1. Сущность религиозного конфликта

Загрузка...





Скачать 163.12 Kb.
Название1. Сущность религиозного конфликта
Дата публикации22.09.2013
Размер163.12 Kb.
ТипАнализ
top-bal.ru > Право > Анализ




СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность религиозного конфликта…………………………………………...3

2. Развитие религиозных конфликтов в Украине…………………………….…7

3. Религиозные конфликты: предмет, объект, принципы, существенная характеристика…………………………………………………………………..10

4. Понятие религии в понимании известных ученых………………………....13

Список использованной литературы……………………………...……………17

1. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА

Нынешний этап развития мирового сообщества показывает, что конфликт – не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностной элемент развития как личности, так и группы. Если раньше говорили о предупреждении и предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Причем важным условием достижения успеха в решении этой сложной задачи является систематизация знаний и взаимное обогащение подходов, сложившихся в различных научных дисциплинах. Не случайно поэтому, выделена новая область науки – конфликтология.

Одним из видов социальных конфликтов является религиозный конфликт. В современной научно-популярной литературе можно найти достаточно много заслуживающих внимания трудов, посвященных проблеме религиозного конфликта. Это работы Ильина И.В., Филатова С.Б., Филимонова Э.Г., Колосова В.А., Кривельской Н.В. и др.

Все авторы указывают на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, в том числе и религиозной сфере, на взаимосвязь и определенную обусловленность необходимости учета межконфессиональных отношений в строительстве государства, а также рассматривают содержание и направленность геополитических процессов исходя из учета религиозного фактора.

Анализ научных трудов, а также процессов развития и урегулирования религиозных конфликтов показывает, что их предметом являются, как правило, религиозные нормы. Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

Структурный анализ религиозных конфликтов показывает, что их субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.) [5].

Изучая многообразие особенностей религиозных конфликтов современности, можно отметить, что общими особенностями религиозных конфликтов являются: «взрывной» характер их возникновения и возросшая жестокость действий организаторов и участников гражданских беспорядков; тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т.п.; использование политических лозунгов и требований с ярко выраженной религиозной направленностью.

В то же время, несмотря на длительный период существования научной мысли в сфере религиозных конфликтов, вопрос об их причинах возникновения до сих пор остается дискуссионным. Проведенная современными конфликтологами систематизация различных взглядов на происхождение религиозных конфликтов позволила выделить следующие обобщенные группы причин их возникновения:

  • незавершенность процессов формирования «молодых этносов», исповедующих собственную религию; существенные различия уровней так называемого «религиозного статуса»;

  • особая роль интеллектуальных и политических элит в «мобилизации религиозных чувств»; внутривидовая агрессивность человека.

Последствия религиозных конфликтов современности дает нам возможность сделать вывод, что на повестку дня сегодня вышел такой термин, как «интернационализации конфессиональных конфликтов». При этом внешние действующие силы вовлекаются во внутренний конфессиональный конфликт по ряду причин и условий. В их числе:

  • наличие религиозных сородичей за рубежом (их политическая и материальная поддержка);

  • идеологическая общность, которая может связывать одну из сторон конфликта с внешними действующими лицами;

  • геополитические соображения государств традиционного и нового зарубежья;

  • включение во внутригосударственные конфликты мирового сообщества в лице ООН, ОБСЕ и других структур, а также единственной оставшейся сверхдержавы (США), ратующей за утверждение «нового мирового порядка»;

  • миграции и связанные с ними нарушения демографического равновесия в некоторых регионах.

Территориальные противоречия обычно выступают в виде устойчивых претензий на так называемые «исконные территории», как проблема «разделенных народов», исповедующих одну религию, или вопрос о «территориальной реабилитации» ранее депортированных религиозных групп. Политические противоречия обычно выступают как отсутствие суверенной государственности или политико-правовая неполноценность статуса национальных автономий и этнических меньшинств, имеющих только им присущую религиозную веру, в государствах, основанных на принципах этнического национализма. Экономические противоречия обычно выступают в форме борьбы религиозных групп за «естественное право» на обладание ресурсами и собственностью. Социально-культурные противоречия обычно выступают в виде противоречий, связанных с неравномерным социально-экономическим развитием территорий, неравной степенью свободы доступа различных религиозных групп к ресурсам и рынкам, с дискриминацией по расовому, этническому или религиозному признакам и т.д.

Практика протекания того или иного религиозного конфликта показывает, что соединение этих двух условий становится катализатором, побуждающим стороны конфликта к решительным агрессивным действиям: потенциал напряженности «взрывается» и основным средством «решения» проблемы становится насилие.

При этом степень вероятности перерастания религиозных конфликтов в вооруженную борьбу определяют четыре условия:

  • накопление у населения оружия и его неконтролируемое распространение в «горячих точках»;

  • создание неконституционных военных и военизированных структур, нередко ведущееся соперничающими политическими силами, а то и криминальными группировками;

  • психологическая готовность людей к возможности силовых столкновений, общественные настроения «ожидания» вооруженной борьбы;

  • политическая воля лидеров, организующих вооруженные акции.

Основными формами вооруженного насилия, которые являются выражением религиозного противостояния и зависят от возможного характера и размаха используемых средств и методов борьбы, как показывает анализ прошедших межконфессиональных конфликтов, являются следующие из них:

  • национальный бандитизм, то есть вооруженные нападения криминальных групп на государственные и общественные учреждения, хозяйственные предприятия и т.д., осуществляемые под видом борьбы за восстановление религиозной справедливости;

  • религиозный экстремизм политических организаций правого и левого толка, сторонники которого ориентируются на вооруженное насилие как способ утверждения желательного положения своей религиозной общности среди других религий страны или как средство «регулирования» межрелигиозных отношений;

  • межнациональные и межэтнические конфликты, развивающиеся по сценариям гражданской войны;

  • межгосударственные войны различной интенсивности [4, с. 3-16].

2. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В УКРАИНЕ

После относительно мирного распада «социалистического лагеря» состоялось отчетливое разграничение новообразованных стран по экономическим, политическим, этническим, религиозным признакам, геополитическими ориентациями. После относительно мирного распада «социалистического лагеря» состоялось отчетливое разграничение новообразованных стран по экономическим, политическим, этническим, религиозным признакам, геополитическими ориентациями. Радикальные и стремительные изменения постсоциалистических обществ привели к вспышке многочисленных общественных конфликтов, острота которых порой достигала уровня национальной и государственной безопасности. Именно такой уровень угрозы продемонстрировали религиозные противостояния в большинстве стран Центральной и Восточной Европы и в Украине в частности. Бурные и противоречивые процессы глобализации оказали не только мощных интеграционных импульсов, но значительно приумножили число конфликтогенных факторов: общественные конфликты приобрели новые качества, масштабов, способов проявления и влияния на макросоциальные динамику. Распространение этноконфессиональных противостояний на европейской арене становится отличительным признаком нового века.

Украина в ее новейшей независимой истории подала один из самых выразительных примеров системной конфликтности переходного общества, которая поразила и религиозно-конфессиональное среду. За считанные годы произошел стремительный рост религиозности в ее разнообразных и противоречивых проявлениях, взорвались резонансные межконфессиональные и межцерковные конфликты, усилили социальную напряженность в обществе и отягощений нелегкий этап его реформирования. Религиозные противостояния разворачивались одновременно на разных уровнях и направлениях:

  • множественные расколы и конфронтация православных церковных структур разных юрисдикций;

  • застарелый конфликт между православием и греко-католицизмом, остро актуализированный с обретением независимости;

  • исторически унаследованные и вновь возникших противоречий между православными и протестантскими конфессиями;

  • православно-мусульманские противостояния в южных регионах Украины, осложненные напряжением в этнонациональных отношениях;

  • конфликтные отношения между традиционными и нетрадиционными для Украины религиями (в основном иностранного происхождения);

  • многочисленные проблемы и кризисы внутри-конфессионального развития и т.п.

В условиях политических трансформаций и государства межконфессиональные конфликты приобретали специфической окраски - становились не просто конфликтами интересов, а столкновениями этнокультурных идентичностей, конфликтами этнического и геополитического выбора.

Как следствие, поиску путей оптимизации межконфессиональных отношений, прогнозирования и предупреждения религиозных конфликтов превращается в насущную общественную потребность и важное условие развития гражданского общества.

Научное сообщество вынуждено признать, что классические эвристические подходы, выработанные западной наукой и философией и рассчитаны на осмысление конфликтов в обществах либерально-демократического типа, в условиях развитого и стабильного гражданского общества, теряют свою действенность в реалиях переходных обществ. К тому же проблемы специфики, генезиса, типов, эскалации, урегулирование именно религиозных конфликтов в классической конфликтологии активно не исследовались. Кроме того, выдвинутые в последнее время и отечественными, и зарубежными учеными концепции «посткоммунистического», «посттоталитарного», «транзитного» развития, за редким исключением, обозначают конфликтный содержание социально-религиозных процессов вскользь и в слишком общих чертах.

Задачи исследования современных религиозных конфликтов одновременно и актуализирован и отягощенная фактическим отсутствием собственной конфликтологической традиции. Более того, религиозные конфликты в советское время практически не были объектом беспристрастного анализа, как и многие другие процессов, перебегали в религиозной сфере. В бывшем СССР конфликтологии вообще было отказано в праве на существование как самодостаточной области: официальная концепция бесконфликтности социалистическому общества практически закрывала путь к многоаспектного и объективного анализа конфликтов как фактора развития любой общественной сферы. Нехватка фундаментальных теоретических наработок в этой области пока невозможно компенсировать двумя десятилетиями исследовательской свободы.

Таким образом, религиоведческие разведки относительно природы и проявлений социально-религиозных, межконфессиональных конфликтов в переходных странах, характера и последствий трансформации религиозно-конфессиональной сферы требуют систематизации и концептуализации, разработки надлежащего категориального и методологического аппарата, комплексного анализа проблем детерминации, типологии, динамики, функций религиозных конфликтов, обоснование путей и средств их урегулирования и предупреждения. Ввиду того, что религиозные конфликты являются неотъемлемой составляющей исторического развития, константой современного поликонфессиональной среды, закономерной признаку ближнего будущего, избранная диссертантки тема предстает как актуальный и самостоятельное направление научных исследований [1, с. 15-20].

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ПРИНЦИПЫ, СУЩЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Сформировались объективные предпосылки и социальные запросы для конституирования на стыке конфликтологических и религиоведческих исследований новой междисциплинарной отрасли - конфликтологии религии. Объектом религиозных конфликтов предложено считать конфликты в религиозной сфере и сфере государственно-церковных отношений со всеми их признаками, спецификой, структурными элементами, динамикой развития, функциями и последствиями, а также конфликтогенные факторы религиозной жизни в современную эпоху. Предмет конфликтологии религии составляют общие закономерности возникновения, течения, эскалации религиозных конфликтов, принципы их урегулирования и предупреждения в условиях современных поликонфессионального общества. Конфликтология религии обозначена как теоретико-прикладная дисциплина, охватывающая уровне общетеоретических, специально-теоретических и эмпирических исследований.

Комплексный интегративный подход к познанию любых форм, типов и проявлений религиозных конфликтов должно опираться на следующие базовые принципы: «принцип антагонизма» (который определяется столкновением интересов, целей, намерений сторон в деструктивных формах), «Принцип интеракции» (как активного взаимодействия по крайней мере двух сторон, а не внутриличностной или мнимой борьбы),«Принцип специфики субъектов» (носителей относительно устойчивой религиозной и конфессиональной идентичности).Вышеупомянутое позволило определить сущность религиозного конфликта как деструктивной взаимодействия субъектов религиозных отношений в намерениях реализовать собственные интересы и ценности, сохранить или перераспределить власть, влияние, ресурсы, статусы, привилегии и т.д., защитить собственную идентичность.

Религиозные конфликты являются константным, универсальным видом общественных конфликтов, которые сопровождают всю историю человечества, собственно, как и сама религия. Существенными характеристиками религиозных конфликтов являются:

  • глубинный историко-генетический, социокультурную и ментальную связь с етнонациегенезом и межнациональными отношениями;

  • историческая продолжительность, воспроизводимость с бегом истории;

  • особая психологическая и духовно-эмоциональная напряженность, обусловленная способностью религиозной веры концентрировать физическую и психическую энергию верующего;

  • склонность к эскалации через быструю консолидацию и мобилизацию верующих;

  • особая роль харизматических лидеров;

  • способность разворачиваться одновременно на разных уровнях и в разных сферах общественно-религиозной взаимодействия.

Религиозный конфликт представляет собой сложный субъектно-объектный феномен. Если объекты религиозных конфликтов могут быть как специфическими, так и неспецифическими, то субъекты конфликтного взаимодействия (по крайней мере, один из них) всегда являются специфическими - и в социально-правовом, и в институциональном, так и в функциональном смысле. Устойчивость, склонность к превращению в состоянии хронического напряжения в межконфессиональных отношениях; отчетливая тенденция к приобретению политического характера; скрытность глубокого смысла, маскировка за видимым объектом конфликта других оснований для противостояния. Предложено отнести к субъектам религиозных конфликтов: во-первых, субъектов религиозных отношений (верующих, клир, религиозные общины, организации, конфессии и т.д.);во-вторых, других социальных субъектов с устойчивой религиозной (конфессиональной) идентичностью (этнические сообщества, религиозно-политические партии и движения, общество в целом) и / или религиозной мотивацией социально-конфликтного поведения. Каждый из перечисленных субъектов имеет разный конфликтогенный потенциал и возможности влияния на качественные и количественные параметры конфликта.

Детерминантами религиозных конфликтов выступает целая совокупность факторов различного порядка, силы и исторической запущенности.

Религиозные конфликты способны выступать факторами макросоциальных изменений, выявлять противоречивую функциональность, детерминировать и конструктивные и деструктивные процессы, которые наблюдаются на разных уровнях социального анализа. Активная трансформация национальных конфессиональных ареалов в сутки перехода достигла той критической точки, когда она перерастает в трансформацию континентальной религиозно-конфессиональной архитектоники. Под таким углом зрения религиозные конфликты возникают влиятельным фактором переструктурирование религиозного пространства и носителем определенной системообразующей роли в закреплении современной конфигурации религиозной сети.

Объективная невозможность окончательного решения и преодоления религиозных конфликтов требует отработки специальных методов и средств управления ими и развития толерантных межконфессиональных отношений. Выработка технологий управления религиозными конфликтами переведет религиоведение на новый уровень развития как практически-ориентированного знания, способно оказывать влияние на способ бытия и формы взаимодействия религиозных институтов [2, с. 206-215].

4. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ В ПОНИМАНИИ ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ

В западной социологии конфессиональность также часто выступает как понятие, интегрированное или сопредельное с этничностыо. Например, известный американский политолог С. Хантингтон указывает на такую взаимосвязь, анализируя перспективы развития цивилизации сохранения мира или возникновения войн в будущем. Он выделяет пять основных причин разлома между цивилизациями: «Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальные, они наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, - религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались веками. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Во-вторых, мир становится более тесным, взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации -государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений. Подобные движения ложились не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме. Возрождение религии создает основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ. В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и, возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.

В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу».

Однако, как считает С. Хантингтон, «...на самом поверхностном уровне многое из западной культуры действительно пропитало остальной мир. Но, на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи и ценности, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Самый известный пример - конфуцианско-исламский блок, сложившийся как вызов западным интересам и ценностям».

Таким образом, самое главное, чем различаются цивилизации, по С. Хантингтону, это религия, которая несет ведущие смысловые и знаковые системы этнической культуры, ценности этой культуры.

Основатели социологии религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс) впервые предложили дуалистический взгляд на мир: жизнь имеет религиозную и нерелигиозную стороны.

Например, в понимании Э. Дюркгейма, основная функция религии заключалась в том, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремлений. Если для человека жизнь теряет значение, то это вполне может быть даже хуже, чем его физическая смерть. Причем, особенность религиозного взгляда на мир, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что «отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности».

Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди людей, населяющих мир. Э.Дюркгейм сравнивал религию в этом ее качестве с тем, как действует клей: «Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями».

Оригинальное определение религии предлагает американский социолог Р. Белла: «Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечивает контакт индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освещая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира».

Однако, по мнению К. Маркса, религия может иметь не только позитивное значение, но и негативное: «Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистичные групповые интересы. Религиозные группы - одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. Религиозные различия рассматриваются как чисто внешнее оформление более глубоких конфликтов». То есть К. Маркс считает, что, когда этнические и классовые различия переплетаются с религиозными, конфликты приобретают особую остроту. По внешнему проявлению религиозные конфликты могут маскировать столкновения на этнической и классовой основе. В тех случаях, если экономические интересы и этнические связи способствуют единению общества, религиозные различия могут служить единственным символом различия. Но, в связи с этим можно заметить, что конфликт, противоречия сами по себе могут быть не только отрицательными, но и в определенном смысле могут иметь положительное значение. Например, стать стимулом для социальных трансформаций и перемен.

Религия представляет собой не только социальный, но и психологический феномен. Психологический и социологический подходы, очевидно, дополняют друг друга.

В отечественной науке первенство в изучении проблем взаимосвязи этничности и религиозности принадлежит, несомненно, этнологам. Как известно, еще с конца 40-х гг. и особенно интенсивно в 60-е гг. XX в. в советской науке происходило обсуждение проблем этнического сознания. Религиозность как своеобразный компонент этого сознания также начал подробно разрабатываться в этот период [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Арістова А.В. Релігійні конфлікти в сучасному світі: природа, вияви, шляхи врегулювання: Монографія. – К.: НТУ, 2007. – 336 с.

  2. Арістова А.В. Релігійні конфлікти в Україні: вектори впливу на суспільні процеси // Мультиверсум. Філософський альманах: Зб. наук. праць. – Вип. 52. – К., 2006. – С. 206-215.

  3. Гришаева Л.И. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур. / под ред. Л.И.Гришаева, М.К. Попова//Воронежский государственный университет, Воронеж, 2004.

  4. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.

  5. http: // window.edu.ru (Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале ХХІ века (политическо-правовой аспект).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Сущность религиозного конфликта icon«Сущность конфликта и его причины»
Развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных...

1. Сущность религиозного конфликта iconРоль и функции религии в современной России
В высших и средних специальных учебных заведениях изучался предмет «Научный атеизм». Создавались документальные фильмы, писались...

1. Сущность религиозного конфликта iconПсихология конфликта глава 13. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие...

1. Сущность религиозного конфликта iconСущность экономической науки и её структура. Предмет, методы, функции и задачи экономики
Собственность и ее социально-экономическая сущность. Пучок прав собственности. Типы и формы собственности

1. Сущность религиозного конфликта icon-
Натан Лопес Кардозо Суть Арабо-Израильского конфликта (повторно) бп 23 июля 10 12

1. Сущность религиозного конфликта icon1. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного...
Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс

1. Сущность религиозного конфликта iconТрагедия мильтона «самсон борец», особенности классицизма в характере героя и развитии конфликта
Трагедия мильтона «самсон – борец», особенности классицизма в характере героя и развитии конфликта

1. Сущность религиозного конфликта icon7. законы эволюции материи
Основы научного, философского и религиозного миросозерцания ключ к пониманию новой эпохи

1. Сущность религиозного конфликта iconУчитель географии и экономики высшей квалификационной категории
Цели урока: Выявить географические особенности полового, возрастного, этнического и религиозного состава населения мира

1. Сущность религиозного конфликта icon1. Сущность и общие положения уголовного процесса Сущность и назначение...
Изучение проблем уголовно-процессуального права предполагает использование общей теории права, знания конституционного, уголовного,...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск