Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества






НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.82 Mb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3   4   5   6


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

(МОУ СОШ №4, Рыбак Ивана Николаевна)

(141600, Московская область, г. Клин, ул. Загородная, д., 3/29)


^ Номинация конкурса (педагогические идеи и технологии: профессиональное образование)

Методическая разработка (учебно-методическое пособие)

на тему: профессиональное общение в деятельности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения

Автор: Новиков Василий Савельевич, к.ю.н., доцент, академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права

^ Место выполнения работы: МОУ – СОШ №4 г. Клин Московской области.

© Новиков В.С., 2012

2013 год
Содержание

Введение ………………………………………….3

  1. Коммуникативная компетентность заместителя директора по безопасности образовательного учреждения 6

2. Этапы развития науки по данной проблематике 7

3. Функции профессионального общения 12

4. Механизмы межличностного взаимовосприятия 16

5. Структура профессионального общения 22

6. Коммуникативные барьеры 26

  1. Психологические приемы, формирующие симпатию 40

Заключение 73

Литература 76

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии выявления очевидцев на месте происшествия в образовательном учреждении.

Актуальность определяется также тем, что работники образовательных учреждений не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием педагогических работников и очевидцев на месте происшествия в образовательном учреждении. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями сотрудничества. Чтобы отношения сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя.

^ Объект исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательного процесса на месте происшествия в образовательном учреждении.

^ Предметом исследования являются:

- научные и учебно-методические работы;

- нормативно-правовые акты по данной проблематике.

Цель исследования. Разработать психотехнологию сотрудничества для заместителей директоров по безопасности и работников образовательных учреждений.

^ Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- изучить правила, психотехники и психотехнологии общения;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать структуру взаимодействия для участников образовательного процесса;

- разработать психотехнологию сотрудничества для работников образовательных учреждений.

^ Методология и методы исследования. Основным методом сбора, анализа,

обобщения и систематизации информации и методом познания проблемы исследования является всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов участниками образовательного процесса.

^ Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные методом включенного педагогического общения, научная и учебно-методическая литература по данной проблематике, система повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области.

^ Нормативную базу исследования составили нормы права, регламентирующие деятельность участников образовательного процесса.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана психотехнология сотрудничества для работников образовательных учреждений.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые

раскрыты комплексно функции, межличностные механизмы взаимовосприятия, структура общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

- в педагогической деятельности участниками образовательного процесса;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике;

- при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательного процесса.

^ Апробация результатов исследования и их внедрение. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в монографии «Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений».


  1. ^ Коммуникативная компетентность заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.


Коммуникативная профессиональная функция -заключается в добывании заместителем директора по безопасности информации в процессе установления, поддержания, углубления, развития психологического контакта и доверительных отношений с различными категориями граждан и конфиденциального общения со школьниками при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.

Коммуникативная профессиональная функция - доминирующая профессиональная функция в профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности. При этом поисковая (познавательная), конструктивная (реконструктивная), организаторская (управленческая), удостоверительная и воспитательная (социальная) функции – реализуются заместителем директора по безопасности только при помощи коммуникативной профессиональной функции.

^ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ




Правила общения







Психотехники общения







Психотехнологии общения

Рис. 1. Этапы совершенствования коммуникативной профессиональной функции.

2. Этапы развития науки по данной проблематике:

  • правила общения (Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Нью-Йорк, 1936 г.) – это первый уровень развития науки по данной проблематике;

  • психотехники общения (И. Атватер Я вас слушаю (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). – М. 1988 г.;

Л.С. Вечер секреты делового общения. -Минск, 1996; Г.Г. Доспулов Психология допроса на предварительном следствии. - М. 1976 г.; Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М.,. 1996 г.; Мицич П. Как проводить деловые беседы, - М., 1987; Новиков В.С. Психологические основы служебного общения оперработника с различными категориями граждан при решении задач ОРД. – М., 1998; Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС - Горький, 1989 г.; Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. - М., 1990 г.; Потеряхин А.Д. Психология управления. Основы межличностного общения. - Киев, 1999 г.; Порубов И.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. -Минск, 1978 г.; Мицкевич В.В. Приемы установления психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. -Минск, 1989 г.; Раинкин С.Е. Психология общения. - М., 1993 г.; Ратинов Л.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1967 г.; Трофимов А.М. Тактика допроса расхитителей. - Горький, 1980 г.; Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствование преподавателя. М., 1995 г.; Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. - М., 1993 г.; Чуфаровский Ю.В. Психология в ОРД правоохранительных органов. - М., 1996 г.; и др.) - это второй уровень развития науки в указанной сфере;

  • психотехнологии общения (Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения. - М., 1996 г.) - это третий уровень развития науки по данной проблематике.

Если мы проанализируем эту отечественную и зарубежную литературу, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования заместителя директора по безопасности.

  • допрофессиональный этап развития профессионала. Он характерен для выпускников образовательных учреждений. Эти заместители директоров по безопасности с немалым жизненным опытом общения с различными категориями граждан, они используют свои обыденные знания и опыт по данной проблематике, которые они добывали стихийно, случайно, методом проб и ошибок;

^ ЭТАПЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ













Допрофессиональный этап развития профессионала








Научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения













Начальный уровень развития профессионализма








Заместители директоров по безопасности умеют применять правила общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения













Средний уровень развития профессионализма







Заместители директоров по безопасности умеют применять психотехники общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения













Высший уровень развития профессионализма







Должны уметь применять психотехнологии общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения

Рис. 2. Этапы развития подструктуры опыта личности заместителя директора по безопасности.

  • начальный уровень развития профессионализма - это второй этап самосовершенствования заместителя директора по безопасности. Этот уровень достигается заместителем директоров по безопасности обычно за первые два-три года работы. Эти заместители директора по безопасности умеют применять правила общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения;

  • средний уровень развития профессионализма - третий этап самосовершенствования заместителя директора по безопасности. Он характерен только для достаточно опытных и думающих о повышении своего уровня профессионализма. Эти заместители директоров по безопасности умеют применять психотехники общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.

  • высший уровень профессионализма - это четвертый этап самосовершенствования заместителя директора по безопасности. Эти заместители директоров по безопасности должны уметь применять психотехнологии общения при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения. Мы все знаем, что пределов самосовершенствования не существует, поэтому целесообразно систематически самостоятельно добывать систему профессионально-психологических знаний по данной проблематике, а потом переводить эту систему научных знаний в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, чтобы быть профессионалом общения.

В настоящее время граждане на месте происшествия, как правило, уклоняются от служебного общения, отвечая заместителю директора по безопасности, что они "не слышали выстрелов, криков и т.п., не видели правонарушителей" и т.п. Поэтому мы должны не принуждать очевидцев на месте происшествия к служебному общению, а уметь побуждать людей к сотрудничеству или содействию путем установления, поддержания, развития, углубления психологического контакта и доверительных отношений или попытки "войти" в доверие с целью добыть конфиденциальную информацию.

Чтобы психологически грамотно выявлять очевидцев на месте происшествия, заместители директоров по безопасности должны уметь устанавливать психологический контакт и "входить" в доверие к различным категориям граждан при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, поэтому мы рассмотрим:

  • понятие служебного общения;

  • функции служебного общения: интеллектуальную, влияния друг на друга и информационную;

  • психологические механизмы взаимовосприятия (взаимопонимания): эмпатия, рефлексия, идентификация, стереотипизация и обратная связь;

  • психологическую структуру служебного общения;

  • типичные ошибки непонимания, возникающие при проникновении во внутренний мир очевидца в бесконфликтных ситуациях взаимодействия;

  • психологические приемы, формирующие симпатию в процессе служебного общения.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Щербицкая Владлена Сергеевна, педагог-психолог мбдоу №1 «Колокольчик» г. Новоалтайска

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Дорофеева Наталья Николаевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Проняхина Наталья Равильевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: тимергазин владимир хаметович, преподаватель хореографии мбоу дод «дши №10», высшая категория

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Тема: педагогический проект по формированию толерантности у детей 7-го года жизни



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск