Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»

Загрузка...





Скачать 107.72 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»
Дата публикации04.02.2015
Размер107.72 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
Утверждено на заседании ученого совета

Института искусств

(протокол № 6 от 28.03.2014г.)
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»,

двудипломная магистерская программа

«Фундаментальные проблемы современного художественного образования»

  1. Цель и форма вступительного испытания

Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания - собеседование, включающее подготовку абитуриентами развернутого ответа на два вопроса. Ответ оценивается по пятибалльной шкале.

  1. ^ Критерии и показатели оценки ответов поступающих в магистратуру

. Мотивационно-ценностный критерий и его показатели:

1. Позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности, связанной с направленностью магистерской программы;

2. Устойчивое стремление к самообразованию и саморазвитию, профессиональному совершенствованию;

3. Устойчивое стремление к достижению какой-либо конкретной цели, например, к разработке или реализации профессионального проекта или к продвижению в карьере.

II. Когнитивный критерий и его показатели:

1. Владение понятийно-терминологическим аппаратом педагогики;

2. Владение базовыми предметными знаниями;

3. Владение знаниями о современных проблемах и направлениях развития художественного образования;

4. Владение педагогическими технологиями обучения живописи и рисунку.

III. Операционно-деятельностный критерий и его показатели:

1. Умение выявлять проблемы в поставленном вопросе и предлагать пути их решения;

2. Умение выстроить доказательный, полный, точный ответ с комплексным характером анализа и вывода;

3. Умение интегрировать при ответе психолого-педагогические, академические и предметные знания;

4. Независимость мышления, творческий подход к решению задачи или к ответу на вопрос;

5. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе ответов на вопросы.



  1. Примерный перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию

  1. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки.

  2. Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогической науки с другими науками.

  3. Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции

  4. Методы исследования педагогики, их классификация и характеристика

  5. Личность как объект и субъект воспитания. Теория развития, социализации и воспитания личности.

  6. Педагогические технологии: основные характеристики, структура

  7. Виды и методы контроля в педагогическом процессе.

  8. Профессиональная деятельность и личность педагога.

  9. Закон «Об образовании в РФ».

  10. Ведущие тенденции развития высшего образования в России и зарубежных странах на современном этапе.

  11. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

  12. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в Средние века.

  13. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Академическая система художественного образования в 16-19 века.

  14. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 17-18 века.

  15. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца 19 века до революции 1917 года.

  16. Состояние преподавания рисования в советской школе 20-х–40-х годов.

  17. Становление системы высшего художественно-графического образования.

  18. Традиции русской художественной школы в теории и практике преподавания художественных дисциплин в концепциях Н.Н. Ростовцева и В.С. Кузина.

  19. Педагогические направления в преподавании изобразительного искусства В.М. Неменского.

  20. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

  21. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

  22. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока.

  23. Сравнительный анализ традиционной учебной программы (Кузин В.С., Ростовцев Н.Н.) и экспериментальной программы (Неменский Б.М.).

  24. Сравнительный анализ специализированной программы (Шпикалова Т.Н.) и типовой программы (Юсов Б.П.).

  25. Анализ учебников и учебных пособий по изобразительному искусству.

  26. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе и их специфика на уроках рисования.

  27. Специфика уроков рисования с натуры и тематического рисования. Логика изложения изучаемого материала.

  28. Специфика уроков декоративного рисования и урока-беседы по изобразительному искусству. Логика изложения изучаемого материала.

  29. Формы учёта успеваемости и критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.

  30. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

  31. Урок как основная форма организации учебной работы в школе.

  32. Кабинет изобразительного искусства в школе, его оборудование, оформление и материально-учебная база.

  33. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.

  34. Методика изготовления наглядных пособий.

  35. Педагогический рисунок, основные аудиовизуальные средства учебной информации.

  36. Природа возникновения ошибок у учащихся в процессе рисования.

  37. Различные принципы изображения: с натуры, по представлению и по воображению.

  38. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

  39. Специфика общения между педагогом и учащимся, учет возрастных психологических особенностей художественного развития детей.

  40. Категории «художественный образ» в изобразительном искусстве. Процесс проживания и посильного создания художественного образа в детских рисунках.

  41. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

  42. Художественно-познавательные способности учащихся, процессы в художественном творчестве, их специфика.

  43. Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании учащихся. Основы эстетического и художественного образования школьников.

  44. Методы обучения на уроках изобразительного искусства. Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы обучения.

  45. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству.

  46. Урок изобразительного искусства как форма организации познавательной и художественной деятельности учащихся. Особенности структуры традиционного урока. Структура урока проблемного обучения.

  47. Требования к современному уроку изобразительного искусства. Типы уроков. Этапы урока. Цель урока. Взаимосвязь учебных, воспитательных и развивающих задач как условие реализации целостного педагогического процесса.

  48. Особенности практической работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Логика проектирования урока изобразительного искусства. Сценарий урока. План-конспект урока.

  49. Урок искусства – урок-образ: проектирование авторского урока изобразительного искусства. Реализация учебно-познавательных задач урока через переживание и сопереживание содержания.

  50. Структура урока-образа: сюжет, замысел, завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, финал, концовка. Этапы урока-образа. Принципы проектирования урока-образа.

  51. Игра как форма деятельности. Социальная природа игры. Цель и содержание игровой деятельности. Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства. Игровые технологии обучения. Особенности игры на уроках в начальной и средней школе.

  52. Развивающее обучение как условие формирования творческой направленности личности. Формы учёта успеваемости и критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.

  53. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах 20-го века.

  1. Литература, электронные образовательные ресурсы

Основная литература

  1. Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм: монография / Е.В. Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. - НГПУ, 2011. – 188с. ЭБ НГПУ. - Режим доступа:http://lib.nspu.ru/file/libraru/204208/1d599af0797d7fd9.pdf.

  2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. - 2- е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.

  3. Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2011.  352 с.

  4. Кондратьева, Т.Н. Педагогические технологии: учебно-методический комплекс / Т.Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 81,7 МБ - ЭБ «НГПУ». - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/ views/library/1101/.

  5. Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология: учебное пособие / Е.Е. Кравцова; ред. О.И.  Киселева. - Москва: ФОРУМ, 2009. - 384 с.

  6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Владос, 2010. - 647 с. - (Педагогическое наследие). - Библиогр. в конце лекций. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56553/.

  7. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А.  Григорович. - Москва : Проспект, 2010. - 464 с.

  8. Наливайко, Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: монография / Н.В. Наливайко, В.И. Панарин и др. – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2010. – 298 с.

  9. Новейший психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

  10. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ / [Л. П. Крившенко и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2010. - 432 с.

  11. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие: рек. УМО вузов РФ / [И. И. Цыркун и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М. В. Дубовик; Белорусский гос. пед. ун-т. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/78562/.

  12. Психология и педагогика: учебник для вузов / Б.З. Вульфов [и др.]; под ред. П.И.  Пидкасистого. - Москва : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 714 с.

  13. Теория обучения: учебное пособие для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» : рек. УМО вузов РФ / И. П. Андриади [и др.]; под ред. И.П. Андриади. - Москва: Академия, 2010. - 336 с.

  14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) Доступна эл. версия. ЭБС «Консультант плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 148547/?frame=14. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе  : Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования" : рек. М-вом образования РФ / Н. М. Сокольникова.  - Москва : Academia, 2003. - 368 с. : ил., 12 л. ил. - Библиогр.: с. 357-361. - ISBN 5-7695-0897-3.

  15. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования" : доп. М-вом образования и науки РФ / Н. М. Сокольникова.  - Москва : Академия, 2006. - 368 с. : ил., 8 л. ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 357-361. - ISBN 5-7695-2378-6.


Дополнительная литература

  1. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе  : Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования" : рек. М-вом образования РФ / Н. М. Сокольникова.  - Москва : Academia, 2002. - 368 с. : ил., 12 л. ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 357-361. - ISBN 5-7695-0897-3.

  2. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. – М.: «Изобразительное искусство», 1983. – 287 с.

  3. Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл. Основы дизайна 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 1999. – 288 с.

  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основа изобразительной деятельности и методика руководства. – М., 1987.

  5. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительной деятельности в начальной школе. – М., 1999.

  6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М. Просв., 1977.

  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных класах. М. Просв., 1984.

  8. Кузин В.С.. Кубышкина Э.М. Изобразительное искусство (1-2 кл.) (3-4 кл.). Учебник в 2-х частях. М. Дрофа, 1997.

  9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: «АГАР», 1998. – 250 с.

  10. Ростовцев Н.Н. «Очерки по истории методов преподавания рисунка». - М. Изобразительное ис-во., 1983.

  11. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Худ. Ун-та, 1992. – 310 с.

  12. Н. Молева, Э. Белютин. Школа Ашбе. М., 1958.

  13. Н. Молева, Э. Белютин. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М., 1953.

  14. Н. Молева, Э. Белютин. Педагогическая система Академии художеств в 18 века. М., 1956.

  15. Ветров В.Н., Колокольников В.В. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика. – М., 1980.

  16. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1984.

  17. Неменский В.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1981.

  18. Программы: «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-8 кл. Неменский Б.М., Фомина Н.И. и др. М. Просв., 1991.

  19. Программы общеобразовательных учереждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. Кузин В.С.. Ростовцев Н.Н.. Шорохов Е.В.. Шпикалова Г.Я. и др. М. Агар. 1996.

  20. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. 1-11 класс. Под ред. Кузина В.С., М. Дрофа. 2001.

  21. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 класс. М. Дрофа. 2000.

  22. Харитонов М.Ф. Рисование мелом на классной доске. М. Просв., 1982.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Шаляпин, Олег Васильевич. Особенности живописного изображения портрета : учебно-методическое пособие для худож.-граф. фак. пед. вузов : реш. ред.-издат. совета / О. В. Шаляпин ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2003. - 58 с. - Библиогр.: с. 47-53. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - ISBN 5-85921-449-9.

  2. Шаляпин, Олег Васильевич. Живопись натюрморта и головы : учебно-методическое пособие для худож.-граф. фак пед. вузов / О. В. Шаляпин ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2004. - 96 с. - Библиогр.: с. 72-77. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

  3. Шаляпин, Олег Васильевич. Педагогический рисунок : рисование на классной доске : учебно-методическое пособие / О. В. Шаляпин ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 119 с. : ил. - Библиогр.: с. 95-96. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Немецкий романтизм. Э. Т. А. Гофман («Золотой Горшок», «Житейские воззрения Кота Мурра»)

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск