Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия»






НазваниеМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия»
страница1/7
Дата публикации15.06.2014
Размер0.96 Mb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Департамент образования и науки Тюменской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(повышения квалификации)

«ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тюмень, 2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ТОГИРРО в соответствии с государственным заданием

^

департамента образования и науки Тюменской области




Под редакцией:


Миловановой Н.Г., д.пед.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО






Составитель:

^

Карасёва Елена Геннадьевна – доцент кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО, к. пед.н.




Рецензенты:

^ Дмитриева Л.И., доцент кафедры специальной педагогики ИППСУ,

ФГБОУ ВПО ТюмГУ , к.пед.н.

Белькович В.Ю., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н.



^ Первичное выявление логопедических проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- Логопедия» / Составитель Карасёва Е.Г., Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

В методических рекомендациях предлагаются материалы по диагностике устной и письменной речи детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты диагностики позволяют оценить особенности каждого ребёнка, определить оптимальный педагогический маршрут для каждого ребёнка, соответствующий его психофизическим особенностям.

Данное пособие предназначено для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки по специальности «050715- Логопедия».

Введение

     Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной общеобразовательной программы дошкольного образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

    В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.

    Особенность логопедической работы в общеобразовательном учреждении состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Цель логопедической работы в школе - своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях, ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС - оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основными задачами логопедической работы являются следующие:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

^ Цель методических рекомендаций- предложить педагогам (воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных учреждений) не только конкретные приёмы обследования устной речи, письменной речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

Задачи:

1)ознакомить педагогов с принципами обследования устной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

2) ознакомить педагогов с принципами обследования устной и письменной речи детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

В методических рекомендациях приведены методики для диагностических и коррекционных целей, позволяющие более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Такие методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.

Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учётом того, что первичная несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечёт за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой сторон речевой системы в целом.

Представленные в методических рекомендациях материалы обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными нарушениями речи будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут педагогам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

Единый базовый комплекс диагностических методик для первичного логопедического обследования

^ Ранний возраст

- Исследование речевого развития детей 2 - 3 лет (под ред. Стребелевой Е.А.)

Дошкольный возраст

- Обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б. Иншакова).

- Методика обследования нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Волкова Г.А.).

- Обследование речевого развития (по О.Е. Грибовой).

- Обследование речи детей дошкольного возраста 3-6 лет (Ткаченко Т.А.).

- Углублённое логопедическое обследование детей дошкольного возраста с ОНР 
(по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.).

- Исследование речевого развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет (под ред. Стребелевой Е.А.).

^ Школьный возраст

- Обследование устной речи детей младшего школьного возраста (О.Б. Иншакова).

- Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей 1 – 11 классов (Фотекова Т., Ахутина Т.).

- Исследование нарушений чтения и письма младших школьников (по Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.)

^ Раздел 1. Отклонения речевого развития у детей дошкольного возраста

Речь –один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Для нормального становления речевой деятельности необходимы и определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

-правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки и эмоции;

- формировалась потребность в общении.

^ Овладение речевой деятельностью предполагает:

-способность говорить;

-способность понимать сказанное.

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие её нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности, эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Проявления речевых нарушений

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков.

  • Нарушение слоговой структуры слова.

  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативности использования слов, непонимание значения и смысла слова.

  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.

  • Нарушение связного высказывания (развёртывания, планирование, прогнозирования высказывания и т.д.).

  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.

  • Бедность выразительных средств устной речи.

  • Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния Вам понадобится сделать ребёнку аудиограмму. Получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из 1-2 слогов. Значение слов всё ещё варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребёнком эмоций. Ребёнок в процессе общения просит, указывает, наказывает, требует и сообщает. К 1,5 годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полуторам годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается 20 слов, в 2 года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.

К 3 годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться регулятором поведения.

^ Основания для беспокойства:

Ребёнок не реагирует на своё имя, отмечается отсутствие лепетных слов. Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении речевого подражания ребёнок воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека -девочка, пику -купил, пэха-хлеб. Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: ^ Аня хочет нет- Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции речи. Словарный запас достигает к 4 годам 2000 слов. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка. К концу пятого года высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К 6 годам происходит овладение значением производных слов в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. Становится возможным установление причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах.

^ Основания для беспокойства:

У ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пёс, пачкать- грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар-соль, холодный- горячий, улыбаться-хмуриться. Ребёнок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconЛ. С. Вакуленко Методические рекомендации по написанию рефератов,...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconУрок «Семья и семейные ценности»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconГаоу дпо со «иро» современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста
Методическое пособие предназначено для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, руководителей дошкольных...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconМетодические рекомендации для классных руководителей, консультантов...
Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов,...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconAcademia апк и II про федеральное государственное автономное образовательное...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования приглашает на курсы директоров, заместителей...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- логопедия» iconПрограммы профессиональной переподготовки
Цель: сформировать у слушателей курса экономическое мышление, приобретение ими знаний о механизмах функционирования рыночной экономики,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск