Российской федерации (минобрнауки россии) прика з






Скачать 376.23 Kb.
НазваниеРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
страница1/3
Дата публикации01.02.2015
Размер376.23 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3











МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А З


« ___ » ___________ 2013 г.




Москва

№ ______








^ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)

37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета).

  2. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2057 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) «специалист») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2011 г., регистрационный № 20275)».



Министр Д.В. Ливанов

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. №____



^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень высшего образования

СПЕЦИАЛИТЕТ
Специальность

^ 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Квалификация:

Клинический психолог

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность обязательных требований к высшему образованию по программам специалитета по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 Клиническая психология образовательными организациями высшего образования (далее – образовательными организациями).
^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВО



высшее образование;

ОК



общекультурные компетенции;

ОПК

ПК



_

общепрофессиональные компетенции;

профессиональные компетенции;

ПСК



профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО

-

федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.



^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3.1. Высшее образование по программам специалитета в рамках данной специальности (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях. Получение высшего образования по программам специалитета в рамках данной специальности вне образовательной организации не допускается.

3.2. Обучение по программам специалитета по специальности 37.05.01 Клиническая психология в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной формах обучения.

3.3. Объем программы специалитета составляет 330 зачетных единиц (з.е.). вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.4. Срок получения образования по программе специалитета по специальности в форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 5,5 лет.

3.5. Срок получения образования по программе специалитета, реализуемой в очно-заочной форме обучения, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Объем программы специалитета в очно-заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется образовательной организацией самостоятельно.

    3.6. Срок получения образования по программе специалитета при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на один год.

Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

3.7. В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка срок обучения по программам специалитета составляет 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а трудоемкость одного года обучения независимо от формы обучения должна составлять не более 75 з.е.

3.8. В рамках данной специальности могут быть реализованы программы специалитета, имеющие различную направленность подготовки (далее – специализация программы специалитета).

Образовательная организация выбирает специализации программ специалитета из следующего перечня:

Специализация № 1 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»;

Специализация № 2 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»;

Специализация № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»;

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»;

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»;

Специализация № 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология».

3.9. При реализации программ специалитета по данной специальности могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3.10. Реализация программ специалитета по данной специальности возможна в сетевой форме.

3.11. При реализации программ специалитета по данной специальности наряду с использованием государственного языка Российской Федерации возможно использование государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ специалитета включает:

исследовательскую и практическую деятельность, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и помощи гражданам в общественных, образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, спорта, а также в сфере частной практики – предоставление психологической помощи или психологических услуг физическим и юридическим лицам.

^ Объектами профессиональной деятельности выпускников программ специалитета являются:

человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;

психологические факторы дезадаптации и развития нервно - психических и психосоматических заболеваний;

формирование поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;

психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;

психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;

психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), медико-педагогической, судебно-психологической и военной экспертизы.

^ 4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:

научно-исследовательская;

психодиагностическая;

консультативная и психотерапевтическая;

экспертная;

педагогическая;

психолого-просветительская;

организационно-управленческая;

проектно-инновационная.

При разработке и реализации программ специалитета образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

4.3. Выпускник программ специалитета в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

теоретический анализ проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики при различных заболеваниях;

обзор и анализ психологической литературы по методологическим вопросам психодиагностической, консультативной, коррекционной и психотерапевтической деятельности;

формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований;

выбор методов, планирование научного исследования, оценка его соответствия этико-деонтологическим нормам;

разработка новых и адаптация существующих методов психологических исследований (в том числе с использованием новых информационных технологий);

самостоятельное проведение, письменное, устное и виртуальное представление материалов собственных исследований;

выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, подготовка заключений и рекомендаций;

проведение научной экспертной оценки актуальных и потенциальных исследовательских проектов;

организация научных и профессиональных собраний и конференций и участие в их работе;

психодиагностическая деятельность:

эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;

выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других клинико­психологических методов;

определение целей, задач и методов психодиагностического исследования с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;

составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций;

обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом деонтологических норм, потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения;

консультативная и психотерапевтическая деятельность:

определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;

проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;

оценка эффективности психологического вмешательства; консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей по вопросам взаимодействия с людьми для создания «терапевтической среды» и оптимального психологического климата;

психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно­-психических и психосоматических расстройств;

экспертная деятельность:

постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы;

выбор методов психологического исследования, адекватных задачам конкретного вида экспертизы;

проведение психологического исследования в рамках судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы;

составление экспертного психологического заключения;

обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования;

педагогическая деятельность:

разработка стратегии, плана и содержания обучения, выбор и использование современных обучающих технологий при организации процесса обучения;

организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;

оценка и совершенствование программ обучения и развития;

психолого-просветительская деятельность:

распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;

подготовка и презентация программ для общественных и государственных организаций, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья; программ раннего психологического сопровождения групп риска;

организационно-управленческая деятельность:

создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессионально-этических стандартов для организаций и частных лиц, работающих в области психологических услуг;

организация деятельности ведомственных психологических служб и их структурных подразделений (Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России), Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и других организаций);

руководство стажерами и соискателями в процессе их практической и научно-практической деятельности в области клинической психологии;

проектно-инновационная деятельность:

выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;

психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья людей.
^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции (при наличии специализации).

^ 5.2. Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

^ 5.3. Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

^ 5.4. Выпускник программы специалитета должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

научно-исследовательская деятельность:

готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов (ПК-1);

психодиагностическая деятельность:

готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) (ПК-2);

способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик (ПК-3);

способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях (ПК-4);

консультативная и психотерапевтическая деятельность:

способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития (ПК-5);

способностью осуществлять психологическое консультирование медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создавать необходимую психологическую атмосферу и «терапевтическую среду» (ПК-6);

готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития (ПК-7);

экспертная деятельность:

готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК-8);
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38. 04. 05...

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) прика з
Менеджмент (Управление) (квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»)

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) прика з
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconРоссийской федерации
Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. №544 утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября...

Российской федерации (минобрнауки россии) прика з iconПисьмо
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N пр-3410 Минобрнауки России...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск