Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей






НазваниеМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
страница1/7
Дата публикации25.01.2015
Размер1 Mb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7




   

К о р р е к ц и я





Методические рекомендации

для педагогов, специалистов

образовательных учреждений, родителей


«Использование нейропсихологического подхода в организации обучения

детей с ограниченными

возможностями здоровья»



г.о. Новокуйбышевск, 2008 год





Уважаемые педагоги и родители!
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещен нейропсихологический подход к организации обучения детей дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья. В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В приложении представлены методы диагностики ведущей модальности и функциональной ассиметрии головного мозга у детей. Широко представлены антистрессовые кинезиологические комплексы упражнений для детей, рекомендации для педагогов и родителей.

Надеемся, что данная информация будет востребована вами при организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Роль индивидуального латерального профиля в обучении детей

с ограниченными возможностями здоровья стр.4

  1. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий стр.11

  2. Обучение детей с разным типом мышления стр.15

  3. Методика обучения детей на основе учета их

индивидуальных особенностей стр.19

  1. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения стр.39

  2. Холистические приемы обучения стр.45

  3. Приложение №1 «Тест Гомункулюс» стр.50

  4. Приложение №2 Методика диагностики ведущей модальности стр.53

  5. Приложение №3 Методика диагностики функциональной ассиметрии

полушарий головного мозга стр.55

  1. Приложение №4 Методика диагностики сенсорной и моторной

ассиметрии головного мозга стр.57

  1. Приложение №5 Антистрессовый кинезиологический

комплекс упражнений стр.60

  1. Приложение №6 Практические рекомендации родителям и

педагогам по дифференцированному обучению и воспитанию детей стр.63

  1. Приложение №7 Рекомендации педагогам «Учет в процессе

обучения ведущей модальности ребенка» стр.65

14. Список использованной литературы стр.66


^ Роль индивидуального латерального профиля в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Интенсификация школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что значительное количество детей, поступающих в школу, оказываются не готовыми к школьному обучению или имеют те или иные отклонения в развитии. Это проявляется как в трудностях овладения специфическими школьными навыками - письмом, чтением, счетом, так и в сложностях адаптации к новому виду деятельности в целом и новой ситуации, в которую попадает ребенок с приходом в школу.

Как известно, одной из наиболее распространенных причин школьной неуспешности является парциальное отставание в развитии высших психических функций ребенка. В связи с этим встает вопрос о методах определения школьной готовности, диагностики причин трудностей обучения с целью своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Уникальные возможности для разработки таких методов дает теория
нейропсихологии - теория мозговых основ психической деятельности, созданная А.Р.Лурией. Она учитывает системную организацию высших психических функций, что позволяет не только определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и раскрыть специфику индивидуальных предпочтений и слабостей у детей, обучающихся в массовой школе. >

Индивидуальный латеральный профиль (профиль лате­ральной организации) — индивидуальное сочетание функ­циональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрез­вычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.

Индивидуальный латеральный профиль человека вклю­чает в себя функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела) и сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асим­метрию. Методы диагностики индивидуального латерального профиля представлены в Приложениях №2-5.

^ Функциональная асимметрия мозга — это сложное свойствo мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушари­ями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональ­ная асимметрия полушарий является одной из причин су­ществования у человека определенной структуры психики

Полушария мозга соединены друг с другом белым веще­ством, состоящим из моторных и сенсорных аксонов, на­зываемых мозолистым телом, которое осуществляет быст­рый доступ информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд эта­пов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов, психологов дошкольных и школьных учреж­дений редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными, однако, по мере развития ребенка, происходит усложнение механизмов межполушарного взаимодействия. Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функциониро­вания превышает вклад левого полушария. Известно, что до 7—9 лет ребенок является существом правополушарным. Действительно, для маленьких детей характерна не­произвольность, малая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет не­посредственный, образный характер. Клиническая прак­тика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях развития. Это проявляется в воз­можности восстановления речевых функций при локаль­ных поражениях левого полушария — путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Левополушарный тип. Доминирование левого полуша­рия определяет склонность к абстрагированию и обоб­щению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на опе­рировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абст­рактное, концептуальное мышление. Левополушарные формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и уклады­вающихся в данный контекст. Так, слово, включенное
в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами одно­значного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Основная функция левого полушария — сознатель­ная произвольная регуляция и дискретное преобразова­ние информации. Установлено, что левое полушарие отвечает за рекурсивное вычисление локальных обоб­щенных признаков объекта и дискретные операции. Оно выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за поня­тийное, конвергентное (нацеленное на одно, единствен­но правильное решение) мышление, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез. Это «фор­мальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий и когнитивного обучения. В ле­вом полушарии представлена дискретная модель мира разбитая на отдельные элементы. В семантической па­мяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет сукцессивные (последовательные) функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информа­ции является ведущим у левополушарных людей.

Среди них много инженеров, математиков, филосо­фов, лингвистов, представителей теоретических дисцип­лин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, Речь их грамматически правильна. Для них характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности

Функция правополушарных компонентов мышле­ния — одномоментное схватывание большого числа про­тиворечивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многознач­ного контекста. Преимущество такой стратегии мышле­ния проявляется в тех случаях, когда информация слож­на, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту, т.е. в творческом процессе. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и зак­репления знаний, то организация многозначного кон­текста столь же необходима для проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Без этого было бы невозможно любое творчество. Ведущими модальностями правополушарных людей являются ви­зуальная и кинестетическая.

Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрес­сивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет осо­бой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лиш­ние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать). Как правило, правополушарные люди — целостные нату­ры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувство­вать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Школа является крупным источником стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической ус­певаемостью. Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмо­ции, неизбежно ведет к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы.

Установлено, что дети в школе пребывают в состоя­нии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систе­му, обеспечивающую основы иммунологической, нейрогуморальной и психической жизнедеятельности. Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказа­ния за ошибочные ответы и действия. Ситуацию, проис­ходящую с детьми в школах, Р.И. Айзман выразил так: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, ко­торые позволяют говорить о "школьном шоке". Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимо­действия, что является основной причиной "забывания' информации на проверках и экзаменах. Это особенно ча­сто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подав­ляющего типа».

Многочисленные исследования показали, что хрони­ческое воздействие стресса резко тормозит развитие моз­га ребенка. Во время стресса развитие и миелинизация нервных путей происходят только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в лимбической системе ограничивается.

Постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в пра­вом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества, необходимые для уменьшения болевых ощуще­ний. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующего в обучении и запоминании. Например, адреналин, который также выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу или бегство.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится не­возможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия максимально увеличивается. Во время по­стоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильными, а внутренние — слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения сформировался в ходе эво­люции и служит защитной реакцией во время опаснос­ти. Движение глаз ребенка является значимым факто­ром развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребенок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного.

Кроме того, информационные и эмоциональные стрес­сы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, кото­рый способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убе­жать, не тратя время на сокращение мышц. Однако на­пряжение спины в течение длительного времени приво­дит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках, что часто проявляется у детей с речевыми проблемами и аутизмом. К. Ханнафорд, корригируя аутичных детей и лиц с нарушениями речи, прежде всего уделяет особое внимание расслаблению и удлинению ик­роножной мышцы при помощи кинезиологических упраж­нений. Благодаря коррекционным мероприятиям аутичные дети начинают разговаривать, их внимание переводится от центров выживания к причинно-обуслов­ливающим центрам. Многие коррекционные упражнения направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейт­рализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Ведущие органы (рука, нога, ухо, глаз), которые контролируются ве­дущим полушарием, также берут на себя основную на­грузку в состоянии стресса. Ведущие органы, которые контролируются ведомым полушарием, в состоянии стрес­са могут быть блокированы (ухо, глаз, рука и нога).

В спокойной ситуации индивидуальный латеральный профиль может подвергаться флуктуациям, т.е. изменяться в процессе адаптации. Например, ребенок может использо­вать самостоятельно выработанные стратегии мышления, но, попав в стрессовую ситуацию, он немедленно воз­вращается к доминантным органам. Эффективно будет работать только ведущее полушарие, а также ведущие рука, нога, глаз и ухо, если они находятся на противоположной стороне тела (перекрестный профиль).

Пример схемы перекрестного индивидуального лате­рального профиля: левое полушарие, правая рука, пра­вое ухо, правый глаз и правая нога. В этом случае человек может свободно использовать все свои ведущие орган во время стресса. Ведущей модальностью у левополушарных людей является аудиальная, поэтому в состоянии стресса у них правое ухо будет полностью задействовано в восприятии слуховой информации.

Интересно отметить, что при сочетании левого полуша­рия и правого уха человек будет легче воспринимать при стрессе позитивную аудиальную информацию, так как ле­вое полушарие ответственно за позитивные эмоции. А при сочетании правого полушария — левого уха восприятие бу­дет направлено на выбор негативной аудиальной информа­ции из всей возможной, так как правое полушарие проду­цирует негативные эмоции.

Если ведущий орган находится на той же стороне тела, что и ведущее полушарие, то в стрессовой ситуации он может быть заблокирован. Например, при схеме латераль­ного профиля — правое полушарие, правая рука, правое ухо, левый глаз и правая нога — человек в стрессовой ситу­ации будет хорошо видеть происходящее, но не услышит важных слов, все выронит из рук, у него подкосятся ноги. Еще пример одностороннего профиля — у ребенка до­минантными являются правые полушарие, рука, глаз и левое ухо. Тогда в состоянии стресса (диктант, экзамен и т.д.) основную нагрузку возьмет на себя правое полуша­рие и левое ухо, контролируемое правым доминантным полушарием. Ведущая правая рука и ведущий правый глаз во время стрессовой ситуации окажутся блокирова­ны и не будут выполнять свои функции. Движения руки становятся «блокированы», а глаз плохо видит. Если учесть, что у правополушарных людей ведущей модаль­ностью является визуальная, то в состоянии стресса они лишены восприятия большей части информации.

Пример смешанного профиля — у ребенка доминант­ными являются левое полушарие, правая рука, правый глаз и левое ухо. В стрессовой ситуации основную нагрузку на себя берут левое полушарие, правая рука и правый глаз. Левое ухо, работу которого контролирует правое ведомое полушарие, оказывается блокированным. В стрессовой ситуации правополушарные люди всегда отдают предпочтение целостному восприятию, образно­му мышлению и неосознанным поступкам, а левополушарные — детальному восприятию, линейному мышле­нию и осознанным действиям. Итак, индивидуальным латеральным профилем можно определить ведущий ка­нал восприятия и индивидуальную траекторию развития ребенка и соответственно его успешное или неуспешное обучение в школе. Например, праворукий, но левоглазый мальчик будет запаздывать в развитии на ранних этапах, так как до 9—10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. В то же время именно в зрелом возрасте такие люди имеют более высокий интеллект. Поэтому такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно дого­нят сверстников в своем развитии.

Эффективное визуальное восприятие происходит в том случае, когда доминантными являются правое полушарие и левый паз, так как именно правое полушарие ответственно за визуальное восприятие трехмерного пространства. Таких детей можно смело отнести к визуалам.

Наиболее эффективное аудиальное восприятие проис­ходит при доминантном левом полушарии и правом ухе. Эти дети являются аудиалами. Ученики, у которых визуальное восприятие ограничено, запускают другие каналы восприя­тия. Для того, чтобы сконцентрироваться на аудиальной ин­формации, они могут закрыть глаза или смотреть в окно. Ученики с ограничением аудиального восприятия не вос­принимают лекции и лингафонные методы обучения.

Если доминантное полушарие и доминантное ухо на­ходятся на одной стороне тела, такие люди могут не вос­принимать информацию на слух. По статистике их около 14%. Среди них в более выгодных условиях находятся люди с ведущим левым полушарием и левым ухом, так как они обладают вербальными и математическими способ­ностями. Хуже обстоят дела у людей с правым доминан­тным полушарием и правым ухом.

Если доминантное полушарие и доминантный глаз на­ходятся на одной стороне тела, то такие люди ограниче­ны в восприятии визуальной информации, они испыты­вают трудности с чтением, особенно в стрессовых ситуациях (волнение, страх за оценку, конкуренция в клас­се). Они могут сделать ставку на аудиальную информацию.

Результаты исследования влияния индивидуального ла­терального профиля на успешность обучения подтверждают, что наиболее успешными учащимися в современной системе образования являются дети с перекрестным латеральным профилем, особенно учащиеся с ведущим левым полушарием, правыми рукой, ногой, ухом и глазом. Самыми неуспешными в обучении являются дети с односторонним латеральным профилем, особенно с пра­восторонним (правые полушарие, рука, нога, ухо и глаз).

Правомерно утверждать, что наибольшей стрессоустойчивостью обладают девочки по сравнению с мальчи­ками, так как у них нервных волокон, соединяющих два полушария, значительно больше. Таким образом, индивидуальный латеральный профиль каждого человека определяет тип восприятия, мышления, стрессоустойчивость, стиль и успешность обучения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconУрок «Семья и семейные ценности»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных...
Утверждено решением Научно-методического совета гбоу дпо цпк «Ресурсный центр» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей...
...

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений
Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск