Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Загрузка...





Скачать 458.72 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/4
Дата публикации21.06.2014
Размер458.72 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4


Вологда

2013

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 19.10.2009 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);

- Концепции УМК «Перспективная начальная школа» / научный руководитель Р.Г. Чуракова;

- Устава  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» (Утверждён Постановлением Администрации г. Вологды, № 6493 от 01.11.2011г.);
- Авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа») // Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2009;
- Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Вологды на 2013/2014 учебный год;
- Положения о рабочей программе МОУ «СОШ №35».

Структура программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

^ Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

II.Содержание тем учебного курса

III. Тематическое планирование

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Приложение

^ 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа») // Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В рабочую программу внесены изменения – планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю) в связи с изменениями в учебном плане на 2013-2014 учебный год.

При разработке программы «Литературное чтение» использовано письмо Департамента образования Вологодской области от 30.01.2012 г. №5220-п/03-19 «Об организации внеклассного чтения в начальной школе», учтен региональный компонент Вологодской области На уроках литературного чтения используется программа В.И. Армеевой и И.А. Армеевой «Литература Вологодского края». Формирование библиографической культуры идёт в процессе изучения курса «Литературное чтение» в каждом разделе.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное образование. 2004г):

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Специфика начального курса «Литературного чтения» в том, что он является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех пред­метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со­знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми­ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым в произведениях художественной культуры, в кра­соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

^ Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основ­ной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляю­щих разные типы повествования: прозу и поэзию.

^ Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обуче­ния (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

^ Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует парал­лельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литерату­ра использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф – это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, по­могавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольк­лора носит обрядово-игровой характер. Загадка – это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фолькло­ра, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древ­нейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является од­ним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвяще­ния юного человека в мир взрослых, смысл которого – в прохождении посвящаемым ряда испы­таний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценно­стей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Ав­торские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тек­сты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присво­енным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

^ Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» – понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных прие­мов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифо­логическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвя­зи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ вос­принимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости – является первой клеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенно­стей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности ху­дожественного образа в изобразительном искусстве. Сначала – на материале классических иллю­страций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком – языком литературы или языком живописи (графики); потом – на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и худож­ником.

  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных об­стоятельствах.

^ Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фолькло­ра, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления лите­ратуры на разные типы повествования.

  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку – закличку; рассказ – сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью суме­ет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он су­меет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определен­ны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; спо­собность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литера­туры (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС – далеко не всегда прозаическое произведе­ние (это может быть и поэма), а ЛИРИКА – далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

^ Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, по­эзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник по­чувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать фор­мальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность раз­мера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержа­тельность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

^ Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

^ Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично - поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

^ Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-дидактический  материал;

-лупы;

-рамочки.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. Анализ образных средств языка должен помогает детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою, помогает школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечивает осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: мифы, сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения предполагает знакомство детей с особенностями творчества писателей. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения—формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативных документов
Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:...
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодского...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодской...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодского...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов
Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов
Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconДанная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов: Федерального
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск