейшие разработки и результаты исследований различных наук о языке, учитывает современное состояние и тенденции развития самого английского языка. Практика речи тесно связана с такой дисциплиной цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин как «История Англии», кроме того, она содержательно коррелирует с такими дисциплинами цикла предметной подготовки, как «Введение в языкознание», «Литература страны изучаемого языка», «История языка», «Теоретическая фонетика», «Теоретическая грамматика», «Лексикология английского языка», «Стилистика английского языка», «Лингвострановедение и страноведение», «Теория и практика перевода», которые читаются студентам соответственно на первом – пятом курсах.

^ 3. Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Курс практики речи предполагает постепенное и постоянное развитие тех знаний и умений, которыми обладают студенты в области практического владения английским языком к началу занятий по специальности. Предполагается, что к этому моменту студенты имеют достаточный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, особенно в области владения речевой и языковой компетенциями. Иными словами, студенты I курса должны, прежде всего, иметь сформированные на необходимом уровне коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо и говорение), что даст им возможность воспринимать на слух излагаемый материал по дисциплине «Практика устной и письменной речи», извлекать необходимую информацию по предмету из источников на основе бумажных носителей и интернет-ресурсов, адекватно излагать полученную специальную информацию на английском языке, уметь планировать свое речевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации.
^ 4. Цель и задачи дисциплины

Основной целью курса является обеспечение подготовки преподавателя английского языка, филолога, достаточно свободно владеющего изучаемым языком, имеющего глубокую профессионально-педагогическую и филологическую подготовку, характеризующегося высоким культурным уровнем и широким кругозором.

Практическая цель курса состоит в том, чтобы обеспечить свободное, норма­тивно правильное и функционально-адекватное владение всеми видами речевой деятельности на английском языке. В процессе изучения курса у студентов должен сформироваться ряд комму­никативных компетенций. В их число входит, прежде всего, лингвистическая ком­петенция, включающая в себя знания о системе и структуре английского языка и правилах его функционирования, а также способность использовать эти знания в процессе коммуникации, создавая правильно оформленные (фонетически, лекси­чески и грамматически) высказывания на английском языке. Все вышесказанное имеет первоочередное значение, поскольку для будущих учителей принципиаль­но важной является языковая корректность.

Не менее значимой для студентов - филологов оказывается дискурсивная компе­тенция, то есть возможность планировать и осуществлять речевое поведение в логичных, связных и аргументированных высказываниях с учётом функциональ­ной задачи общения в формах монолога, диалога и полилога. В процессе освоения курса практики речи студенты овладевают навыками речевого поведения в раз­личных условиях общения, то есть приобретают социолингвистическую и социо­культурную компетенции. В этом плане важными оказываются знания о нацио­нально-культурных особенностях стран изучаемого языка, а также о нормах вер­бального и невербального поведения представителей англоязычного сообщества.

Как показывает практика, особое внимание следует уделять формированию у студентов компенсаторной компетенции, благодаря которой у изучающих анг­лийский язык вырабатывается способность находить адекватные способы запол­нения пробелов, существующих в их знаниях.

Параллельно с вышеназванными компетенциями формируется коммуникативно-методическая (профессиональ­ная) компетенция студентов, предоставляющая возможность адекватно использовать изучаемый язык в ус­ловиях ситуации педагогического общения. На занятиях по практике речи учащиеся на собственном опыте знакомятся с тем арсеналом средств, методических приёмов и учебных материалов, которыми должен владеть современный учитель иностранного языка, что предполагает наличие следующих умений: выявление возможных трудностей усвоения языкового материала на основе сравнительного анализа родного и изучаемого иностранного языков, адекватное использование специальной терминологии, корректное объяснение фактов языка и происходя­щих в нём процессов.

В курсе практики речи студенты также приобретают способность составлять тренировочные и контрольные задания и другие учебные материалы, учитывая возрастные особенности школьников и их уровень знаний; замечать и профес­сионально исправлять ошибки учащихся в письменной и устной речи; пользо­ваться современными техническими средствами и новейшими технологиями обучения. Эти умения развиваются, обобщаются и обогащаются в ходе общепе­дагогической и специальной методической подготовки, становясь основой про­фессиональных навыков будущих учителей. Воспитательная, общеобразователь­ная и развивающая цели предполагают расширение общекультурного и филоло­гического кругозора студентов, совершенствование квалификации в рамках избранной профессиональ­ной деятельности.

Согласно данной программе процесс обучения иностранному языку в курсе практики речи делится на два этапа, которые отличаются друг от друга объёмом и спецификой изучаемого материала, целями, содержанием и методикой работы, а также характером взаимодействия с теоретическими курсами. На обоих этапах преподавание языка строится на основе современных методов, приемов, средств и форм обучения, определяется когнитивно-коммуникативной и профессио­нальной направленностью, оптимальным сочетанием аудиторной, лабораторной и внеаудиторной работы студентов, постепенным увеличением удельного веса их самостоятельной работы, последовательным переходом от простого к сложному. В курсе практики устной и письменной речи используются преимущественно ау­тентичные учебные материалы, высококачественные отечественные и зарубеж­ные учебники и учебные пособия, аудио- и видеозаписи, мультимедийные средства обучения, книги для чтения, слож­ность которых соответствует тому или иному этапу обучения.

Для достижения сформулированной выше цели студенты по дисциплине «Практика устной и письменной речи» должны быть сориентированы на выполнение следующих задач:

  1. развитие коммуникативных умений при составлении монологического и диалогического высказываний, включая умения осуществлять устное и письменное высказывание;

  2. усвоение необходимого количества лексических единиц, обогащение и дифференциация вокабуляра;

  3. развитие и совершенствование навыков речевого поведения в разнообразных условиях общения с учетом современных требований политкорректности;

  4. развитие способности извлекать информацию из текстов разных уровней сложности;

  5. развитие способности составлять резюме, предлагать развернутую аргументацию своей точки зрения, интерпретировать и комментировать изучаемые тексты различных функциональных стилей;

  6. совершенствование фонетического оформления речи, овладение навыками транскрибирования;

  7. усвоение грамматических особенностей изучемого языка;

  8. формирование умения самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи творческого и поискового характера.


^ 5. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина:

    • научно-методическая

    • социально-педагогическая

    • научно- исследовательская

* * *

В программе раскрывается содержание и особенности учебной работы на каждом курсе, формируются конечные требования по каждому году обучения, приводится примерная речевая тематика, требования к экзаменам, образцы экзаменационных билетов и контрольных работ, а также списки рекомендуемой литературы.

II. Требования к уровню освоения дисциплины
Студент, изучающий дисциплину «Практика устной и письменной речи» должен: иметь представление о

- фонетическом и грамматическом строе английского языка;

- стилистической маркированности и парадигматической стратификации вокабуляра английского языка, о различных лексико-грамматических разрядах;

- сочетаемостных особенностях лексических единиц современного английского языка;

- социально – культурном фоне страны изучаемого языка, его лингво-культурологических характеристиках;

владеть

- элементами фонетического, грамматического, лексикологического и стилистического терминологического аппарата;

- основами языкового и интерпретационного анализа;

- умениями составлять доклады, эссе, резюме, выполнять проектную работу;

- навыками работы с лексикографическими источниками, в том числе электронными;

- умением ориентироваться в современных социальных и культурных реалиях стран изучаемого языка;

знать

- содержательно – тематическую составляющую предмета в соответствии с предлагаемой технологической картой по предмету;

уметь

- свободно владеть всеми видами речевой деятельности на английском языке в рамках, заложенных в Государственных Стандартах по дисциплине;

- осуществлять теоретическое обобщение практических знаний в области лексики, фразеологии и стилистики английского языка;

- анализировать конкретный языковой материал в объеме изучаемой дисциплины;

- делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым материалом.

III. Структура учебной дисциплины.

Структура курса устной и письменной речи предусматривает в основном практические занятия в небольших группах по 8-10 человек, что позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту. Курс также предусматривает самостоятельное изучение студентами ряда тем на основе рекомендованных источников, а также самостоятельное направление определенных заданий, в том числе с помощью электронных носителей, включая лабораторные, контрольные и самостоятельные работы. В частности в ходе самостоятельной работы студенты изучают специальну. Литературу, выполняют задания по стилистическому анализу, готовят рефераты и выступления по соответствующим разделам учебной дисциплины, интерпретируют художественные тексты.

Во время проведения практических занятий студентам предлагается системное изложение лексико-грамматических основ языка, особое внимание обращается на проблемные вопросы курса, на развитие способности анализировать конкретный языковой материал, но прежде всего на этих занятиях студент совершенствует практическое владение изучаемым языком, часто в сопоставлении с родным языком учащихся.

Учебная дисциплина «Практика устной и письменной речи» изучается с 1 по 10 семестры (I-V курсы). В соответствии с учебным планом данная дисциплина входит в цикл дисциплин предметной подготовки (блок ДПП) с общим объемом 1660 часов на очном отделении. При этом на самостоятельную работу отводится 764 часа, на аудиторную - 896 часов.

Изучение дисциплины завершается комплексным государственным экзаменом, в котором задания по курсу практики речи составляют ядро экзамена.

II ЧАСТЬ
I КУРС

1. Описание

Описание УМКД, составной частью которого являются настоящие методические рекомендации;

- виды учебной работы (аудиторные занятия, в том числе лекции, семинары, практические и лабораторные занятия/ лабораторный практикум, самостоятельная работа студентов) и их трудоёмкость в соответствии с учебным планом (в часах/ в часах и кредитах), общая трудоёмкость дисциплины, вид контроля (зачёт/экзамен);

- тематический план курса на каждый семестр;

- примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ и т.п., курсовых и дипломных работ;

- требования и примерные вопросы к зачёту (экзамену);

- список рекомендуемой литературы – основной и дополнительной (обновлённый конкретизирующий по сравнению со списком в Программе) по разделам тематических планов;

- тесты для самоконтроля по всему курсу или отдельным темам;

- список Интернет-ресурсов по дисциплине (по желанию);

- перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ (по желанию).


  1. ^ Виды учебной работы.







Всего

с

е

м

е

с

т

р
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Практические занятия


272

136

136























Самостоятельная

работа (всего)


228

114

114























Всего по дисциплине


500

250

250























Вид итогового контроля





зачёт,

экзамен

экзамен


























^ 3. Содержание дисциплины
3.1 Тематический план.
Названия тем, их содержание, объём в часах.
I семестр




Название темы

Практические занятия

СРС

Всего

1.

Здоровье человека. Болезни и легкие недомогания. Самочувствие человека и влияние погоды на ощущения людей. Различные способы приветствия и прощания.

14

12

26

2.

Семья и человек. Характер людей. Родственные и дружественные связи. Взаимоотношения человека с родственниками и друзьями.

16

13

29

3.

Профессии. Сложности при выборе профессий. Описание различных видов деятельности человека. Человек как составляющая часть общества. Ценность каждой выбранной профессию Продвижение по служебной лестнице. Взлеты и падения на пути к достижению успеха в карьерном росте.

16

13

29

4.

Сложности, возникающие в процессе обучения. Канцелярские принадлежности. Обучение в школе. Взаимодействие учителя и ученика в ходе обучения. Обучение как важная часть становления человека.

14

12

26

5.

Человек и его «крепость». Обустройство дома и квартиры. Быт, окружающий человека. Характеристика различных типов жилья. Предметы повседневной необходимости.

16

13

29

6.

Дни недели и месяцы. Сложности, возникающие при неправильном распределении времени. Быстроходное течение времени. Встречи и расставания – вечные спутники современной стремительной жизни. Важность правильного распределения времени.

14

12

26

7.

Страны мира и их столицы. Жизнь на нашей планете. Соотношение воды и суши на нашей планете. Представители различных национальностей. Взаимоотношения людей, живущих на планете Земля. Планета Земля – наш общий дом.

16

13

29

8.

Продукты питания. Кухни разных народов мира. Повседневное питание. Деликатесы. Процесс приготовления пищи. Ежедневный рацион человека.

16

13

29

9.

Распорядок дня. Важность правильного распределения сил. Работа по дому. Создание уютной атмосферы.

14

13

27




ИТОГО

136

114

250


II семестр





Название темы

Практические занятия

СРС

Всего

1.

Высшее образование. Обучение в Университете. Разнообразие дисциплин. Вступительные испытания. Студенческая жизнь. Преимущества высшего образования.

19

16

35

2.

Климат на нашей планете. Разнообразие погодных условий. Любимые и нелюбимые времена года. Влияние погоды на настроение и самочувствие человека.

19

16

35

3.

Досуг человека. Занятия человека в свободное время. Любимое времяпрепровождение. Разнообразные хобби. Влияние хобби человека на его характер и образ жизни.

19

16

35

4.

Система городского транспортного обеспечения. Различные схемы и маршруты проезда. Городские и транспортные карты. Описание различных маршрутов. Как не потеряться в незнакомом городе.

19

16

35

5.

Магазины и покупки. Место шопинга в современной жизни человека. Необходимые походы по магазинам и совершение покупок для души. Разнообразные отделы универсальных магазинов. Роль одежды в жизни каждого человека.

20

18

38

6.

Театр. Различные виды театрального искусства. Декорации к разным спектаклям. Роль театра в современной жизни. Влияние театрального искусства на жизнь человека и его характер.

20

16

36

7.

Описание внешности человека. Человек как личность. Внешность человека как отражение его внутреннего мира. Важна ли внешность человека для его взаимодействия с другими людьми.

20

16

36




ИТОГО

136

114

250
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки iconПрограмма итоговой государственной аттестации направление подготовки 080100 «Экономика»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 030200. 62 «Политоллогия»,...

Программа подготовки iconПрограмма по технологии для базового уровня обучения может реализовываться...
Программа включает т р и р а з д е л а: пояснительную записку; основное содержание, распределением учебных часов по разделам курса...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...

Программа подготовки iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031400....

Программа подготовки iconПрограмма предшкольной подготовки Старший воспитатель О. В. Скворцова -заринск 2014- введение
Программа предназначена для подготовки детей 5-6 лет к обучению в школе

Программа подготовки iconРабочая программа Учебной дисциплины теория и методика обучения информатике...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск