Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы

Загрузка...





Скачать 352.68 Kb.
НазваниеКонцепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы
страница1/2
Дата публикации09.10.2013
Размер352.68 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 14.04.2010 № 172

КОНЦЕПЦИЯ
развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы


1. Основные тенденции развития туризма в Республике Хакасия

Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия до 2016 года является туризм, одна из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому туризм и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.

Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия, согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, является туризм.

Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Основными проблемами являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала республики, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта.

По данным статистики, в 2007 году в республике насчитывалось 17 турфирм, ими было реализовано населению туристических путевок на 176 млн. рублей, из них на 144 млн. рублей по зарубежным странам. На территории республики услуги гостиничного бизнеса ведут 18 организаций с единовременной вместимостью
1754 места, число санаториев, пансионатов и профилакториев и туристических баз составляет 31.

При этом в статистике отсутствует информация о количестве и ассортименте предоставленных туристских услуг в стоимостном выражении и данных о предоставляемых услугах въезжающим в республику туристам.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела «Туризм» в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

В связи с этим необходимо проведение полного комплекса работ по формированию системы показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы туризма. Это возможно при объединении усилий государственных органов власти и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (далее - Хакасстат). В итоге должны получить определение объемов и параметров внутреннего туристского потока, проведение экспериментальных расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития республики, совершенствование форм существующей статистической отчетности.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией республики, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Республики Хакасия, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.

По данным обследования коллективных и индивидуальных средств размещения, проведенного в летний сезон 2009 года, на территории только одного Ширинского муниципального района численность отдыхавших в сезон составила 822 тыс. человек, средняя стоимость проживания - 600 рублей в сутки без учета дополнительной платы за сопутствующие услуги (организация экскурсий, спортплощадки и спортинвентарь, сауна и т.п.), а продолжительность
проживания - в среднем 5 суток. По оценке специалистов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия объем доходов только владельцев коллективных средств размещения от предоставления туристам мест для временного размещения в Ширинском районе составил 115,5 млн. рублей.

Сегодня республика стоит перед серьезной задачей – необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Республику Хакасия по объему туристского потока опережают Красноярский край, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай, которые используют свой потенциал, развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 № 605 «Об утверждении Стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года» определены стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия: организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики – это развитие санаторно-курортного отдыха, активно-спортивных форм отдыха, культурно-познавательного туризма и сельскохозяйственного туризма.

Реализация Концепции развития туризма в Республике Хакасия на 2010–2016 годы (далее – Концепция) должна обеспечить вклад туристской индустрии в решении задач современного этапа экономического развития Республики Хакасия. Положения настоящей Концепции должны стать основой для общереспубликанского понимания места и роли сферы туризма в экономике региона, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определения направления и уровня республиканской и муниципальной поддержки туристской индустрии. 

2. Проблемы и ограничения развития туризма

В развитии туристской индустрии имеются свои проблемы и ограничения. Отсутствие современной инфраструктуры для развития туризма, несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристический поток в республику.

В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы. Средний показатель загрузки гостиничных комплексов составляет 80 %. Вопросы качества обслуживания и получения сертификации для гостиничного комплекса остаются актуальными.

Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находятся 130 баз отдыха, из них около
90 эксплуатируются только в летний период. Большинство таких объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.

Лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывает один курорт и 17 санаториев и диспансеров. Номерной фонд лечебно-оздоровительной инфраструктуры региона составляет 669 номеров различных категорий, количество мест размещения – 1399 единиц, из которых 533 детские. Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82 %. Количество таких объектов – это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически у всех учреждений преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.

Рыночное регулирование туристской деятельности по въездному туризму на территории республики осуществляет 47 туристических организаций, из которых
7 подтвердили статус туроператоров.

Проблемой с точки зрения градостроительного регулирования туристской деятельности является неопределенность границ зон рекреации, что актуально для всех муниципальных образований Республики Хакасия без исключения.

Система общественного питания не сформирована, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны – национальные рестораны и т.д.).

Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.

В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Республике Хакасия был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета сильных и слабых сторон развития туризма в республике, связанных с:

  • нормативно-правовой базой туризма;

  • координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;

  • уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;

  • эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;

  • уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;

  • социально-экономической эффективностью туристской индустрии;

  • системой качественного информирования туристов;

  • кадровым потенциалом в сфере туризма.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

  • выгодное экономико-географическое положение для развития межрегионального туризма Сибирского федерального округа;

  • транспортная доступность и обеспеченность соединения автотранспортом всех рекреационных территорий, железнодорожные соединения, авиалинии из города Абакана;

  • богатейшее историко-культурное наследие и высокая концентрация туристских

  • объектов;

  • потенциал развития гостиничной инфраструктуры;

  • богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;

  • наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;

  • научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов.

Среди слабых сторон можно отметить:

  • недостаточную известность региона в России и за рубежом;

  • отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории республики, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;

  • отсутствие механизма координации развития субъектов туристской индустрии;

  • неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;

  • нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;

  • отсутствие системы качественного информирования туристов на территории Сибирского федерального округа;

  • отсутствие разработанного календаря туристских событий и праздников;

  • недостаточно эффективное использование ИТ-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;

  • слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей республики;

  • слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала республики;

  • недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;

  • недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях;

  • недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей региона;

  • недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;

  • непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма;

  • отсутствие сильных туристских брендов.

Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в республике важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволят им реализоваться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести:

  • политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;

  • перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников;

  • наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия;

  • повышение спроса на услуги делового туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;

  • создание тренировочной базы для спортсменов-профессионалов;

  • восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);

  • доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;

  • постоянно растущие уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.

Наиболее значимыми возможностями развития туризма в республике являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в регионе; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории республики туристско-рекреационного комплекса, создание которого является одним из стратегических направлений социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года.

Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала республики.

Перечень угроз для эффективного развития туризма в республике выглядит следующим образом:

  • усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;

  • спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и мире;

  • усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;

  • наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;

  • недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий;

  • неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;

  • несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;

  • отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.);

  • значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма.

Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.

Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии республики необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Республики Хакасия современной туристской индустрии.

Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто путем создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных зон с формированием инвестиционных проектов по формированию их инфраструктуры в сочетании с транспортно-логистическим комплексом.

Это позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов республики, усиление межрегиональной координации с субъектами Сибирского федерального округа и иными субъектами Российской Федерации.

Обеспечение туристской привлекательности республики в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. 

3. Потенциал развития туризма в Хакасии

Небольшая по площади, обладающая хорошо развитой автодорожной сетью, Республика Хакасия располагает разнообразными ресурсами для развития туристской деятельности. Важно отметить, что природные объекты, археологические памятники, лечебные озера, другие привлекательные для туризма объекты плотно и относительно равномерно покрывают практически всю территорию республики. Ресурсы развития отрасли имеются в каждом из муниципальных районов Хакасии.

В непосредственной близости расположены сухая степь, более увлажненная лесостепь, горная тайга и покрытое снегом высокогорье. Это позволяет представить природное разнообразие республики. 20 % территории Хакасии занимает степной пояс. Степная часть региона привлекает туристов в весенний и летний периоды разнотравьем. Около 300 видов растений являются лекарственным и техническим сырьем. Леса Хакасии являются одним из основных видов природных ресурсов и занимают две трети ее территории. Около 96 % лесного фонда приходятся на горные леса. Хвойные породы занимают 71 % покрытых лесом территорий. Особую ценность в Хакасии представляют кедровые леса, которые составляют 29 % общего лесного фонда. Тайга заселена всеми представителями сибирской флоры и фауны. В горах находятся ледники, образованные за счет обильных снежных осадков. Это позволяет заниматься горнолыжным спортом в течение девяти–десяти месяцев в году.

В Республике Хакасия есть особо охраняемые природные территории (заказники, заповедники и т.д.). Всего по республике 241177 га земли находятся под охраной государства. В настоящее время на территории Республики Хакасия расположены 8 особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Это три государственных природных заказника, четыре памятника природы и один государственный природный заповедник «Хакасский». Их общая площадь 461,5 тыс. га или 7,6 % от общей территории республики.

В Хакасии насчитывается более 100 памятников природы. В районах республики выделяются около 30 основных памятников природы: пещерные комплексы, пещеры, скалы, горы, боры, озера. Уникально высоки концентрация и многообразие памятников археологии. Территорию нынешней Хакасии, Хакасско-Минусинскую котловину, издревле заселяли люди, что было обусловлено благоприятными условиями для жизнедеятельности. Земля современной Хакасии была исторической ареной, где происходили взлеты и падения культур и государств, переселение народов.

На территории Хакасии насчитывается около 30 тысяч памятников древней истории: наскальные рисунки, руины древних городов, оборонительные укрепления, горные плавильни и святилища, тысячи древних могильников и захоронений. Основную их часть составляют памятники археологии. На государственную охрану поставлено 1516 археологических памятников. Многие памятники имеют общероссийскую и мировую известность и значимость, такие как Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог, Копёнский и Уйбатский Чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, Дворец Ли Лина, образующие единые культурно-исторические ландшафты.

Всего на государственную охрану поставлено 1540 памятников истории и культуры, в том числе 16 – федерального значения. По оценке Министерства культуры Республики Хакасия, выполненной на основе анализа плотности расположения памятников на 1 кв. км, общее количество объектов археологического наследия Хакасии составляет 13-14 тысяч.

В республике имеются практически все виды водных объектов – горные реки, озера, реки предгорий, водные объекты с равнинным типом режима (степные малые реки и озера замкнутых котловин). Поверхностные водоемы представлены целым рядом водохранилищ, наиболее крупные из которых Красноярское, Саяно-Шушенское, Майнское, а также более 500 озер: Белё, Шира, Чёрное, Иткуль, Улуг-Коль и другие. Республика Хакасия богата природными лечебными ресурсами: подземными минеральными водами, водами озер, содержащимися в озерах лечебных минеральных грязей. Наиболее известны своими бальнеологическими свойствами озёра Шира, Белё, Тус, Джирим, Власьево, Горькое, Утичье, Алтайское, Шунет, Ханкуль и ряд более мелких озер.

На территории республики учтено 324 больших и малых рек, принадлежащих бассейнам рек Енисей и Обь. Самые крупные реки: Енисей, Абакан (бассейн р. Енисей), Томь, Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс (бассейн
р. Обь). Побережье Красноярского водохранилища имеет высокий потенциал для развития рекреации, особенно для местного населения.

На территории выявлено 24 водоема с минерализацией более 10 г/дм3, которые могут быть использованы для ванн и купаний в лечебных целях. Наиболее минерализованными (до 92-149 г/дм3) являются озёра Тус, Алтайское-1, Камышовое. Открыты минеральные источники, которые используются для розлива и лечения. Созданы грязелечебницы.

Самобытная культура хакасского народа: обряды, обычаи, музыкальная культура, эпосы, ремесла, национальные костюмы, шаманизм, спортивные игры – это одна из составляющих туристической отрасли. На территории республики расположено 18 музеев, 3 театра, 3 выставочных комплекса и другие учреждения культуры.

Для туристской деятельности особый интерес представляет индустриальное наследие территории. Это в первую очередь два знаковых для территории объекта: Саяно-Шушенская ГЭС – одно из крупнейших сооружений российской гидроэнергетики, и Туимский провал – зрелищный водоем, искусственно образованный на месте выработки медных руд.

Уникальная культурно-историческая самобытность Хакасии – одно из конкурентных преимуществ, дающих серьезные перспективы для развития туризма в республике.

4. Стратегические приоритеты развития туризма в Республике Хакасия

Согласно стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и плану мероприятий по ее реализации (разработаны Федеральным агентством по туризму) основной целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения этой цели предполагается выполнение следующих задач:

  • совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

  • развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

  • создание новых приоритетных туристских центров;

  • рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

  • повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

  • обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Основными направлениями развития туризма в Республике Хакасия признаются:

  • развитие санаторно-курортного отдыха;

  • развитие активно-спортивных форм отдыха;

  • развитие культурно-познавательного туризма;

  • развитие сельскохозяйственного туризма.

Целью Концепции развития туризма и отдыха в Республике Хакасия на 2010-2016 годы является формирование на территории республики современной туристской индустрии, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие региона.

Для достижения данной цели необходимо решить задачи:

  • создания организационных основ для формирования на территории республики

  • современной туристской индустрии;

  • поддержки интенсивного развития инфраструктуры туризма и отдыха;

  • формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта Республики Хакасия как совокупности туристских предложений на территории региона, обеспечивающего укрепление положительного имиджа региона;

  • продвижения туристских возможностей;

  • информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.

К основным направлениям комплексного развития туризма в Республике Хакасия относятся:

  1. Развитие качественной инфраструктуры размещения разных типов и разного уровня классности.

  2. Развитие сети объектов торговли, общественного питания и развлечений.

  3. Развитие сети лечебно-оздоровительных объектов, в том числе на базе объектов размещения.

  4. Стимулирование развития транспортной инфраструктуры, в том числе:

 развитие внутренней сети автомобильных дорог, общественного, экскурсионного транспорта;

 работы с внешними для Хакасии перевозчиками, в первую очередь с авиаперевозчиками (проработка удобных рейсов, развитие чартерного сообщения).

  1. Привлечение на местный туристский рынок крупных федеральных и международных операторов, способных обеспечить широкомасштабные рекламные кампании территории и привлекать стабильный поток туристов.

  2. Снижение фактора сезонности за счет развития круглогодичной инфраструктуры и расширения предложений по туристским программам в средние и низкие туристские сезоны.

  3. Развитие сети культурных центров. Под культурным центром понимается объект, позволяющий сочетать на своей площади экспозиционную функцию, причем самую разнообразную, в том числе нетрадиционную, предоставление места для творческой самореализации жителей прилегающей территории, коммуникацию участников за счет реализации совместных проектов.

Возможные виды деятельности: выставки молодых художников, выставки произведений ручной работы, экологические образовательные программы, показы независимого и исторического кино, инсталляции, тематические концерты, проведение ярмарок выходного дня и другие инициативы. Под такие объекты могут быть приспособлены различные непрофильные здания: отреставрированные деревянные постройки, неиспользуемый амбар или мельница, пожарное депо и т.д., в том числе и бывшие промышленные здания.

  1. Всестороннее развитие деятельности разных типов музеев на территории, стимулирование создания новых за счет реконструкции основных фондов, помощи в научном сопровождении работ, информационном и рекламном сопровождении, реализации программы популяризации объектов историко-культурного наследия Республики Хакасия.

  2. Внедрение новых технологий в региональную туристскую отрасль, внедрение международных стандартов качества. В частности, в рамках данного направления необходимо целенаправленно развивать инфраструктуру для обслуживания туристов, предпочитающих путешествовать самостоятельно. Анализ тенденций мирового рынка говорит о растущей доле таких туристов. Данный вид туризма требует развития определенного набора услуг и инфраструктур, таких как:

 возможность бронирования и оплаты через интернет проживания, экскурсионных программ и иных услуг;

 услуги по прокату автомобилей;

 сети центров по обслуживанию туристов;

 межрегиональных маршрутов с сопредельными территориями: Хакасия – Красноярский край – Тыва; Хакасия – Республика Алтай; Хакасия – Кемеровская область.

Отдельное внимание нужно уделить комбинированным горнолыжным турам. Привлекательность горнолыжного тура, в течение которого можно посетить 4–6 разнообразных горнолыжных курортов со своими уникальными трассами, существенно возрастает. Важными вопросами для реализации на практике таких турпоездок являются:

– транспортная связанность субъектов Сибирского федерального округа;

– формирование бренда Хакасии на российском и мировом рынках. Для разработки и реализации концепции формирования бренда должны быть привлечены опытные специалисты в сфере массовых технологий;

– развитие системы подготовки кадров для туристской отрасли (управленцы, экскурсоводы, археологи, специалисты гостиничного бизнеса, рестораторы, горничные, другой обслуживающий персонал), возможно развитие центров подготовки, ориентированных не только на Республику Хакасия, но и на сопредельные территории, в которых развитие сектора туризма является приоритетным.

  1.  Проведение разъяснительной работы с местным населением, нацеленной на становление его позитивного отношения к прибывающим туристам и возможности развития предпринимательской деятельности в профильных и смежных отраслях.

  2.  Проведение оценочной деятельности, направленной на определение максимальной экологической и туристической емкости региона, нагрузки на экосистему и пропускной способности его инфраструктур, возможности роста негативного воздействия от туризма и туристской деятельности на окружающую среду, оценки финансовых средств, необходимых для предотвращения или снижения таких последствий.

  3.  Стимулирование роста взаимодействия туристской и других отраслей экономики.

13. Формирование нового комплексного туристического продукта в сельской местности. Главной целью отдыха будет участие в сельскохозяйственной деятельности, погружение в традиционный сельский быт и культуру. Развитие сельскохозяйственного туризма позволит создавать рекреационные сельские территории, что приведет к увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке традиций, народных промыслов и ремесел, сохранению экологии.

Для реализации Концепции предполагается использование государственного воздействия и стимулирования с учетом государственных, муниципальных, отраслевых интересов совместно с участниками Концепции. Для организации совместной деятельности с участниками Концепции будут заключаться соглашения о сотрудничестве. В ходе реализации Концепции планируется осуществление проектного подхода.

С целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики предлагается организация туристских и рекреационных зон.

Основными зонами межрегионального значения в Республике Хакасия предлагается считать озера муниципального образования Ширинский район, природный парк «Ивановские озера», туристический комплекс «Гладенькая», спортивно-туристический комплекс в п. Вершина Теи.

Для развития ^ Ширинской туристско-рекреационной зоны предлагается проведение комплекса мероприятий.

Рекреационная зона выделена на базе комплекса озер в Ширинском районе: Шира, Белё, Иткуль, Тус и ряда других более мелких озер, обладающих целебными свойствами воды, лечебными грязями и уникальными природными ландшафтами на прилегающих территориях. На базе бальнеологических ресурсов территории работает старейший в Сибири курорт «Озеро Шира» в пгт. Жемчужный. Соленые озера являются популярным местом пляжного отдыха для населения Хакасии и сопредельных регионов (Красноярский край, Кемеровская область). Наиболее активно вовлечены в туристский оборот озера Шира, Белё и Тус. В течение последних 10 лет в связи со значительным увеличением туристского потока отдельные территории зоны развиваются стихийно. Основным центром концентрации объектов размещения туристов является пгт. Жемчужный. Территория туристской зоны дополняется популярными достопримечательностями, находящимися в часовой доступности от
пгт. Жемчужный и с. Шира. К ним относятся Туимский провал, долина р. Белый Июс и комплекс пещер в районе д. Малая Сыя, многочисленные археологические памятники.

Ключевыми направлениями развития данной зоны являются полноценное развитие туристической инфраструктуры, в том числе размещения (гостиницы, турбазы и др.), вовлечение в туристский оборот новых территорий и водоемов, благоустройство территории в районах массового размещения туристов, обеспечение сохранности уникальных природных экосистем озер. Важным направлением развития является круглогодичное использование курорта за счет строительства круглогодичных оздоровительных центров, проведение событийных мероприятий и предоставление других туристских услуг в зимнее время года. Важнейшей задачей является обеспечение функционального зонирования территории зоны с уточнением границ государственного природного заповедника «Хакасский», границ земель особо охраняемых территорий и объектов и иных зон с особыми условиями использования территории, с выделением участков для развития рекреационной деятельности с проведением регламентации разрешенных видов использования территории. Данные работы предлагается осуществить в рамках разработки схемы территориального планирования Ширинского муниципального района, генеральных планов в градостроительной документации на территории озер Белё и Шира (первоочередные объекты градостроительного проектирования). Предлагается определить согласно пункту 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранную зону озер шириной 20 метров и 100 метров для рекреационной зоны в прибрежной полосе озер Шира, Белё, Иткуль, Тус, Шунет, Джирим, Чёрное, Власьево, Матарак, Фыркал.

Перспективно вовлечение в туристский оборот новых территорий и водоемов (в частности, оз. Черное, Джирим, Фыркал). Территория Ширинской туристско-рекреационной зоны может рассматриваться в качестве кандидатуры от Республики Хакасия на формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа с получением соответствующих преференций со стороны федерального центра.

Другой интересной территорией в плане особых климатических условий является туристская зона «Ивановские озера» (Орджоникидзевский район).

Ивановские озера – комплексный памятник природы. Четыре уникальных озера имеют карстовое происхождение, находятся в окружении скалистых склонов относительной высотой до 500 м (абсолютные отметки высот достигают 1600 м). Наличие нетающего снежника позволяет заниматься горнолыжными видами спорта практически круглый год. Близ Ивановских озер имеются карстовые участки и пещеры, экзотические горные ландшафты, включающие пихтовое редколесье, субальпийские и альпийские луга, горные тундры, уникальные рощи из березы извилистой, каскад озер с водопадами. В настоящее время туристская инфраструктура в районе Ивановских озер отсутствует. Тем не менее район популярен у туристов – существующий туристический поток оценивается приблизительно в 15 тыс. человек в год.

Перспективы развития данной туристской зоны – в организации природного парка для развития центра горнолыжного спорта, активно-спортивных форм отдыха и туризма круглогодично.

Существует инвестиционный проект «Ивановские озера», который предусматривает создание современного крупного горнолыжного курорта, работающего на российский и частично мировой туристический рынок. В качестве объектов, привлекательных для туристов, могут рассматриваться золотые прииски Саралинского золоторудного узла. Размещение стационарных объектов (гостиниц, гостевых домиков) возможно как в высокогорной части в непосредственной близости от озер, так и в долине р. Сарала близ с. Приисковое. Планируется создание центра олимпийской подготовки спортсменов.

Территория данной туристской зоны относится к числу наиболее привлекательных для опережающего развития среди туристских зон республики в силу ее уникального природного комплекса и возможности круглогодичного использования трасс.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconРеспубликанская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства...
Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы” 14

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы icon«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 года. №293) и Республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чувашской...

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconРаспоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р “о концепции...

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconПоложение о республиканском фестивале детского творчества
Фестиваль проводится в целях реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», проживающих в Республике...

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconПлан основных мероприятий по реализации в Республике Хакасия Года культуры в 2014 году №
Создание Общественного совета по культуре при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconПлан основных мероприятий по реализации в Республике Хакасия Года культуры в 2014 году №
Создание Общественного совета по культуре при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы icon14. Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства...
Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009 2011 годы" утверждена...

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconО совершенствовании бюджетного процесса в республике хакасия
Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Республики Хакасия постановляет

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconКонцепци яфедеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного...
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы iconРазвития образования в республике татарстан на 2010 2015 годы «киләЧӘК»...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г



Школьные материалы
Загрузка...


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск