Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна

Загрузка...





Скачать 122.54 Kb.
НазваниеПодготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна
Дата публикации16.10.2013
Размер122.54 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Психология > Документы
                       Каковы основные виды мышления человека

           Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна

К решению этого вопроса можно подходить по-разному. Самый простой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем. Рассмотрим некого среднего взрослого нормального человека и попытаемся выделить и описать все виды мышления, свойственные ему. Этот подход к классификации видов мышления можно было бы условно назвать эмпирическим (опытным) и статическим. Другой способ выделения видов мышления может быть основан на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ условно можно обозначить как логический способ классификации видов мышления. Третий возможный способ классифицирования видов мышления может быть основан на так называемом генетическом принципе, то есть на изучении процесса развития мышления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые появляются и развиваются у человека в разные периоды истории человечества или истории его индивидуальной жизни. Наконец, существуют, а иногда используются, например, в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описываются различные виды аномального мышления — такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями.

Далее представим классификацию видов мышления, которая основывается на статическом и генетическом принципах. Она является наиболее распространенной в современной общей психологии.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.

Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности. Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью решения указанных выше задач, обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением, хотя совершает соответствующие действия в уме.

Психологи давно обратили внимание на то, что в результате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения. В связи с этим возникло деление видов мышления на продуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучающие мышление человека, предпочитают пользоваться названиями: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человека, который рассуждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — называют человеком с интуитивным мышлением.

Еще одним часто встречающимся примером интуитивного мышления может быть следующий случай. Занимаясь решением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это решение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути. Интуитивное мышление, как правило, является неосознаваемым: человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназначены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. Он получил название «аутистическое мышление».

Это название происходит от слова «аутизм», которое переводится на русский язык любым из следующих словосочетаний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных переводах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания. Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безудержной фантазии представляет и решает какие-либо задачи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мышление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит решение какой-либо задачи, не соответствующее этой действительности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами. Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принципом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим принципом.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная сохранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изучения интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логическое, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

Что такое мышление? 

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства. К примеру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.

Для того чтобы в известном со школьной скамьи химическом опыте определить, в каком из трех стаканов, наполненных бесцветными жидкостями, находится вода, щелочной раствор или кислота, человек использует лакмус. Правила логики мышления, которыми человек пользуется для получения истинных знаний, также представляют собой средство мышления. Итак, всякий раз, когда мы обнаруживаем, что для получения каких-либо знаний человек применяет не только данные ему от природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорить о том, что имеем дело с мышлением.

Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них. Когда мы говорим о том, что эти знания представляют собой понятия, то это означает, что соответствующие знания связаны с определенным словом, содержанием, значением которого и являются соответствующие знания. Возьмем, к примеру, геометрическую фигуру, которую мы называем треугольником. На самом деле известно огромное множество разнообразных по форме и величине треугольников. Треугольники могут представлять собой сплошные, вырезанные из какого-либо материала фигуры. Треугольники можно образовывать тремя точками, которые мы мысленно соединяем друг с другом отрезками прямой линии.

Все это — несущественные признаки треугольников, а существенным является то, что все они могут быть представленными в виде трех соединенных друг с другом концами прямых линий на бумаге, что они представляют собой замкнутые фигуры, состоящие ровно из трех отрезков прямой линии. Указанные признаки и входят в понятие треугольника. Они же, эти признаки, являются значением данного понятия. Всякий раз, когда полученные в ходе какого-либо познавательного процесса знания представлены в виде понятий, мы имеем дело с процессом мышления. Но и это, оказывается, еще не все о мышлении человека. Справедливо будет в дополнение к сказанному охарактеризовать его следующим образом: мышление — это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. Действительно, высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Например, восприятие человека представляет собой процесс решения перцептивных задач, а мышление — это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего-либо и, благодаря этому, запоминает, сохраняет и воспроизводит нужный материал. Понимание — также один из процессов мышления. Само название данного процесса указывает на то, что в нем органически соединены мышление и речь человека. Следовательно, и здесь мы находим подтверждение факта участия мышления в порождении высших психических функций человека.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconПрограмма квалификационных испытаний для аттестации педагогических...
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconРодина Авторы Андрианова Е. С., учитель сош №88; Ахметкалиева Б. Н., учитель Курмансайской оош
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconРазвитие эмоциональной сферы в семье Учитель-дефектолог Шохова Ольга Валентиновна
Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является очень прочным и принимает характер установки

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconИспользование творческих игр в коррекционной работе с детьми c овз в ходе работы со сказкой
Автор: учитель-дефектолог высшей категории Богумилова Галина Константиновна, мбдоу №8 «Березка» детский сад компенсирующего вида

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна icon«Посвящение в первоклассники» Подготовила и провела Кладова Галина...
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня у нас большой праздник, праздник

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconМуниципальный конкурс «Учитель года» Мастер-класс Развитие художественного...
Цель проведения: развивать интерес к творчеству великого драматурга А. Н. Островского

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconТворческий отчет стрижак Юлия Анатольевна, учитель истории и краеведения Оглавление
Использование в урочной и внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconТема: «Животные леса» /Подготовила и провела учитель начальных классов: Критинина Е. И

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconТесты по стереометрии Подготовила: учитель математики и информатики...
Подготовила: учитель математики и информатики I квалификационной категории моу «Елантовская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского...

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна iconУрок №25 Монастырь Авторы Логунова Л. А., учитель моау «сош№6 г. Новотроицка»
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск