Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки

Загрузка...





НазваниеОчная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
страница1/11
Дата публикации20.09.2013
Размер1.48 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
top-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
кафедра философии
ФИЛОСОФИЯ

(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Учебно-методическое пособие для курсантов

юридического профиля подготовки

факультета подготовки следователей,

факультета подготовки дознавателей,

международно–правового факультета,

факультета подготовки иностранных специалистов,

обучающихся по специальности

030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

факультета подготовки оперативных сотрудников полиции,

факультета подготовки сотрудников полиции

по охране общественного порядка,

обучающихся по специальности

031001.65 – «Правоохранительная деятельность»


МОСКВА-2012

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском университете МВД России (факультета подготовки следователей, факультета подготовки дознавателей, международно–правового факультета, факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»; факультета подготовки оперативных сотрудников полиции, факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, обучающихся по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность»).

Пособие содержит планы семинарских занятий и другие учебно-методические и информационно-справочные материалы (вопросы для подготовки к семинарам, зачету и экзамену, темы докладов и рефератов, списки учебной, справочной и специальной научной литературы, электронных ресурсов и их специализированных тематических подборок (баз данных, информационно-справочных и поисковых систем), конкретные методические рекомендации), помогающие эффективному решению задач дисциплины «Философия» и успешной реализации цели ее изучения.

Целью изучения дисциплины является формирование у курсантов теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника правоохранительной системы России на основе достижений мировой и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Задачами дисциплины являются:

формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

ознакомление с основными принципами, закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

формирование представления о философии права как мировоззренческой, методологической и логической основе юридического мышления;

введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.

Изучение дисциплины направлено на развитие у курсантов навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической сфере, связанной с правовым обеспечением национальной безопасности (правоохранительной деятельностью). При изучении всех тем дисциплины «Философия» в образовательной системе МВД России рекомендуется обращать особое внимание на их связь с актуальными проблемами современного общественного знания и правовых наук, с практической деятельностью полиции и правоохранительных органов в целом.

Изучение дисциплины предполагает последовательное освоение трех модульных разделов дисциплины. Цель первого – формирование философского мировоззрения и общего представления об основных этапах развития мировой и отечественной философской мысли (раздел I «История развития философского знания»); второго – приобретение базовых теоретических знаний по конкретным разделам философских наук и формирование методологической культуры высококвалифицированного специалиста (раздел II «Основные разделы философского знания»); третьего – приложение общих мировоззренческих и методологических основ к сфере правового знания и профессиональной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел России (раздел III «Прикладные аспекты философского знания»).

По организационным формам и образовательным технологиям изучение дисциплины включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой курсантов, выполнение реферата, сдачу зачета в конце первого семестра изучения дисциплины и экзамена в конце следующего семестра.

Текущий контроль качества усвоения знаний проводится как в устной, так и в письменной формах. В первом случае имеются в виду выступления и доклады на семинарах и сдача зачета; во втором – выполнение реферата и тестирование.

Аттестация по дисциплине в конце ее изучения осуществляется в ходе экзамена, на котором экзаменатор оценивает наличие и качество предусмотренных программой и образовательным стандартом компетенций у курсантов, в ходе их ответа на конкретные вопросы экзаменационного билета.

Работа на семинарах (устно) предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность курсантов в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное содержание дисциплины. Цель – оценить степень и компетентность участия в дискуссионном обсуждении конкретных проблем, предлагаемых (заблаговременно) в качестве специальных вопросов семинарских занятий.

По каждому семинару курсант обязан продумать ответы на предложенные в пособии вопросы, используя как основную учебную и справочную литературу и базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, рекомендованные по всем темам (их списки приведены в конце методического пособия под общим названием «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины»), так и специально подобранные конкретно к каждой теме семинарского занятия литературу (учебную, справочную и научную специальную), базы данных (тщательно подобранные коллекции электронных ресурсов, позволяющие облегчить и упорядочить использование новейших информационно-образовательных технологий).

Самостоятельная работа (устно и письменно) направлена на решение следующих задач:

выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем;

непрерывное совершенствование уровня мировоззренческо-теоретической подготовленности к будущей практической деятельности, связанной с профессиональной деятельностью сотрудников МВД России.

Зачет (устно) – форма промежуточного (межсеместрового) контроля. Проводится аудиторно, по перечню вопросов и проблем дисциплины, изученных в течение всего семестра. Предполагает подготовленность для квалифицированной демонстрации (защиты) знаний, умений и навыков, свидетельствующих о достаточном усвоении учебного материала первой части дисциплины (по истории философии). Цель – оценить способность курсанта поддержать осмысленный и грамотный диалог по основным проблемам, изученным в течение семестра.

Реферат (письменно) – форма промежуточного контроля. Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем рефератов. Цель – оценить применение курсантом профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве с требованиями и стандартами академической науки в области написания подобных квалификационных работ.

Тестирование (письменно) – форма промежуточного контроля. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании, так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по ее конкретным разделам (темам).

Экзамен (устно) – форма контроля в конце изучения дисциплины. Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов (проблем) дисциплины, предлагаемых заранее. Предполагает подготовленность для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала (приобретенных компетенций) по всей дисциплине (за оба семестра ее изучения). Цель – определение уровня реализации основной цели учебной дисциплины, степени соответствия знаний, умений и навыков ее задачам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

(количество аудиторных часов на лекционные (Л) и семинарские (С) занятия)


№ темы

Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы

Л

С

Всего




Раздел I. История развития философского знания

22

24

46

1.

Предмет и социокультурные функции философии

2

2

4

2.

Философия Древнего мира

4

6

10

3.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения

4

4

8

4.

Философия Нового времени (XVII–XIX вв.)

4

4

8

5.

Современная философия

4

4

8

6.

Особенности развития русской философии

4

4

8




РЕФЕРАТ













ЗАЧЕТ













Раздел II. Основные разделы философского знания

16

24

40

7.

Гносеология

2

2

4

8.

Онтология и философия природы

2

4

6

9.

Философская антропология

2

4

6

10.

Социальная философия

2

2

4

11.

Философия истории

2

2

4

12.

Философия культуры и религии

2

4

6

13.

Аксиология

2

2

4

14.

Этическая философия

2

4

6




Раздел III. Прикладные аспекты философского знания

6

8

14

15.

Философия и методология науки

2

2

4

16

Философские проблемы права и правоохранительной деятельности

2

4

6

17.

Государство и гражданское общество

2

2

4




РЕФЕРАТ













ЭКЗАМЕН













Итого:

44

56

100

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Тема 1. Предмет и социокультурные функции философии

Семинар 1: Предмет, метод, функции философии

Цель занятия:

осмысление предмета философии и ее значения в жизни общества, определение сущности мировоззрения и роли философии в процессе его формирования.

План

1. Мировоззрение: структура и исторические типы. Возникновение и специфика философского мировоззрения.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Материализм и идеализм. Альтернативные трактовки «основного вопроса» философии.

4. Философия в сфере духовной культуры, ее роль и функции.

Темы докладов

Истоки философии.

Специфика мифологического мировоззрения.

Специфика религиозного мировоззрения.

Две стороны «основного вопроса» философии в марксизме.

Философия в системе культуры.

Философия и наука.

Роль философии в жизни человека.

Учебная литература

Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах. – М., 2004.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2012.

Грядовой Д.И. Философия. Общий курс. – М., 2011.

Золкин А.Л. Философия. – М., 2005.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2012.

Философия / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М., 2012.

Философия / Под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2005 (Электрон. ресурс: http://litlikbez.com/nauchno-populjarnaja-literatura-filosofija-i-teosofija-mitroshenkov-o-a-filosofija.html).

Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Р. н/Д, 2011.

Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012.

Справочная литература

Краткий философский словарь / Ред. А.П. Алексеев. – М., 2011.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.

Словарь философских терминов / Ред. В.Г. Кузнецов. – М., 2011.

Философский словарь онлайн [Электрон. ресурс]: http://myslovar.ru/sl11/.

Философский энциклопедический словарь. – М., 2012.

Специальная научная литература

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избр. работы. – М., 2005 (Электрон. ресурс: http://www.avorhist.ru/publish/gusserl.html).

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., 2009.

Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах // Хрестоматия по зарубежной философии к. XIX – нач. XX столетий. – М., 1995.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992 (Электрон. ресурс: http://lib.rus.ec/b/275247/read#t3).

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 2009.

Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. – СПб, 1993.

Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8 (Электрон. ресурс: http://www.ec-dejavu.net/p/Philosophy.html).

Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение // Вестник Моск. ун-та. – Сер.7. Философия. – 1995. – № 5, 6; 1996. – № 6; 1998. – № 1; 1999. – № 1.

Базы данных

Б-ка «Гумер». – Философия [Электрон. ресурс]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php.

Б-ка философской антропологии: [Электрон. ресурс]: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]: http://window.edu.ru/.

Национальная философская энциклопедия [Электрон. ресурс]: http://terme.ru/.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Охарактеризуйте сущность понятия «мировоззрение» и его структуру (мироощущение, миропонимание). Обратите внимание на различные компоненты человеческого сознания, входящие в состав мировоззрения (знания, ценности, идеалы, нормы и др.). Объясните отличие индивидуального субъекта мировоззрения от коллективного субъекта. Сформулируйте ответ на вопрос: почему люди имеют разное мировоззрение? Объясните специфику основных исторических типов мировоззрения (мифология, религия, философия). Когда и где появляется философское мировоззрение? Чем оно отличается от других? Обоснуйте роль разумного знания в философском мировоззрении. Какова роль кризиса традиционной культуры и религиозно-мифологического мировоззрения в появлении первых философских учений? Рассмотрите это на примере античного мира (Древняя Греция).

По второму вопросу. Определите предмет изучения философии и охарактеризуйте круг философских проблем. Какие вопросы можно считать философскими? Как понимали предмет философии известные философы? В чем состоит отличие философии от религии: в изучаемых проблемах или в применяемых методах познания? Перечислите традиционные разделы философского знания и их проблематику (обратите внимание на древние и новые разделы).

По третьему вопросу. Обратите внимание, что в мировой философии нет такой проблемы, которая для всех мыслителей имела бы статус «основного вопроса». Это понятие имеет условный характер и применимо только в рамках конкретного философского течения. Так, постановка основной философской проблемы в буддизме, христианской философии или марксизме кардинально отличаются. Традиционной трактовкой «основного вопроса» для российской философии XX в. является марксистская трактовка (сформулирована Ф. Энгельсом): соотношение духа и материи (сознания и бытия). Объясните две стороны этой постановки проблемы: онтологическую и гносеологическую. Дайте характеристику двух «основных» направлений философии: идеализма и материализма. Укажите их представителей. Отметьте исторические формы материализма, а также отличие объективного идеализма от субъективного идеализма.

По четвертому вопросу. Объясните место философского знания в сфере духовной культуры человечества. Что есть общего и чем отличаются философия от религии, искусства, науки, идеологии? Можно ли назвать философию наукой или искусством? Какую роль играет философия в жизни человека? В чем состоит практическая польза философии для каждого человека? Какое значение имеет философское знание в определении смысла жизни человека, его места в мире и принципов существования? Раскройте смысл ценностной, критической, методологической функций философии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных классах общеобразовательных, в том числе и в школах надомного...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconО проведении учебно-исследовательской работы
Приложение бланк задания на учебно-исследовательскую работу для студентов института инновационного менеджмента мифи (дневная очная...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2003
Т. К. Горемыкина. Статистика: Учебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. М.: Мгу "инфо-рутения",...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Электронное издание
Рецензенты: Е. И. Петрова, доцент, зав кафедрой трудового и экологического права Юридического института

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconВ. П. Рябкова Модуль гармония дисциплины «Гармония и полифония»
Рябкова В. П. Гармония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое...

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601....

Очная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601....



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск