Программа по дисциплине дс. Ф 14

Загрузка...





Скачать 323.12 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине дс. Ф 14
страница1/2
Дата публикации06.12.2014
Размер323.12 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Право > Программа
  1   2



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2012 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/

^ ПРОГРАММА по дисциплине

ДС.Ф.4.14 «Дошкольная педагогика (общая и специальная


Направление 050700.62 Педагогика

Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Квалификация: Бакалавр педагогики
Составитель:

О.А. Кожемякина, старший преподаватель кафедры специальной психологии


Новосибирск 2012

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДПП.14

Дошкольная педагогика (общая и специальная)

Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников с проблемами в развитии.

Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства). Воспитание дошкольников как системный процесс. Содержание воспитания дошкольников с проблемами сенсорного, интеллектуального, двигательного, речевого развития. Физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание и их коррекционная направленность. Воспитание дошкольников со сложными нарушениями в развитии.

Процесс обучения дошкольников с нормальным и нарушенным развитием (сущность, особенности, принципы, формы, методы и приемы). Подготовка к школе детей с нормальным и нарушенным развитием.

Воспитание ребенка в семье.


^ Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - активизация внимания студентов на современные проблемы дошкольной педагогики (общей и специальной), на личностно-ориентированную модель общения взрослых и детей, на практическую реализацию основных направлений концепции дошкольного образования.
^ Задачи дисциплины:

  1. Познакомить студентов с содержанием и основными направлениями воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования (комбинированного вида и коррекционных).

  2. Сформировать умение пользоваться готовыми планами и самостоятельно планировать работу в разных типах образовательных учреждений с целью использования полученных знаний, представлений в практической деятельности, сориентировать студентов на комплексную образовательно-воспитательную работу с детьми с нарушениями в развитии в учреждениях образования.

  3. Сформировать у студентов представления о преемственности содержания, методов, организационных форм педагогической работы дошкольного и школьного образования, семейного и общественного воспитания.

  4. Познакомить студентов с содержанием основных направлений в работе с дошкольниками с проблемами сенсорного, интеллектуального, двигательного, речевого развития (физическое, экологическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание) и видами деятельности: игровой, трудовой, сенсорной, учебной, самостоятельной и т.п.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин медицинского, психологического, педагогического циклов, на результатах новейших научных исследований в указанных областях наук. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:

  • Овладеть основными педагогическими понятиями: "воспитание", "развитие", "образование", "педагогическая система", "образовательный процесс", "учебная программа", "системы педагогического обследования" и т.п.

  • Знать основные модели и характеристики традиционных и инновационных педагогических систем обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, возможности их использования в работе с этими детьми (сообщающая, проблемная, программированная, личностно-ориентированная, теория поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение, педагогическая технология и др.).

  • Освоить организацию и содержание образовательно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста в различных формах: фронтальной, совместной, самостоятельной.

  • Освоить фронтальные и индивидуальные формы работы с родителями, условия преемственности в образовательно-воспитательной работе между детским садом и школой, между семейным и общественным воспитанием.

  • Приобрести практические навыки педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста, умение выбирать адекватные меры педагогического воздействия, умение прогнозировать результаты этих воздействий, планировать работу, пользуясь доступной программно-методической базой университета.

  • Приобрести навыки самостоятельной работы с программной, методической, психолого-педагогической литературой.


^ Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины

Всего часов

60

Семестры


Аудиторные занятия

Лекции

30

18



6

Практические занятия

12

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

30

Вид итогового контроля

зачет


^ Содержание дисциплины

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем

количество часов

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

работа

Всего по

теме

1.

Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики.

1

-

3

4

2.

Раздел 1. Теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики.

3.

Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников с проблемами в развитии.

1

1

3

5

4.

Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства).

2

2

3

7

5.

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе детского сада. Воспитание дошкольников как системный процесс.

2

1

3

6

6.

Раздел 2. Воспитание дошкольников с проблемами

7.

Содержание воспитания дошкольников с проблемами сенсорного, интеллектуального, двигательного, речевого развития

2

1

3

6

8.

Физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание и их коррекционная направленность.

2

2

3

7

9.

Воспитание дошкольников со сложными нарушениями в развитии.

2

1

3

6

10.

Раздел3. Обучение дошкольников с нормальным и нарушенным развитием

11.

Процесс обучения дошкольников с нормальным и нарушенным развитием (сущность, особенности, принципы, формы, методы и приемы).

2

1

3

6

12.

Подготовка к школе детей с нормальным и нарушенным развитием.

2

2

3

7

13.

Воспитание ребенка в семье. Взаимодействие детского сада и семьи

2

1

3

6

14.

Всего

18

12

30

60


Содержание разделов дисциплины

Лекции

Тема 1. «Общая и специальная дошкольная педагогика в системе наук»

Источники дошкольной педагогики как науки: прогрессивные идеи про­шлого, данные смежных наук, лучший опыт дошкольных образовательных учреж­дений, семейного воспитания, экспериментальные исследования.

Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педа­гогических наук. Естественнонаучные основы дошкольной педагогики, ее связь с биологией, анатомией, физиологией, педиатрией, гигиеной. Дошкольная педагогика и детская психология. Связь дошкольной педагогики с социологией, кибернетикой и др. Связь дошкольной педагогики с общей педагогикой, историей педагогики и методиками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

^ Тема 2. «Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников с проблемами в развитии»

План занятия:

  1. Виды и типы дошкольных образовательных учреждений, профессиональная деятельность специалистов ДОУ.

  2. Массовые ДОУ. Их цели и задачи, содержание работы.

  3. Специализированные ДОУ. Их цели, задачи, содержание работы.

  4. Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ. Документы, лежащие в ос­нове работы ДОУ.

Тема 3. «Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства). Программа воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях»

Понятия «образование», «воспитание», «развитие», «обучение» в дошколь­ной педагогике.

Образование как ведущий компонент в дошкольной педагогике. Состав­ляющие понятия категории «образования»:

Содержание образования (связь с проектом государственных образова­тельных стандартов).

Учебный план, «Учебный предмет»; «Учебная программа».

Различные подходы к современному дошкольному образованию.

Источники обогащения и содержания образования, его основные компо­ненты (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально - ценностные отношения).

Идея дифференциации содержания дошкольного образования. Связь целей воспитания и содержания образования. Задачи и содержание современного до­школьного образования.

^ Тема 4. «Организация педагогического процесса в разновозрастной группе детского сада. Воспитание дошкольников как системный процесс»

План занятия:

  1. Определение понятий: «педагогический процесс», «принципы организации педагогического процесса», «разновозрастная группа», «малокомплектный детский сад», «контрастный возраст детей», «смежный возраст детей».

  2. Особенности организации педагогического процесса при контрастном возрастном комплектовании групп.

  3. Особенности организации педагогического процесса при смежном комплектовании групп.

  4. Особенности организации педагогического процесса в смешанных группах детей от 3 до 6 лет.

Тема 5. Содержание воспитания дошкольников с проблемами сенсорного, интеллектуального, двигательного, речевого развития

  1. Занятие – традиционная форма обучения в детском саду.

  2. Вариативность организации занятий.

  3. Организация процесса обучения: содержание, формы, методы, приемы.

Тема 6. Физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание и их коррекционная направленность.

  1. Категория «трудных» детей. Особенности их воспитания.

  2. Дети с эмоциональными расстройствами в поведении: агрессивные, гиперактивные и медлительные, застенчивые и замкнутые, упрямые и капризные. Особенности их поведения и подходы к их воспитанию.

«Умственное воспитание дошкольников»

  1. Вклад отечественных педагогов и психологов в теорию дошкольного обучения (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.М. Аксарина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.).

  2. Умственное воспитание и умственное развитие. Задачи умственного воспитания дошкольников. Средства умственного воспитания.

  3. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников (обучающее воздействие взрослых, использование специальных методов обучения и воспитания, организация познавательной и поисковой деятельности детей и др.).

  4. Характеристика основных методов и приемов формирования умственной активности у дошкольников (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, проблемные и поисковые ситуации, опыты, проблемные вопросы и т.д.).

  5. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности у детей (творческих игр, конструирования, экспериментирования и др.)

«Сенсорное воспитание дошкольников»

  1. Понятия «сенсорная культура» и «сенсорный эталон».

Значение сенсорного развития для разных сторон воспитания: умственного, эстетического, физического, трудового; игровой деятельности.

  1. Система сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике: М.М. Манасеина, Ю.И. Фаусек, А.П. Усова, А.В Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.

  2. Задачи сенсорного воспитания в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.

  3. Сенсорное развитие в разных возрастных группах.

  4. Организация работы по сенсорному воспитанию в детском саду.

«Физическое воспитание дошкольника»

  1. Основы теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста. Вклад в создание системы физического воспитания дошкольников П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, ЛИ. Чулицкой, Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанского, Н.М. Щелованива, М.Ю. Кистяковской и др.

  2. Основные задачи физического воспитания детей в ДОУ. Средства физического воспитания.

  3. Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков.

  4. Педагогические требования к активной игровой деятельности.

  5. Организация условий в детском саду для физического развития детей.

  6. Требования к помещению, участку, их оборудованию.

«Трудовое воспитание дошкольников»

  1. Теоретические основы трудового воспитания дошкольников. Своеобразие труда дошкольников.

  2. Исследования вопросов трудового воспитания дошкольников (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, В.И. Логинова, М.В. Крулехт и др.). Задачи, средства, условия и формы организации работы по трудовому вос­питанию детей.

  3. Виды труда дошкольников. Организация индивидуальной и коллективной работы детей.

  4. Организация индивидуальной работы детей в детском саду. Методика по воз­растным группам. Организация коллективной работы по труду. Методика по возрастным группам.

  5. Создание в детском саду и семье условий для организации труда.

«Эстетическое воспитание дошкольников»

  1. Основы теории эстетического воспитания дошкольников. Вклад Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Комаровой и др. в разработку теории и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста.

  3. Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и нравственного воспитания; ведущая роль воспитания и обучения; комплексное ис­пользование разных видов деятельности ребенка и взрослых, обеспечение эстетики жизни и быта детей; организация предметной развивающей среды.

  4. Задачи, средства, условия эстетического воспитания.

«Нравственное воспитание дошкольников»

Методологические основы теории нравственного воспитания Основные понятия нравственного воспитания и их содержание.

Исследования по вопросам нравственного воспитания дошкольников (А. В. Запорожец, М.И. Лисина, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Маркова, Н.Г. Нечаева, Я.И. Ковальчук, Т.И Богомолова, Э.К. Суслова, С.А. Козлова и др.).

Механизм нравственного воспитания по С.А.Козловой. Задачи и содержание нравственного воспитания детей. Нравственное ста­новление ребенка. Методы, условия и средства нравственного воспитания детей.

Объектно-субъектный подход к нравственному воспитанию детей.

Тема 7. Воспитание дошкольников со сложными нарушениями в развитии. «Современность гуманистических традиций М. Монтессори. Актуаль­ность ее педагогических технологий сегодня

Организация работы с детьми дошкольного возраста в школе М. Монтессо­ри. Виды деятельности детей в детском саду, методика (алгоритм) знакомства (презентация) нового дидактического материала.

Требования к педагогу, работающему с детьми в школе М. Монтессори. Обзор методической литературы по системе М. Монтессори и дидактиче­ских пособий по различным направлениям детской практической деятельности.

«Вальдорфский детский сад»

Р. Штейнер как основатель вальдорфской педагогики. Вальдорфская педагогика как педагогическая технология Образ жизни группы детей и взрослых в вальдорфском детском саду. Основные виды занятий и методы работы взрослых с детьми. Требования к организации работы в современном российском вальдорф­ском детском саду.

Обзор методической литературы по вальдорфской педагогике и дидактиче­ских пособий по различным направлениям практической деятельности детей.

«Научные рекомендации В.Ф. Базарного»

Исследования состояния здоровья детей дошкольного и младшего школь­ного возраста.

Научные рекомендации Ф. Базарного:

  • Философия раскрепощения позы,

  • Философия раскрепощения пространства,

  • Использование дидактического материала в подвижных горизонта,

  • Раскрепощенная физическая культура,

  • Учет биологических ритмов человека для развития детей,

  • Питание.

Реализация научных принципов В.Ф. Базарного на практике.

Тема 8. «Теоретические основы обучения дошкольников»

  1. Понятие о дошкольной дидактике. Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории русской и зарубежной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.А. Тихеева).

  2. Принципы обучения детей дошкольного возраста. Функции обучения дошкольников. Типы обучения (проблемное, опосредованное, прямое).

  3. Методы и приемы обучения (наглядные, словесные, практические). Сочетание методов, применение их с учетом возрастных особенностей. Обучение как двухсторонний процесс обусловленной деятельности воспитателя и ребенка.

  4. Формы организации обучения в ДОУ. Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте: принятие задачи или цели, мотивация, планирование, процесс осуществления по­знания, результат.

«Актуальность появления новых образовательных программ, педагогических технологий и разработка инноваций для дошкольных образовательных учреж­дений»

Изменения в образовательных программах дошкольных учреждений.

Понятия «программа», «технология», «инновация» в педагогике.

Структура и содержание образовательных программ.

Составляющие педагогической технологии: цель, методы, формы организа­ции, средства, условия, принципы, результат.

Проект государственных образовательных стандартов дошкольного образо­вания.

Рецензирование и рекомендации по экспертизе программ разного уровня и содержания. Экспертиза полная и частичная.

^ Тема 9. Подготовка к школе детей с нормальным и нарушенным развитием.

«Детский сад и школа. Готовность детей к школьному обучению»

  1. Прогрессивные идеи Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой о подго­товке детей к школе.

  2. Исследования проблемы готовности к школьному обучению в трудах А. В. За­порожца, А. А. Люблинской, Л. А. Венгера, А.М. Леушиной, Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре.

  3. Понимание готовности к обучению в школе и школьной зрелости.

  4. Общая и специальная готовность. Разные стороны этих видов готовности.

  5. Содержание и средства формирования готовности к обучению в школе.

  6. Совместная работа детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.

  7. Совместная работа школы и детского сада по преемственности образователь­ных процессов. Формы связи.

Тема 10. «Воспитание ребенка в семье. Взаимодействие детского сада и семьи»

  1. Единство целей семейного и общественного воспитания.

  2. Организация работы с семьями детей, находящимися дома: патронаж на дому, консультации специалистов, школы матерей, дежурные и консультационные пункты и группы и др.

  3. Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей.

  4. Авторитет родителей.

  5. Стили отношений между детьми и родителями в семье. Воспитание родителей.

  6. Формирование родителей как педагогов: понимание ими интересов, потребно­стей ребенка; осознание собственных трудностей и ошибок в воспитании, по­иск путей преодоления.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма по дисциплине в 21 Греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма по дисциплине ф 4 Классические языки: греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconРабочая программа по дисциплине
Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с фгос впо

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма собеседования по дисциплине «обществознание»
Программа собеседования по дисциплине «обществознание» для абитуриентов, поступающих на направления подготовки высшего профессионального...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма по дисциплине «История зарубежной литературы»
Учебная программа по дисциплине «История зарубежной литературы» составлена в соответствиями с компетенциями фгос впо. Предназначена...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма по дисциплине «История русской литературы»
Учебная программа по дисциплине «История русской литературы» составлена в соответствиями с компетенциями фгос впо. Предназначена...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconРабочая программа по дисциплине сд. 01 «Экономика отрасли (строительство)»...
Задачи изучения дисциплины. Требования государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconРабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык»
Рабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык» по специальности 210406. 65 «сети связи и системы коммутации» и 210302....

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма учреждения высшего образования по учебной дисциплине для...
Учебная программа учреждения высшего образования составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Систематика...

Программа по дисциплине дс. Ф 14 iconПрограмма и вопросы по дисциплине «Теория государства и права»
Программа и вопросы по дисциплине «Теория государства и права» для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12....



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск