Письмо






Скачать 415.12 Kb.
НазваниеПисьмо
страница1/3
Дата публикации02.12.2014
Размер415.12 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09
О НАПРАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N Пр-3410 Минобрнауки России в качестве рекомендации направляет для использования в работе Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Программа).

Программа разработана рабочей группой с участием специалистов ФГАУ "Федеральный институт развития образования", ФГАУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, ГОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет", ФГНУ "Институт теории истории педагогики" РАО, ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма", ФГБОУ ВПО "МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского".

При разработке Программы были учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций, представителей профессионального сообщества.
Заместитель Министра

И.М.РЕМОРЕНКО
ПРОГРАММА

^ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Актуальность программы
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее - Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
^ КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а не до 2015 года.
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36).
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодежи.

7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.

8. Обеспечение информационной поддержки Программы.

9. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.

10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации.
Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.

Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:

- образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;

- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодежные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;

- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодежью.
Основные принципы реализации Программы
Программа:

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Сроки и этапы реализации Программы
1-й этап - 2013 - 2015 годы:

- подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы;

- проведение научно-исследовательских работ;

- издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы;

- проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.

2-й этап - 2016 - 2018 годы:

- организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы;

- разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификации педагогов системы общего и дополнительного образования;

- повышение квалификации и переподготовка кадров.

3-й этап - 2019 - 2020 годы:

- информационно-аналитическая деятельность;

- мониторинг эффективности Программы.
Современное состояние воспитания
В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции:

- реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;

- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая службы общеобразовательных учреждений, развивается многофункциональный механизм их деятельности;

- наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

- осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:

- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;

- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;

- необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;

- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания;

- потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
Основные направления реализации Программы
Нормативно-правовое - разработка нормативной базы на региональном уровне, определяющей механизмы реализации Программы с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно-управленческое - организация межведомственного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ; создание региональных (в федеральных округах или в субъектах РФ) координационных (опорных) центров по организации, проведению и мониторингу воспитательной деятельности.

Кадровое - разработка программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательных учреждений на основе потребностей рынка труда (разработка методических рекомендаций и федеральных государственных требований к повышению квалификаций и т.д.); обобщение лучшего педагогического опыта на региональном уровне, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве.

Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением федеральных и региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайты или страницы сайтов образовательных учреждений, интернет-конференции, вебинары, форумы и иные).

Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы в субъектах Российской Федерации.

Финансовое - организация финансовой поддержки реализации Программы.

Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Содержание Программы
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи. В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.

В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.

Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).

Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений.

Программой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с обеспечением образовательных учреждений современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением кружков и секций художественно-эстетического, технического, эколого-биологического, спортивного направлений, в том числе приобретение музыкальной аппаратуры, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьных библиотек, фото- и видеостудий, оснащение школьных музеев.
Основные направления организации воспитания и социализации

учащихся общеобразовательных учреждений
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Письмо iconРебята, вы любите сказки?
Инструктор: Ребята, вы любите сказки? (Да). Вот из сказочной страны рам пришло письмо. Сейчас посмотрим, из какой же сказке пришло...

Письмо iconОбразовательная программа моу «оош №22»
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разбор

Письмо iconВечный май авторский проект «связь поколений» весь тираж книги передается...
Эта книга не о прошлом. Эта книга о настоящем – о вечном настоящем. Книга-письмо. Письмо совести, маленькое письмо о великом и героическом...

Письмо iconКак Дед Мороз учил письмо писать Сказки о нг, Рождестве, зиме – проза
Миша и его младшая сестра Маша решили написать письмо Дедушке Морозу. Решили сделали

Письмо iconТворческий Интернет-проект, посвященный 1000-летию Ярославля Литературный...
Добрый день, россияне 21 века! Это письмо в будущее пишет вам 12-летняя девочка Аня из солнечной Хакасии

Письмо iconМетодическое письмо разработано с учетом современных требований к...
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19. 11. 98 г. №1561/14-15

Письмо iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по оо «познание»
Ребята! Сегодня к нам в детский сад утром почтальон принес письмо. Письмо не простое. (Читаю адрес). Детский сад. Ребятам старшей...

Письмо iconК приказу департамента образования и науки
Егэ (Письмо Рособрнадзора от 12. 03. 2009 г. №01-44/08-01, Письмо Рособрнадзора от 05. 03. 2010 г. №02-52-3/10-ин) с целью защиты...

Письмо iconКонкурс проводится в следующих номинациях: «Авторское письмо Деду Морозу»
Настоящее Положение определяет порядок проведения городской детской Акции-конкурса «Напиши письмо Деду Морозу» для детей городского...

Письмо iconНазываевск Сказка «Алиса в Интернетии»
Алиса – я уверена, что утром его ещё здесь не было! Алиса с интересом разглядывала письмо, которое нашла после обеда в библиотеке...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск