8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и

Загрузка...





Скачать 185.39 Kb.
Название8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и
Дата публикации24.09.2013
Размер185.39 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Право > Документы


8. Валютная политика
8.1. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относи­тельную эквивалентность обмена валют, соответствие международных потоков валют по­требностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, креди­тов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономиче­ские агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Валютные отношения издавна были сферой вмешательства государства - вначале косвенно, а затем непосредственно. Учитывая важную роль валютных отношений в ми­рохозяйственных связях, действия государства направляются на предотвращение резких и значительных колебаний курсовых соотношений, валютных кризисов, которые отрица­тельно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Рыноч­ное, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а государственное - направ­лено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отно­шений. Границы между этими двумя регуляторами определяются выгодами и потерями в конкретной ситуации. Так, в условиях кризисных потрясений, революций, войн, послево­енной разрухи преобладает государственное валютное регулирование. И, напротив, при улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Однако при любых ситуациях государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за ва­лютными отношениями.


    1. Сущность валютной политики и валютного регулирования


Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных це­лей «магического четырехугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, поддержать равновесие платежного баланса, сдержать рост безработицы и инфляции.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законода­тельством, представляющим собой совокупность правовых норм, регулирующих поря­док совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами; а также валютными соглашениями - двусторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, то есть регламентация государством международных расчетов и порядка проведения ва­лютных операций, которая осуществляется на национальном, межгосударственном и ре­гиональном уровнях.

В Республике Молдова валютное регулирование осуществляется в соответствии с «Регламентом по валютному регулированию на территории Республики Молдова», кото­рый разработан Национальным банком Молдовы в соответствии с Указом Президента Рес­публики Молдова «О некоторых мерах по обеспечению валютного регулирования на тер­ритории Республики Молдова» №6 от 13 января 1994 г.

Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ, а с середи­ны 70-х гг. стали также проводиться регулярные совещания на высшем уровне «се­мерки» ведущих государств, в состав которых входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Ка­нада. С 1993 г. в этих совещаниях участвует Россия. Цель таких совещаний - выработ­ка путем консультаций единой экономической стратегии по валютным взаимоотношениям.
8.3. Формы валютной политики
В мировой практике применяются следующие основные формы валютной политики:

- дисконтная политика;

- девизная политика, а также ее разновидности:

- валютная интервенция;

- диверсифика­ция валютных резервов;

- девальвация;

- ревальвация;

- регулирование степени конвертируе­мости валюты;

- валютные ограничения.

Дисконтная, или учетная, политика - это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутрен­них кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.

Например, при пассив­ном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов по­вышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низ­кая процентная ставка, и сдержать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

И напротив, снижая учетную ставку, Центральный банк рассчитывает на отлив национальных и ино­странных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижение курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Так, повышение учетной став­ки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Кроме того, дисконтная политика ведущих стран отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война про­центных ставок.

Девизная политика - это метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. В целях повыше­ния курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения - покупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, то есть вмешательства Центрального банка на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-подажи иностранной валюты. Валютная интер­венция осуществляется, в основном, за счет национальных золотовалютных резервов го­сударства.

Диверсификация валютных резервов - это политика государств, банков, транснациональных компаний, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, прове­дение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Это достигается путем прода­жи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Девальвация - это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам (СДР, Евро), ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с ры­ночным. Ревальвация - это повышение курса национальной валюты по отношению к ино­странным валютам или международным счетным единицам, ранее и к золоту.

Рассмотрим пример использования девальвации как метода воздействия на международные операции страны. 18 ноября 1967 года курс фунта стерлингов официально снизился с 2,8 до 2,4 долл. США. Чтобы определить процент девальвации валюты, необходимо при­нять данную валюту за единицу, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.

Если обозначим старый курс Кс, а новый курс после девальвации - Кн, то формула подсчета процента девальвации Д может быть представлена следующим образом:

(8.1)

В нашем примере размер девальвации фунта стерлингов составил:



В результате валюты иностранных государств, которые не провели девальвацию одновременно с фунтом стерлингов, подорожали.

Чтобы определить процент ревальвации валюты, необходимо принять данную валюту за единицу, разделить курсовую разницу на исходный курс и умножить на 100 по формуле:

(8.2)

Теперь определим курс доллара США в фунтах стерлингов, используя следующую пропорцию:

1 ф.ст. = 2,8 долл. США

х = 1 долл. США.

То есть, стоимость одного долларах США в фунтах стерлингов до девальвации фунта стерлингов будет исчислена следующим образом:

.

Подобным же образом мы можем определить стоимость 1 доллара США в фунтах стерлингов после девальвации фунта стерлингов. Она будет равна 0,42 ф. ст.

Размер вынужденной ревальвации доллара США составил:

.

Английские экспортеры выиграли от девальвации своей валюты, так как при обмене иностранной (долларовой) выручки они получают девальвационную премию в размере 16,7% (т.е. 0, 41 ф. ст. за 1 долл. США вместо 0,35 ф.ст.).

Английские - импортеры, напротив, проигрывают, так как им дороже обходится покупка валюты платежа на 14,3% (2,4 долл. США за 1 ф.ст. вместо 2,8 долл. США). Англий­ские должники выигрывают, расплачиваясь по международной задолженности подеше­вевшими фунтами стерлингов, но проигрывают, если внешний долг выражен в долларах.

В целом же девальвация способствует снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация - увеличению безработицы в тех отраслях, которые не выдерживают конкуренции с более дешевыми иностранными товарами. Кроме того, девальвация вызывает обострение конкурентной борьбы между странами, а развивающиеся страны несут убытки от девальвации ведущих валют.

Регулирование степени конвертируемости валюты определяется национальным режимом регулирования валютных сделок для резидентов и нерезидентов. С этой точки зре­ния все валюты можно условно разделить на три группы: свободно-конвертируемые валю­ты (СКВ), частично-конвертируемые и неконвертируемые или замкнутые.

К категории СКВ относится валюта при отсутствии каких-либо законодательных ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций - торговым, нетор­говым, движению капиталов - как для резидентов, так и для нерезидентов.

Валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок, являются частично конвертируемыми.

Неконвертируемыми, или замкнутыми, валютами являются денежные единицы тех стран, зако­нодательство которых предусматривает ограничения практически по всем видам операций. Классическим образцом такой валюты являлся советский рубль. Регулирование степени конвертируемости валюты, как разновидности девизного метода валютной политики, ши­роко используется государствами и заключается в следующем: чем меньше ограничений, тем более «рыночным» является механизм спроса и предложения на валютном рынке, тем более совершенна институциональная организация этого рынка.

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. С прекращением размена доллара на золото для иностранных центральных банков в 1971 г большинство стран перешли к плавающим валют­ным курсам. В настоящее время в мире существует около десятка режимов валютного кур­са, поскольку измененный Устав МВФ (1978г) предоставил странам-членам свободу их вы­бора.

В середине 1993 года валюты 49 стран плавали индивидуально (США, Великобритании, Швейцарии, Канады и др.), 20 - в зависимости от доллара США, 14 - от французского франка, 4 - от СДР, 27 - от индивидуальной корзины валют, 9 (с 1994г -12) валют стран-членов ЕВС совместно плавали до 2002 г. по отношению к третьим валютам, имея фиксированные взаимные курсы и т.д.

В целом же в валютной политике переплетаются две противоречивые тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем - с одной стороны, и разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю - с другой.

В этой связи периодически вспыхивает валют­ная война стран за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем применения различных форм валютной политики. В этой борьбе используются девальва­ция и ревальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, а также валютные ограничения, которые заслуживают отдельного рассмотрения.


    1. Валютные ограничения


Валютные ограничения представляют собой законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Согласно «Регламенту по валютному регулированию на территории Республики Молдова» резидентами являются:

  1. физические лица, непрерывно проживающие в Республике Молдова в течение одного года и более;

  2. юридические лица, равно как индивидуальные предприятия и коммандитные товарищества, расположенные и зарегистрированные в Республике Молдова, также представительства та­ких хозяйственных субъектов, расположенных за рубежом;

  3. Правительство Республики Молдова и дипломатические представительства нашей
    страны за рубежом;

  4. расположение и зарегистрированные в Республике Молдова филиалы юридических лиц, инди­видуальных и коммандитных товариществ, созданных за пределами Республики Молдова.

В понятие «резиденты» не включаются иностранные дипломатические представительства, расположенные в Республике Молдова, или аккредитованные сотрудники таких представи­тельств, представительства международных организаций, расположенные в Республике Молдова, а также расположенные за рубежом филиалы юридических лиц, индивидуальных предпри­ятий и коммандитных товариществ - резидентов Республики Молдова.

Нерезидентами являются любые физические и юридические лица, не являющиеся резидентами.

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, который включает в себя также мероприятия государства по надзору, регистрации и статистическому учету указанных операций. Валютные ограничения закрепляются валютным зако­нодательством (в нашей стране, как уже было отмечено – «Регламентом по валютному регулированию на терри­тории Республики Молдова», разработанным НБМ в соответствии с Законом «О На­циональном банке Молдовы»).

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследует следую­щие цели:

  1. выравнивание платежного баланса;

  1. поддержание валютного курса;

  1. концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и
    стратегических задач.

Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекцио­низма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду, сущность которой заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограни­чений. Так, например, во время Фолклендского кризиса в 1982 году Великобритания бло­кировала валютные активы Аргентины, которая затем последовала ее примеру.

Валютные ограничения предусматривают следующие меры воздействия:

1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации
прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

  1. запрет свободной купли - продажи иностранной валюты;

  2. концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных цен­ностей.

В этой связи различаются следующие основные принципы валютных ограничений, опреде­ляющие их содержание:

  • централизация валютных операций в центральных и уполномоченных банках;

  • лицензирование валютных операций, то есть требование предварительного разрешения
    органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной
    валюты;

  • полное или частичное блокирование валютных счетов;

  • ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории­
    валютных счетов: свободно-конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, кли­ринговые, блокированные и другие.

Арсенал валютных ограничений постоянно совершенствуется, неэффективные формы заменяются более современными, приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.
8.5. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
Впервые валютные ограничения стали применяться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период частичной и временной стабилизации в 1924 - 1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балан­сов многих стран, наблюдавшимся в значительных масштабах «бегством капиталов», крушением золотого стандарта, обесценением большинства ва­лют.

С началом второй мировой войны валютные ограничения распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения отсутствовали лишь в США, Швейцарии и Канаде.

Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опираясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения обратимости ва­лют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения ва­лютных резервов это требование встретило противодействие Западной Европы и Японии. Кроме того, Устав МВФ предусматривает переходный период в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы стали постепенно отменять валютные ограничения лишь с 1958 г., и этот процесс растянул­ся в ЕС до 1992 г.

Валютные ограничения препятствуют использованию национальных валют в международных расчетах, валютных и кредитных операциях по свободному обмену их на иностранные валюты. Поэтому конвертируемость валюты является необходимым условием интеграции страны во всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выде­лить следующие узловые проблемы этого процесса:

  • выбор момента и темпа введения обмена валюты;

  • для кого - резидентов или нерезидентов и в какой последовательности будет производиться переход к конвертируемости национальной валюты;

  • по каким операциям - текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема - выбор момента и темпа введения обмена валюты. Истории валютных отношений известны две модели перехода к конвертируемости национальной валюты - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок.

Шоковый вариант (Турция, ряд стран Восточной Европы) неизбежно сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту.

Поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущества перед шо­ковым, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности, ценообразования и подготовки предпосылок (т.е. стабилизация эко­номики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование официальных валютных и зо­лотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.)

Вторая проблема - определение последовательности введения конвертируемости ва­люты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение от­дается вначале иностранным партнерам, то есть нерезидентам, с целью заинтересовать их в равноправном со­трудничестве. После этого конвертирование валюты вводится и для резидентов.

Третья проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты. Страны Западной Европы ввели с декабря 1958 г. частичную обратимость валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов, а с 1961 г. - для резидентов.

И лишь с середины 70-х годов постепенно в течение почти 20 лет эти страны распространяли конвертируемость своих валют на финансовые операции. Это объясняется тем, что международная миграция капиталов значительно опережает движение товаров и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому от­мена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и нерав­номерно: периодически они возобновляются с целью защиты национальной экономики.

С переходом к Ямайской валютной системе (1976 – 1978 гг.) в измененном Уставе МВФ термин «конвертируемая валюта» был заменен новым понятием «свободно­ конвертируемая валюта», то есть валюта, широко применяемая в международных расчетах и операциях мировых валютных рынков. МВФ отнес к этой категории американский доллар, немецкую марку, японскую иену, фунт стерлингов Великобритании и французский франк.

Под давлением США в 1976-78 гг. была принята поправка к Статье 4 Устава МВФ, ко­торая зафиксировала, что одной из задач мировой валютной системы является обеспечение свободного движения капиталов.

США первыми начали дерегулирование (либерализацию) денежного, валютного, финансового рынков, чтобы повысить престиж доллара и привлечь на свой внутренний рынок иностранных инвесторов. С 1974 г. США отменили контроль над вывозом капитала и не восстанавливали его даже в период ухудшения позиций доллара в 70-х годах.

Однако в странах Западной Европы и Японии, несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются отдельные валютные ограничения и протекционистские меры.

Таким образом, валютные ограничения являются составной частью общеэкономиче­ской и валютной политики. При переходе к конвертируемости валюты большинство стран предпочли вариант, который обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса. Дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного контро­ля для надзора и осуществления учетно-статистических функций.


    1. Валютная политика Национального банка Молдовы


Национальный банк Молдовы (НБМ), при взаимодействии с Правительством Республики Молдова, определяет и проводит валютную политику, как составную часть единой экономической политики государства.

Валютная политика, проводимая НБМ, осуществляется на основании Закона о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июня 1995 г. (статьи 12, 16, 50 – 55). В частности, в соответствии с данным законом НБМ имеет право:

  1. покупать, продавать и негоциировать золотые монеты, золотые слитки и другие драгоценные металлы;

  2. покупать, продавать и негоциировать иностранную валюту, используя международные валютные резервы, находящиеся в его активах;

  3. покупать и продавать казначейские обязательства и другие ценные бумаги, выпущенные или гарантированные правительствами иностранных государств и международными финансовыми публичными организациями;

  4. устанавливать курс, по которому он покупает, продает и осуществляет валютные операции.

Начиная с 1993 г., одновременно с вводом национальной валюты, НБМ осуществлял денежную и валютную политику, а также валютное регулирование, направленные на достижение стабильности национальной валюты в условиях обеспечения достаточной монетизации национальной экономики. В частности, в компетенцию НБМ в области валютного регулирования входит:

- издание нормативных актов относительно регулирования валютных операций, осуществляемых физическими и юридическими лицами, в том числе финансовыми учреждениями и государственными органами;

- выдача и отзыв лицензий, осуществление надзора и регулирование деятельности учреждений, производящих обмен валюты, в том числе банков;

- установление лимитов валютных позиций для учреждений, производящих обмен валюты, в том числе банков;

- определения метода установления курса молдавского лея по отношению к другим валютам.

НБМ содержит на своем балансе международные валютные (золотовалютные) резервы государства, которые на 1 января 2006 г. составляли 597 млн. долларов США.

Следует отметить, что в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июня 1995 г. (статья 13) НБМ обязан представлять ежегодно не позднее 1 февраля Парламенту и Правительству и публиковать доклады, содержащие:

- оценку экономического и финансового положения государства, изложение направлений денежной и валютной политики, разработанной НБМ на очередной год и на более длительный период, и условия, из которых НБМ исходил при ее определении;

- подведение итогов и оценку денежной и валютной политики за истекший год.

Так, в докладе «Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2007 г.» указывается, что реальный эффективный курс национальной валюты (рассчитанный исходя из уровня инфляции в странах-коммерческих партнерах и колебаний среднемесячного обменного курса, в сравнении с декабрем 2000 г.) в октябре 2006 г. составил 92,1%, снизившись на 2,6 процентных пункта, по сравнению с декабрем 2005 г., когда он составлял 94,7%.

В докладе также отмечается, что валютная политика НБМ на ближайший год предусматривает дальнейшее использование режима свободноплавающего курса национальной валюты и установление ее официального обменного курса к доллару США на основе валютных курсов, доминирующих на валютных рынке. Золотовалютные резервы НБМ будут поддерживаться на уровне, необходимом для покрытия не мене 3 месяцев импорта. НБМ будет и в дальнейшем проводит взвешенную валютную политику, соответствующую основной цели обеспечения и поддержания стабильности цен, а также будет размещать свои валютные активы в инвестиционные инструменты, соответствующие критериям надежности и ликвидности.

В течение 2007 г. НБМ будет осуществлять валютные интервенции в целях ограничения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики будут использованы прямые инвестиции на внутренний валютный рынок, в том числе операции форвард, а также обратные валютные операции своп.

В данном докладе также отмечается, что в случае изменений макроэкономического характера экономической и финансовой ситуации, которые могут повлиять на валютную политику, а также в случае возобновления финансирования Республики Молдова международными финансовыми организациями (МВФ, группа МБРР), НБМ вправе пересмотреть валютную политику в течение 2007г.

Андрей Балынский – доктор экономических наук, профессор маркетинга


Литература


  1. Балынский А.В. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие. Кишинэу, Еврика, 1998, с. 82 – 92.

  2. Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2007 г. // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, nr. 195 – 198 din 22.12.2006.

  3. Закон о Национальном банке Молдовы №548- XIII от 21 июня 1995 г. // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, nr. 56 – 57 din 12.10.1995.

  4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000, с. ____.

  5. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, с. 270 -277.

  6. Регламенту по валютному регулированию на территории Республики Молдова // Банковские нормативные акты. Т.1, 1995 г. – Кишинев: Издательство Editon SRL,
    1996, с.100-124.

  7. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1996, с. 509 -510.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconБедринцев А. К. Государственное регулирование в условиях перехода...
Макроэкономические аспекты взаимодействия национальной и мировой экономики в условиях глобализации

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconТема: государственное регулирование в условиях рынка
Цели: раскрыть механизм рынка, высокую эффективность рыночной экономики; показать, что рынок не является идеальным механизмом, и...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Иностранные инвестиции...
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует,...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconФедеральное агентство по образованию московский государственный университет экономики
Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Государственное регулирование экономики

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconОбществознание (экономическая сфера) Тематика диагностических тестирований. Программа «11 класс»
Введение в микроэкономику. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconПеречень научных работ (монографии, главы в монографиях, сборники...
Тенденции и перспективы развития международных валютных отношений в условиях глобализации и регионализации мировой экономики и валютная...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconУрок дисциплины Государственное регулирование экономики
Тема занятия: “ Основные проблемы государственного регулирования занятости и образования» входит в раздел 2 «Государственное регулирование...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Государственное регулирование экономики»...
...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconГосударственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие / Е. Ю. Доценко, В. Ф. Алексеев, Н. А. Бурибаева; Национальный...

8 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и iconВопросы к комплексному экзамену по специальности
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и государственное вмешательство в ценообразование



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск