Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов

Загрузка...





НазваниеТема: Психологический материал для социальных практик гимназистов
страница1/4
Дата публикации20.10.2013
Размер0.56 Mb.
ТипСценарий
top-bal.ru > Психология > Сценарий
  1   2   3   4
ГОУ гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»


Проект

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов


Проектная группа:

Руководитель:

Заяфарова Полина

Участники:

Стукачева Вероника

Меркулова Анастасия

Баранова Дарья

Ефремова Екатерина
Консультант:

Смирнова Ольга Михайловна
Москва 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3

  1. Психологические игры. Их применение и воздействие…………4

  2. Сценарий занятия перед выездными весенними практиками

  3. Психологический материал для социальных

практик гимназистов ………………………………………………5

1. Знакомство, сплочение группы………………………………..5

2. Игры в дороге………………………………………………….12

3. Игры в помещении…………………………………………….19

4. Активные игры на воздухе……………………………………24

5. Творческие игры ………………………………………………28

6. Активизирующие игры………………………………………...34

7. Формы вечернего сбора «Семьи»……………………………..36

Список литературы ……………………………………………………….

Введение
Актуальность:  В педагогической гимназии проблемы сплоченности группы, организации свободного времени подшефных участников группы особо остро стоит как в течение учебного процесса, так и во время социальных практик (выездов).

^ Вид проекта по доминирующей деятельности:

  • практико-ориентированный,

  • продукто-ориентированный.

Предметно-содержательная область проекта: социально-психологическая.

Год реализации проекта: 2009

Проблема проекта: отсутствие методического обеспечения социальных практик.

^ Цель проекта:  Психологическое обеспечение социальных практик.

Задачи проекта:

1.Поиск и анализ игр и заданий в различных сборниках, учебниках, энциклопедиях, сайтах.

2.Сортировка проанализированных игр и заданий.

3.Составление сценария для предварительного занятия.

1. Групповая сплочённость. Психологические игры

Групповая сплочённость— один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.

Сегодня психологическая игра - без преувеличения,- самый популярный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми. Существует множество подходов к пониманию психологической игры, ее назначения и использования. Игрой называют психологический прием, с помощью которого можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное ролевое действие и многое другое. То есть видов игр множество и между ними существуют значительные различия.

Есть несколько жанров психологической игры: "большая" психологическая игра - это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительно по времени. Это - "маленькая жизнь", которая проживается каждым участником. Она позволяет им получить опыт, ценный и для их настоящей, "всамделишной" жизни, приобрести новые знания и навыки. "Большая игра" принципиально отличается от других видов игры, тем, что для своих участников она выступает как деятельность.

Педагоги активно используют игру в качестве приема, позволяющего им решать педагогические, прежде всего учебные, задачи. Ожидая повышенный интерес детей к содержанию урока, повышения их активности, переключения внимания или отдыха, ведущие обучения используют различные игровые приемы.

В большинстве случаев игровой прием в работе психолога выполняет подсобную функцию средства, надежного и проверенного, осуществления какой-то деятельности психолога. И иногда игра становится деятельностью.

Большинство людей в любом возрасте любят игры, потому что игра - это целостное состояние души. Игра (хорошо продуманная) захватывает человека целиком. Это единства мыслей, чувств и движения.

Для определенной категории детей за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников, пятиклассников. Игры представляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научится контролировать свой внутренний мир.

Для другой группы людей (в основном для школьников 11-14 лет) игры являются безопасным "как бы" пространством построения отношений с окружающими людьми. В этом возрасте дети настолько же охотно играют, насколько не любят обсуждения после игры.

Наконец, для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности понять себя и других, увидеть и почувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны (М.Р. Битянова, 2009).


  1. ^ Сценарий для предварительного командообразующего занятия для «семей»


Дата проведения: конец февраля 2010 года

Место проведения: актовый зал гимназии

Кол-во участников: от 40 до 120

Возраст: 5-7, 9-11 классы (от 10 до 18)

Цель: знакомство участников разновозрастных групп (семей), формирование первого опыта сотрудничества

Проблемы: 1) Конфликт лидерских качеств

2) Неактивное поведение

^ 3) Личная зажатость

4) Межвозрастной конфликт

5) Межполовой конфликт

План посадки:

Оборудование, материалы: канцелярские товары, воздушные шарики, старая одежда, картон, клейкие картинки елочных игрушек, маленькие картонные елочки.

^ Время проведения: 1,5 часа

Ход занятия: 1) Сбор участников в зале

2) Логические задания

3) Творческие задания

4) Задания на взаимодействие детей разных возрастных групп

1) «Наряди елку»

Имеется нарисованная на картоне елка, которую нужно украсить к празднику. Перед каждой из двух команд на некотором расстоянии находится елочка. Участнику завязывают глаза, выдается игрушка, и, направляемый коллегами по команде, он должен дойти до елочки и приклеить игрушку. Кто успеет приклеить больше игрушек и, главное, красивее нарядить елочку, побеждает.

2) «Шоппинг»

Выбирается один участник из команды, который становится на некоторое расстояние от команды.

Рядом с ним стоит корзина с одеждой. Остальные участники по очереди подбегают к «манекену», берут из корзины одну из вещей и надевают ее на участника. Побеждает та команда, которая наденет все вещи на «манекен» быстрее всех.

3) «Спасение полярников»

Участники превращаются в полярников, оказавшихся на льдине в океане.

Что бы добраться от другого берега, каждой команде в помощь дается еще одна льдинка, 1*1 метр. Перемещаясь по ним, команда должна первой добраться до берега. 1 родитель и трое детей от каждой команды. За пределы картонки заступать нельзя.

4) «Мегоснеговик»

Цель команд лепить снеговиков из воздушных шаров.

Выиграет та команда, чей снеговик окажется выше.

На испытание дается 2 минуты. Кол-во не надутых шариков для каждой команды 10 штук, катушки ниток.
^ 3. Психологический материал для социальных практик гимназистов
На начальном этапе работы над сборником подразумевалось разделение игр на области воздействия (игры для сплочения, активизации, знакомства в новой группе и т.д.). Но каждая игра может задействовать не только одну область, а несколько. Поэтому в составленном сборнике игры распределены по рубрикам на основании тех этапов или условий социальных практик, в которых будет удобнее и целесообразнее всего эти игры проводить. Читателям нашего сборника следует понимать, что разделение игр по разделам условно, и использовать их можно в любых ситуациях, подходящих с точки зрения ведущих.
^ Структура сборника:

1. Знакомство, сплочение группы

Для этого раздела подбирались игры, акцентирующие внимание каждого участника группы на отличительные черты других участников, что помогает запомнить друг друга, для снятия напряжения между малознакомыми людьми. Эти игры можно использовать на начальном этапе социальных практик, когда участники еще не готовы сотрудничать.

2. ^ Игры в дороге

Для этого раздела подбирались малоподвижные занимательные игры, т. к. подразумевалось их проведение в транспорте. Эти игры необходимы ведущим в ситуациях, когда детей нечем занять, и они начинают шуметь и баловаться. Примеры игр в дороге: Мафия, Контакт, ДаНетка… Все эти игры можно использовать не только в транспорте, но и в любом другом подходящем помещении.

3. ^ Игры в помещении

Для этого раздела подбирались подвижные или сидячие игры, которые было бы удобно проводить в помещении. Они отличаются от предлагаемых игр в дороге в первую очередь необходимостью закрытого пространства или специального технического оснащения. Эти игры могут быть проведены в какие-либо свободные от общих мероприятий и подготовки к ним часы.

4. ^ Активные игры на воздухе

Для этих игр необходимо открытое пространство, т. к. игры подвижные. Они востребованы на каких-либо сборах для гиперактивных детей, либо для смешанных групп с жесткой «иерархией». Они снимают напряжение и возвращают дух соревновательности. Подвижные игры подобраны таким образом, чтобы для их проведения не требовалось большого количества инвентаря, подходящие по возрасту.

5. ^ Творческие игры

Для этого раздела подбирались игры, акцентирующие внимание на каких-либо творческих действиях (рисование, музыка, актерское мастерство и т.д.). Эти игры могут понадобиться для организации работы участников группы, если им кажется скучным то или иное действие. Или для свободных часов, когда можно подготовить ребят к предстоящей им творческой деятельности.

6. ^ Активизирующие игры

Для этого раздела подбирались игры с уклоном на повышение внимания и физической активности. Они необходимы в любое время дня в любом помещении при упадке заинтересованности и активности, «боевого» настроя участников группы. Не рекомендуется проводить активизирующие игры не задолго до сна
Критерии подбора и систематизации игр:

  • Соответствие возможностям и интересам подростков

  • Подходящий уровень сложности

  • Акцент игры на помощь в сопровождении группы по этапам социальной практики

  • Незначительная продолжительность по времени.


Сборник психологических игр для социальных практик ГОУ гимназии №1505 города Москвы
^ 1. Знакомство, сплочение группы
Кто это?

Возраст участников: 6-11 лет.

Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки.

После нескольких встреч можно проверить насколько ребята узнали друг друга. Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:

  • У меня есть собака и попугай.

  • Я люблю играть в шахматы.

  • Я очень хочу купить компьютер.

  • Я собираюсь стать агрономом.

Попросите их подписать эти листочки и сдать. После этого вы раздаете всем чистые листы, пронумерованные по количеству людей в группе, и по порядку зачитываете то, что каждый написал. И спрашиваете: "Кто это?" Каждый должен написать свое предположение. В конце вы говорите правильные ответы, и выигрывает тот, у кого больше правильных ответов (http://summercamp.ru/).

^ Слон, жираф и крокодил
Возраст участников: 7-15 лет.

Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми.

Вариант 1

Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.

Вариант 2

Все желающие разбиваются на команды по 3 человека. Водящий называет одно из животных: слон, жираф или крокодил. Человек, а также два его соседа должны показать это животное. Каждое животное состоит из 3-х деталей. Так у слона есть туловище и хобот (показывает стоящий посредине) и уши (показывают крайние). У жирафа – туловище; шея и голова; рожки. У крокодила – лежащее (упор руками) тело; пасть; зубчики на спине.

Кто сделал быстрее и правильно – выиграл раунд.
^ Скажи, кто твой друг
Возраст участников: 6-11 лет.

Игра для команд. Дается задание - в течение дня (срок можно менять) узнать о каждом члене команды как можно больше. Далее, на вечернем сборе «семьи» задаются вопросы (совершенно различные, но их надо заранее продумать) о разных членах команды. "Изучаемый" отходит в сторону и не слышит ответов. Затем он возвращается и отвечает на те же самые вопросы. Побеждает тот, у кого наибольшее количество совпадений. Для более глубокого познания каждого можно давать задание познавать не всю команду сразу, а 1 - 3 ее членов. Также удобно проводить эту игру-знакомство для более быстрого вливания в группу нового участника (http://summercamp.ru/).
^ Прошепчи имя!
Цель: Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.

Возраст участников: 6-15 лет.

Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.

Инструкция: В помещении должно быть достаточно свободного места... Начните бродить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя... (2-3 минуты.)

Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)

^ Анализ упражнения:

— Узнал ли ты, как кого зовут?

— Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

— Чье имя тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты своим собственным именем?

Когда все уже хорошо знают друг друга и "обыгрывать" имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: "Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!", "Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!", "Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!" и так далее (К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?, 2006).
^ Имя и движение
Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

^ Возраст участников: 7-13 лет.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и учителя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. После этого передаем ход своему соседу слева или справа. Ведущий начинает первым.

^ Анализ упражнения:

— Чьи имена тебе было легко запомнить?

— Чьи имена ты забывал?

— Чьи движения тебе понравились больше других?

— Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия? (К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?, 2006)
А ты кто?
Возраст участников: 7-13 лет.

  1. Попросите участников собраться в круг.

  2. Найдите добровольца, который возьмёт на себя роль «тренера памяти».

  3. Один из участников представляется следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я – замечательная Полина». Желательно, чтобы прилагательные по возможности характеризовало говорящего. Потом игрок спрашивает любого члена группы: «А ты кто?»

  4. Тот отвечает: «Привет, замечательная Полина, я – смешной Гоша», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?» и т.д.

  5. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен группе участников (http://summercamp.ru/).


Давайте поздороваемся
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

^ Возраст участников: 6-14 лет.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры (http://summercamp.ru/).
^ Угадай, о ком идёт речь
Возраст участников: 9-17 лет.

Оборудование и материалы: небольшой лист бумаги на каждого, ручка или карандаш.

  1. Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга.

  2. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например: «Очень вредный, сейчас в хорошем настроении, постоянно хвастается…» Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека.

  3. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 6 минут.

  4. Один за другим участники зачитывают заметки, а остальные каждый раз разгадывают, кто был описан (http://summercamp.ru/).


^ Правда или ложь?
Возраст участников: 10-15 лет.

Оборудование и материалы: половина листа бумаги на каждого участника, ручка или карандаш.

Подготовка. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаши.

  1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трёх фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.

  2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосновываться.

  3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков (http://summercamp.ru/).


Эпитеты
^ Возраст участников: 9-18 лет.

Оборудование и материалы: листы бумаги 10х10 см на каждого, ручка или карандаш.

Подготовка. Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.

  1. Объясните, что предлагаемая игра развивает интуицию.

  2. Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризующих его личность.

  3. Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пытаются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высказывающий соображения участник должен обосновать свою позицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.

  4. Порекомендуйте участникам не стремиться быть узнанными сразу, поскольку тогда они смогут получить больше информации о том впечатлении, которое сложилось о них в группе.

  5. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.


Мы оба(6-18 лет)
Возраст участников: старше 9 лет.

Оборудование и материалы: лист бумаги на каждую пару, ручка или карандаш.

^ 1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства. Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. Внесите в игру лёгкий элемент соревнования: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение (http://summercamp.ru/).
^ Дракон, принцесса, самурай http://som.fio.ru/

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconВнеклассное мероприятие: Тема : «Маршал Победы»
Методическая разработка предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, социальных педагогов. В ходе проведения мероприятия...

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconУроках детской литературы. Тема: Особенности сказок Ш. Перро для...
Данный методический материал поможет студентам освоить материал, творчески подойти к изученной теме

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconПрограмма дисциплины Просвещение в России: историко-социологический...
Канта и был развит Ю. Хабермасом. Анализ Просвещения должен при таком подходе затрагивать два уровня: структурно-институциональный...

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconУправление и социально-психологический климат в коллективе
Понятие «социально-психологический климат». Диагностика спк и факторы, влияющие на спк

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconСоциально-психологический портрет и автопортрет женщины
Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. В мемуарах а. И. Герцена и его окружения: типология и поэтика

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconСпецифика в работе по организации и проведению социальных туров для...
Е даются основные рекомендации по организации и проведению социальных туров для инвалидов и граждан пожилого возраста. Рекомендации...

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов icon1 Гейм «Дальше, дальше…» вопросы для команды а: Кто в половодье спасал зайцев?
Цель: формирование познавательных интересов гимназистов, пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconУрок по теме: «Сказочные герои в музыке» 5 класс
Материал: макет книги, иллюстративный материал фрагментов русских народных сказок, загадки, детские книжки, музыкальный материал,...

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconФонд поддержки образования
Развитие и совершенствование системы духовно – нравственного воспитания гимназистов

Тема: Психологический материал для социальных практик гимназистов iconНазвание мероприятия
Брифинг Совета гимназистов «Гимназист сегодня – ученый, политик, предприниматель завтра»



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск