10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Загрузка...





Скачать 102.84 Kb.
Название10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Дата публикации30.01.2015
Размер102.84 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Спорт > Документы
10 класс

Задания
школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по биологии


2011-12 уч. год

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагается ряд олимпиадных заданий, общий максимальный балл которых составляет - 142 балла.
Задание I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество - 20 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).


  1. В преобразовании ахроматинового веретена непосредственно участвуют:

а) ядро б) митохондрии в) комплекс Гольджи

г) эндоплазматическая сеть д) центриоли

  1. Концентрация не имеющего заряда вещества внутри клетки выше, чем в окружающей ее плазме крови, однако это вещество продолжает поступать в клетку. Процесс, в результате которого это происходит, называется:

а) диффузия б) осмос в) облегченная диффузия г) активный транспорт

  1. ^ Из приведенных аминокислот заменимыми являются:

а) триптофан, фенилаланин б) лейцин, изолейцин

в) метионин, лизин г) пролин, тирозин д) Валин, треонин

  1. Брожение может протекать:

а) только в присутствии кислорода в среде б) только в присутствии углекислого газа в среде в) только в отсутствии кислорода в среде

  1. Для каких организмов характерно почкование?

а) пеницилла б) сине-зеленых водорослей

в) дрожжей г) одноклеточных зеленых водорослей

  1. Исходным материалом для микроэволюции являются:

а) модификации б) фенотипическая пластичность

в) мутации г) ненаследуемые изменения

  1. ^ В ходе эволюции наиболее вероятна следующая последовательность появления групп организмов:

а) автотрофы → анаэробные гетеротрофы → аэробные гетеротрофы

б) аэробные гетеротрофы → анаэробные гетеротрофы → автотрофы в) анаэробные гетеротрофы → аэробные гетеротрофы → фотоавтотрофы → фотоавтотрофы, использующие для синтеза углеводов водород из воды

г) анаэробные гетеротрофы → фотоавтотрофы, использующие для синтеза углеводов водород из воды → аэробные гетеротрофы

  1. ^ Из перечисленных ответов неверен

а) ароморфоз означает структурные изменения в системах органов, ведущие к усложнению организации

б) идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации в) специализация – приспособление к существованию в широком диапазоне условий жизни

  1. ^ В ядрах клеток эндосперма покрытосеменного растения 42 хромосомы, а в ядрах клеток ножки его тычинки:

а) 14 хромосом; б) 21 хромосома; в) 28 хромосом; г) 42 хромосомы.

  1. К царству растений не относится:

а) кукушкин лен б) ламинария в) олений мох г) хламидомонада

  1. Среди молекул РНК наименьшие размеры имеет:

а) т-РНК б) и-РНК в) р-РНК г) размеры всех видов РНК примерно одинаковы

  1. Гаметами покрытосеменных растений являются:

а) пыльцевые зерна б) центральная клетка и две синергиды

в) два спермия и яйцеклетка г) сперматозоиды и яйцеклетка

  1. ^ Хроматидами называются:

а) перетяжки в хромосомах, к которым прикрепляются нити веретена деления

б) половинки хромосом, которые расходятся во время митоза

в) слившиеся гомологичные хромосомы при мейозе

г) деспирализованные, невидимые в микроскоп хромосомы

  1. ^ Во время парадоксальной фазы сна:

а) возникают сновидения; б) наблюдаются быстрые движения глаз;

в) обычно тело неподвижно; г) все ответы верны.

  1. Пищеварение в тонком кишечнике:

а) внутриклеточное; б) внеклеточное (полостное);

в) пристеночное (контактное); г) может быть таким, как указано во всех пунктах.

  1. В листе хлорофилла нет в клетках:

а) замыкающих б) столбчатой ткани в) кожицы г) губчатой ткани

  1. Плод стручок характерен для представителей семейства:

а) мотыльковых б) крестоцветных в) пасленовых г) злаков

  1. К двудомным растениям относят:

а) тополь и лещину; б) лещину и березу;

в) березу и облепиху; г) облепиху и тополь.

  1. У взрослого растения сфагнума:

а) есть корни б) есть ризоиды

в) есть корни и ризоиды г) нет корней, нет ризоидов

  1. Растение, но не продуцент:

а) гравилат; б) подъельник; в) росянка; г) ятрышник.

Задание 2. Включает 20 вопросов с пяти вариантами ответа, из которых могут быть верными от 0 до 5 ответов. Выберите правильные ответы. Максимальное количество - 61 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

1. Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий б) рыб и птиц в) амфибий и рептилий

г) рептилий и млекопитающих д) птиц и пресмыкающихся

^ 2. Нерестится только один раз в жизни:

а) севрюга б) горбуша в) сардина г) речной угорь

3.Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

а) ланцетника б) акулы в) миноги г) осетра д) окуня

^ 4.Бактерии вызывают заболевания:

а) возвратный тиф б) сыпной тиф в) малярию г) туляремию д) гепатит

5.Из эктодермы формируются:

а) волосы б) дерма в) сетчатка г) молочные железы д) эпителий легких

^ 6.Коленный сустав образован костями:

а) бедренной б) большеберцовой в) малоберцовой

г) лучевой д) надколенником

7.Эндосперм имеется в семенах:

а) лука; б) пшеницы; в) хурмы; г) фасоли; д) перца.

^ 8.Кровь у насекомых:

а) разносит питательные вещества; б) разносит кислород;

в) собирает продукты распада; г) принимает участие в разгибании ног;

д) принимает участие в регуляции процессов жизнедеятельности.

^ 9.Представителей типа хордовые характеризуют:

а) трехслойность; б) вторичная полость тела;

в) вторичный рот; г) двусторонняя симметрия;

д) отсутствие внутреннего скелета.

^ 10.В первичной моче млекопитающих обычно присутствуют:

а) мочевина; б) глюкоза; в) аминокислоты;

г) витамины; д) минеральные соли.

11.Главной функцией амниона в отношении зародыша является:

а) газообмен; б) теплообмен; в) защита от высыхания и механических повреждений; г) кровоснабжение; д) формирование органов и систем.

^ 12.Гипотеза, постулированная А.И. Опариным и экспериментально проверенная С.Миллером, заключается в следующем:

а ) первичная атмосфера содержала молекулярный кислород;

б) первичный океан содержал высокие концентрации белков и нуклеиновых белков;

в) бактерии появились на Земле 3,5 млрд лет назад;

г ) молекулы органических веществ могли сформироваться абиогенно;

д) молекулы органических веществ вступали в физико-химическое взаимодействие.

^ 13.Четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы б) черепахи в) крокодилы г) птицы д) млекопитающие

14.К бесполому размножению относится:

а) почкование б) фрагментация в) партеногенез

г) простое деление клетки пополам д) конъюгация

^ 15.Соматическая нервная система управляет:

а) движениями свободных конечностей; б) органами чувств;

в) работой сердца; г) работой желудка; д) высшей нервной деятельностью.

^ 16.К плоским костям скелета человека относят:

а) надколенник; б) лопатку; в) грудину; г) тазовую кость; д) позвонки

17.Полисахаридную природу имеют:

а) глюкоза; б) целлюлоза; в) гемицеллюлоза; г) пектин; д) лигнин.

^ 18.Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:

а) калий; б) кальций; в) протромбин; г) фибриноген; д) гепарин.

19.Наибольшее развитие, в связи с прямохождением человека, получили мышцы:

а) затылочные; б) грудные; в) спинные; г) ягодичные; д) икроножные.

^ 20.Эволюция организмов приводит к:

а) естественному отбору;

б) разнообразию видов; в) адаптации к условиям существования;

г) обязательному повышению организации; д) возникновению мутации.
Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить - «да» или «нет». Максимальное количество – 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

1. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

2. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

3. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

4. Споры папоротника делясь мейотически формируют заросток, клетки которого имеют гаплоидный набор хромосом.

5. В зоологической системе вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих, отряду приматов, надсемейству Человекообразных, семейству Гоминид, роду Homo.

6. В соединительной ткани клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

7. Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется желтым пятном.

8. Высокая плодовитость характерна для тех видов, потомство которых в большинстве своем погибает.

9. Вирусы и фаги не имеют клеточного строения.

10. У животной клетки, в отличие от растительной (высшие растения), имеется клеточный центр.
Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество – 43 балла (по 1баллу за каждый правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий

^ 1.Установите соответствие между вирусами, бактериями, хлоропластами, митохондриями и их признаками.

  1. Вирусы. А) Имеют собственные рибосомы.

  2. Бактерии. Б) РНК - носителя наследственной информации.

  3. Митохондрии. В) Могут содержать РНК.

  4. Хлоропласты. Г) Всегда имеют двойную мембрану.

Д) Всегда имеют белково-липидную мембрану.

Е) Для синтеза АТФ им нужен кислород.

Ж) Могут использовать энергию света для синтеза АТФ.

1

2

3

4













^ 2.Установите соответствие между классами органических веществ и особенностями их строения и функций.

А) Жиры. 1. Состоят из простых углеводов.

Б) Нуклеиновые кислоты.

2. Обеспечивают хранение наследственной

информации, участвуют в биосинтезе белка.

В) Белки. 3. Служит основным энергетическим

веществом клетки.

Г) Сложные углеводы. 4. Состоят из нуклеотидов.

Д) АТФ. 5. Состоят из аминокислот.

6. Молекулы содержат три остатка фосфорной кислоты.

7. Состоят из глицерина и жирных кислот.

8. Откладываются в клетке в виде запасных питательных веществ.

9. Молекулы имеют первичную, вторичную, третичную, четвертичную структуры.

10. Могут служить ферментами.

11. Встречаются в составе всех биологических мембран.

12. Расщепляются ферментами слюны.

13. Расщепляются пепсином.

14. Входят в состав нуклеосом.


А

Б

В

Г

Д
















^ 3.Установите соответствие между этапами пищеварения и отделами пищеварительного канала.

А) Ротовая полость. 1. Измельчение пищи.

Б) Желудок. 2. Расщепление жиров молока.

В) Тонкая кишка. 3. Частичное расщепление крахмала.

Г) Толстая кишка. 4. Расщепление белков.

5. Дальнейшее расщепление белков до аминокислот.

6. Всасывание питательных веществ.

7. Расщепление углеводов до глюкозы.

8. Всасывание воды.

9. Расщепление жиров до глицерина и жирных кислот.

10. Формирование каловых масс.

А

Б

В

Г













Задание 5.

Решите биологические задачи. (8 баллов)
1. Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...

Определите порядок чередования нуклеотидов в, левой цепи.

Какова длина данного фрагмента молекулы ДНК? Определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте (4 балла).
2. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства (4 балла).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2010/11 учебного года

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по физике и адресованы методическим...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconО проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по...
Организовать с 01 сентября по 01 ноября 2013 года проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по общеобразовательным...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации и тексты заданий для школьного этапа всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconАнализа предполагаемых ответов на задания регионального этапа Всероссийской...
В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников разработка и составление заданий и вопросов для регионального этапа...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011-2012...
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconЗадания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе
Ориентируясь на подготовку учащихся к следующему (муниципальному) этапу, для проведения школьного этапа олимпиады школьников по литературе...

10 класс Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Организация школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году. 4



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск