О регламентации производства

Загрузка...





Скачать 60.05 Kb.
НазваниеО регламентации производства
Дата публикации30.01.2015
Размер60.05 Kb.
ТипРегламент
top-bal.ru > Право > Регламент
Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 12 апреля 2011 г.). – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011.
Глазунова Инесса Владимировна,

старший научный сотрудник отдела планирования,

координации и ведения научной работы

Российской таможенной академии,

канд.юрид.наук
О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ТАМОЖЕННЫМ КОДЕКСОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (1) в значительной мере изменил организацию экспертного обеспечения таможенных органов. Глава 20 названного Кодекса посвящена таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля.

В ТК ТС впервые на законодательном уровне даны определения понятиям «таможенная экспертиза» и «таможенный эксперт» (ст. 137). Ранее эти понятия использовались в основном в научных исследованиях, посвященных использованию специальных познаний в таможенных целях (2). Согласно ст. 137 ТК ТС таможенный эксперт – это должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. В данном случае речь идет о специализированном таможенном органе, наделенном правом производства таможенной экспертизы. Решением Комиссии Таможенного союза определены таможенные органы государств-участников Таможенного союза, проводящие таможенную экспертизу:

для Республики Беларусь - таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу;

для Республики Казахстан - Центральная таможенная лаборатория;

для Российской Федерации - Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (3).

Давая определение «таможенной экспертизе» как организации и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования, законодатель тем самым предоставляет право на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам. Вместе с тем следует отметить, что ст. 138 ТК ТС устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами. Ранее, согласно ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) (4), проведение экспертизы в ходе таможенного контроля могло быть поручено любому лицу, обладающему необходимыми специальными познаниями. При этом право выбора эксперта (экспертного учреждения) всегда оставалось у таможенного органа.

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля в настоящее время может рассматриваться в качестве самостоятельного направления экспертной деятельности, имеющее свою специфическую направленность – применение специальных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

При этом необходимо отметить некоторую непоследовательность законодателя при определении места таможенной экспертизы в деятельности таможенных органов. Как следует из названия главы 20 ТК ТС, производство экспертизы возможно при проведении таможенного контроля. В то же время легитимное определение таможенной экспертизы указывает на цель ее применения – решение решения задач в области таможенного регулирования. В свою очередь таможенный контроль является незначительной частью применяемых мер таможенного регулирования. Далее ст. 138 ТК ТС устанавливает, что таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таким образом, законодатель определяет, что таможенная экспертиза может быть назначена при совершении таможенных операций в ходе таможенного контроля, который, в свою очередь, является частью мер таможенного регулирования. Представляется, что достаточным является указанием на использование экспертизы именно при таможенном контроле, как это следует из названия главы 20 ТК ТС.

С точки зрения общей теории экспертизы, таможенные экспертизы не представляют самостоятельный вид экспертиз. Тем не менее, при классификации экспертиз некоторыми учеными предпринимаются попытки обосновать правомерность и целесообразность выделения таможенных экспертизы в отдельный вид.

Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, дознании, не являются таможенными экспертизами. Назначение и проведение этих экспертиз на территориях государств-участников Таможенного союза регламентируется соответствующим национальным законодательством.

В соответствии со ст. 378 ТК РФ объектами экспертизы являлись: товары, транспортные средства или документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах. ТК ТС по-новому определяет объект таможенной экспертизы: товары, в том числе транспортные средства, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для совершения таможенных операций, и средства их идентификации (п.3 ст.138). Казалось бы, что изменений не произошло.

Однако статус транспортных средств как объектов экспертизы претерпел существенные изменения. Если ТК РФ рассматривал транспортные средства как средство для перемещения товара (т.к. транспортные средства, выступающие в качестве товара, уже включены в понятие «товар, перемещаемый через таможенную границу»), то ТК ТС исключил из перечня объектов экспертного исследования транспортные средства как средства для перемещения товара через таможенную границу, которые теперь получили название «транспортные средства международной перевозки» (п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таким образом, в настоящее время таможенная экспертиза назначается в отношении товаров (в том числе транспортных средств), документов, необходимых для совершения таможенных операций, средств идентификации. Возможность проведения на этапе таможенного контроля экспертизы в отношении транспортные средства международной перевозки не предусмотрена. Проведение их экспертизы, например на предмет наличия тайников, возможно в рамках административного либо уголовного производства.

Новый Таможенный кодекс ограничил права лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, при назначении и проведении экспертизы. Так, эти лица утратили право заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о назначении конкретного эксперта, присутствовать при проведении таможенной экспертизы.

Сравнение положений ТК РФ (ст. 381) и ТК ТС (ст. 140) показывает, что объем прав таможенного эксперта увеличился.

Статьей 378 ТК РФ была предусмотрена административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения. Согласно ст. 138 ТК ТС эксперт также несет ответственность за данное деяние, однако вид и мера этой ответственности не указаны. В ст. 142 Кодекса содержится требование о том, что в заключение эксперта включается отметка о предупреждении его об административной или уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы. У российских практических работников возникает вопрос об основаниях введения уголовной ответственности экспертов в названных случаях.

Представляется, что применительно к производству таможенных экспертиз по поручениям российских таможенных органов следует руководствоваться следующим. Ответственность эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора), к числу которых относится и таможенный контроль, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.26 «Заведомо ложное заключение эксперта»). Уголовная ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренная ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлена при выполнении судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве. Таким образом, за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенного контроля по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации эксперт может быть привлечен к административной ответственности.

Нами рассмотрены только некоторые изменения законодательства, касающиеся производства таможенной экспертизы, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза. Безусловно, правоприменительная практика выявит как положительные последствия их принятия, так и проблемные вопросы.
Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16.04.2010)// СПС «КонсультантПлюс».

2. Нестеров А.В., Андреева Е.И. Теоретические основы таможенной экспертизы: Учеб. пособие. - М.: РИО РТА, 2007. - 108 с.; Нестеров А. Экспертные исследования в таможенном деле// Закон. – 2003. - № 3. - С. 80-84; Скоморохова А.Г., Казуров Б.К. Еще раз о таможенной экспертизе// Информационный бюллетень № 11 по материалам Криминалистических чтений «Экспертиза в таможенной деятельности». - М.: Академия управления МВД России, 2000. - С. 3-8.

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля»// Таможенный вестник. - № 13. – 2010.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 22. - Ст. 2066.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О регламентации производства icon«Основы экономики»
Основные формы производства, их классификация (натуральная и товарная формы производства); Стадии общественного производства

О регламентации производства icon08. 00. 01. Экономическая теория
Производство, его факторы и результаты. Что такое производство. Факторы производства и их взаимосвязь. Производственные силы и этапы...

О регламентации производства iconЧто такое ресурсы и факторы производства?
Ресурсы производства – материальные и нематериальные ценности, служащие исходным материалом для производства какой-либо продукции....

О регламентации производства iconМетодическая разработка по дисциплине «Ценообразование и издержки производства»
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства, протокол №1 от 11. 09. 2009 г

О регламентации производства iconКонспект лекций по дисциплине 6304 «организация производства и менеджмент в машиностроении»
Тема №3. Производственный процесс и принципы его организации. Типы производства и их технико-экономическая характеристика

О регламентации производства icon«Экономика» в рамках направления «Экономика» Цель курсов
Форма обучения: дневная с отрывом от производства или вечерняя без отрыва от производства

О регламентации производства iconВопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Издержки производства: бухгалтерские и экономические. Вмененные издержки производства. Бухгалтерская, нормальная и экономическая...

О регламентации производства iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Архитектурно-градостроительный процесс. Регламентации и свобода [Текст]/ отв ред. И. А. Бондаренко. М.: Ленанд, 2013. 400 с

О регламентации производства iconАнтиномия "индивидуализм коллективизм"
Основной вывод, что частная собственность на средства производства это не самый эффективный способ производства. Одно только содержание...

О регламентации производства iconГосударственной службы и управления при президенте республики башкортостан
Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства. Воспроизводство общественного и индивидуального...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск