Название учебной ситуации

Загрузка...





Скачать 91.04 Kb.
НазваниеНазвание учебной ситуации
Дата публикации19.10.2013
Размер91.04 Kb.
ТипСценарий
top-bal.ru > Право > Сценарий

Сценарий урока русского языка в 6-ом классе учителя русского языка и литературы Мельниковой С.Н.


Название учебной ситуации:

Правописание суффиксов прилагательных.

Тематический блок:

Правописание суффиксов Н и НН в прилагательных.

Задачная форма организации учебного процесса.

Область знаний, на материале которой разработан сценарий, тема:

Русский язык: Прилагательное, правописание суффиксов прилагательных.

На какую категорию учащихся рассчитано занятие:

Для учеников 6 класса гимназии, 90% имеют «4» и «5». Дети заинтересованы

в получении знаний. Предполагается включение учащихся в задачную форму организации образовательного процесса, где они определят способ написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Описание единицы содержания. Возможные уровни её освоения:

Предметной единицей содержания является правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Метапредметной – приобретение опыта работы в задачной форме организации.

Способы: Различение отыменных прилагательных и отглагольных прилагательных. Есть разные способы определения правописания суффиксов прилагательных (это зависит, от какой части речи образовано прилагательное).

Исходные уровни учащихся: 0 – ученик напишет, не задумываясь;

1 – выделит затруднение, задаст вопрос учителю;

2 - самостоятельно попытается выяснить правописание с использованием дополнительной литературы – по орфографическому словарю;

3 – будет искать принцип, за счёт чего можно будет правильно написать слова.

Схема единицы содержания:


+

Правописание НН в отым. прилагательных в .

-

Не знает, сколько Н в других прилагательных



Отым. Отгл.

Прил. Прил.



или в прилагательных

?

Отымённые прилагат. НН

Отглагольные прилаг. Н


Комментарий к схеме единицы содержания:

в схеме слева в верхнем углу показана база знаний,которой владеют учащиеся (правописаниеи

нн в отымённых прилагательных);внизу зафиксировано,что учащиеся не знают,сколько

«н» пишется в других прилагательных.Справа даны средства различения в зависимости от

того, от какой речи образовано прилагательное.

Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц.

Чем обеспечено освоение выбранной темы:

Учащиеся знают,что такое имя прилагательное и владеют навыками правописания суффиксов

отыменных прилагательных, но не знают, что количество Н в суффиксе прилагательного зависит, от какой части речи оно образовано. Чтобы правильно писать количество Н в суффиксе прилагательного необходимо различать отымённые и отглагольные прилагательные.

Учебный материал и учебные задания.

№1.Учебный материал. Задания для работы с материалом.

Осе..ее утро; Объяснить правописание суффиксов прилагательных.

Солом...ая шляпа;

Утр...ий туман;осе

Беш...ый нрав,

№2. Торжестве...ый,жаре..ый, Распределить слова в 2 столбца(с Н и НН)

краше..ый,экскурсионный,

кваше...ый,точе...ый, печё...ый.

№3.Записать слова:

Коше..ый

Гружё...ый Объяснить написание слов (записать)

Чище...ый

Мороже...ый

Вопрос и/или задание, на основе которого вводится новое содержание,варианты ответов учащихся и/или способы их выполнения:

Учебный материал Задания для работы с материалом.

Варианты ответов

Действия педагога на ответ

Вопросы или задания, выводящие на новый уровень понимания.

1.Дети испытывают трудности

только с правописанием последних двух слов.

Некоторые учащиеся говорят, что написали с двумя Н, некоторые- что с одной. Учащиеся находятся в ситуации затруднения. ^ Возможные версии детей :Осенний-осень(одна Н в корне);

соломенная-солома;

утренний-утро;

беш..ный- ?( говорят,что от слова "бешенство").

Возможные ответы детей:

-Не знаем, не по правилу

пишется.

(сомневаются в ответах)

-Нет

-Нужно смотреть в другой словарь

-Словарь происхождения слов.Выясняют,что слово образовано от слова «бесить».

-Сомневаются в ответах)

Дети предлагают варианты ответов.

Слушаем каждую гипотезу схематизируем и проверяем.

Дети формулируют правило:

в отымённых прил.-ных пишется НН в суффиксах ОНН,ЕНН(искл.ветреный),в отглагольных прилагательных(от глагола нес.в. и без приставки) пишется одна буква Н.

Кошеный-косить;

Гружёный-грузить;

Чищеный-чистить;

Мороженый-морозить;

Печёный-печь.

Определять правило написания одного и двух Н в суффиксах прилагательных

Определили, как надо правильно написать, а затем сами предлагали версии (почему так пишется), и их проверяли.

-

Версии выписываются на доске и около них имена детей, которые ответили идентичным образом.

Дети делятся на 3 группы:

  1. Кто написал две Н

  2. Кто ничего не написал

  3. Кто написал одну Н




Работа по группам:

Выполняют зад.№2.

Если дети не подошли к разгадке, дать этимологические словари на группу и просить найти происхождение слов по одной и другой колонке. Тут они должны выйти на способ написания. 

Схема:

ЕН-----------------от глагола нес.в.и без прист.

Предлагает выписать пары слов типа: гружёный-грузить

Схемы детей.

Задание №1:

-Как писать?

Задание первой группе – проверьте написание слов по орфографическому словарю.

^ Задание второй группе – найдите в словаре данные прилагательные и проверьте

написание.

Задание третьей группе – объясните такое написание.

-Какие могут быть гипотезы?

-Почему тогда это слово пишется с одной Н?

-Может оно одно такое? А может, слово-исключение?

-Должны мы всё время смотреть в орфогр.словарь?

-Что нам поможет в этом?

-Как называется такой словарь? Может мы сразу вывести правило о правописании этого слова? (нет)

Задание №2:

-Выписать прилагательные с одной и двумя НН в колонки и объяснить их правописание в группе.

-Предложите гипотезы, почему они так пишутся.

-Сформулируйте правило.Оформляем правило в схему. Выходим на способ написания.

Задание на закрепление №3.

Объяснить написание слов:

Коше..ый

Гружё...ый Чище...ый

Мороже...ый

Печё...ый

-Объясните, чему мы сегодня научились?

-А как мы с Вами вышли на это правило? Каким образом мы с Вами это делали?

-Можете ли вы схематизировать что мы с вами делали по шагам?



Организационные формы проведения занятия (индивидуальная, фронтальная,групповая,межгрупповая,коммуникация,другое).

Обосновать свой выбор.

Групповая работа и коммуникация между детьми в классе. В ходе коммуникации происходит обогащение версий учащихся.

Этапы занятия и возможные последовательности их прохождения:

Шаг 1.Выполнение задания № 1.Учащимся предлагается вставить суффиксы в прилагательные и ответить на вопрос - почему они так считают. Дети попадают в ловушку - возникает ситуация затруднения.

Шаг 2. Выход из ловушки. Дети предлагают версии - гипотезы, почему так пишется.Если дети не могут объяснить, проверяем написанное по орфографическому словарю.

Шаг 3.. -Действительно ли слово «бешеный» произошло от слова «бешенство»? Проверяем происхождение слов по этимологическому словарю

Шаг 4. Выполнение задания №2. Конструирование нового способа. Формулирование правила.

Шаг 5.Апробирование нового способа.Выполнение задания №3. Проверка по словарю.

Шаг 6. Рефлексия. Схематизация порождения правила.

Подведение итогов занятия (итоговая рефлексия)

-Какой новый способ использовали,чтобы правильно написать суффиксы прилагательных?

-На основе чего формулировали новое правило?


Занятие проводилось в групповой форме.
- Как мы с Вами вышли на это правило? Каким образом мы с Вами это делали?

-Можете ли вы схематизировать что мы с вами делали по шагам?

Деятельность педагога,обеспечивающая освоение единицы содержания.Описание используемых технологических приёмов и технологий.

Использовала задачную форму организации учебного процесса. Учащиеся намеренно ставятся в ситуацию невозможности правильного выполнения ими задания, поскольку еще не владеют необходимыми знаниями. Это позволяет педагогу организовать процесс мышления и рефлексии.

О проведённом занятии в свободной форме.?

Задание 1. Объяснить правописание суффиксов : осе…ий день; солом...ая шляпа;

утре...ий туман; беш...ый нрав,

Некоторые учащиеся говорят, что написали слова с двумя Н, некоторые - что с одной. Уточняют, что в слове «осенний» одна Н в корне, другая – в суффиксе; в словах «соломенная» и «утренний» суффикс –ЕНН пишут по правилу ,так как образованы от слов «солома» и «утро».

Учащиеся находятся в ситуации затруднения и попадают в ловушку со словом «бешеный». Предлагают версии,что слово «бешеный» произошло от слова «бешенство».Детям предлагается проверить свои версии по орфогр.словарю.Увидели,что слово «бешеный» пишется с одной Н.

-Значит,слово «бешеный» не подчиняется общему правилу правописания Н и НН св суффиксах прилагательных.

-Должны мы всё время смотреть в орфогр.словарь? (нет)

-Что нам поможет в этом? (говорят,что нужно смотреть в другой словарь).

-Как называется такой словарь? (словарь происхождения слов.Выясняют,что слово образовано от слова «бесить»).

-Может оно одно такое? А может,слово-исключение? (сомневаются в ответах)

-Может мы сразу вывести правило о правописании этого слова? (нет)

Задание 2. Распределить слова в 2 столбца(с Н и НН) : Торжестве...ый,жаре..ый

краше..ый,экскурсионный, кваше...ый,точе...ый, печё...ый.

-При затруднении можете пользоваться этимологическими словарями в группах.

-Какие слова пишутся с одной Н и почему?

-Что общего у этих глаголов? Предлагается сделать морфемный разбор этих слов задать к ним вопросы (нес.вид и нет приставок).

-Можем теперь сформулировать правило о правописании таких прилагательных?(да,

в прилагательных,образованных от глаголов нес.вида и без приставок пишется одна Н).

Схематизируем правило.

Задание 3. Предлагается на закрепление записать слова и объяснить написание слов,пользуясь

новым способом: Коше..ый ,гружё..ый,мороже..ый,чище..ый.

Рефлексия:

-Что же мы делали, когда попали в ситуацию, думая, что пишется 2 Н, а на самом деле нужно 1 Н (проверили в орф. словаре, потом формулировали гипотезы, почему слова пишутся по- разному, и проверяли их).

-Что мы обнаружили, когда исследовали происхождение прилагательных?( исследуя происхождение прилагательных, выявили, что если они происходят от разных частей речи, то в зависимости от этого пишется 1 или 2 Н).

-Можем ли мы с вами схематизировать ,какое новое правило мы вывели?


Отым. Отгл.

Прил. Прил.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название учебной ситуации iconНазвание учебной программы Вид учебной программы Используемые пособия...
Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов. Разумовская М. М., Капинос В. И

Название учебной ситуации iconРабочая программа учебной дисциплины иностранный язык название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Название учебной ситуации iconСведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой...
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Название учебной ситуации iconАвтор, название, место издания, издательство, год издания учебной...
1 Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной литературой

Название учебной ситуации iconАвтор, название, место издания, издательство, год издания учебной...
1 – Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной литературой

Название учебной ситуации iconСтихи о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка»
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков

Название учебной ситуации iconСведения на 01. 05. 2013 г. Муниципальное казенное дошкольное образовательное...
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Название учебной ситуации iconИнтеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина ( 5-6класс)
...

Название учебной ситуации iconУчебной, учебно-методической литературы, библиотечно-информационных...
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Название учебной ситуации iconПрофессионального поведения персонала медицинского учреждения раздел
Ситуации обращения сотрудника с деловым запросом к сотрудникам объединения, рабочие ситуации



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск