Гбоу впо мгпу институт естественных наук

Загрузка...





НазваниеГбоу впо мгпу институт естественных наук
страница1/11
Дата публикации03.01.2014
Размер1.2 Mb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

^ ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


Кафедра безопасности жизнедеятельности

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^

Для всех направлений подготовки, профилей

и форм обучения бакалавров



Москва

2012

УДК 355.58 (076)

ББК 68. 90 Я 73

Б 40


^ Печатается по решению

Научно–методического совета ГБОУ ВПО МГПУ

Авторы-составители:

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности,

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Латчук;

зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности,

доктор философских наук, профессор В.М. Мапельман
Рецензент:

доцент, кандидат педагогических наук С.Р. Карьёнов

Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс дисциплины. Уровень подготовки: программа подготовки бакалавра. Для всех направлений подготовки и видов обучения / Авторы-сост. В.Н. Латчук, В.М. Мапельман. – М.: МГПУ, 2012. – 81 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с ГОС ВПО направлений подготовки бакалавров, учебными планами, требованиями, предъявляемыми к УМКД. В первой части комплекса представлена универсальная (общая) программа учебной дисциплины, во второй – методические рекомендации, планы её освоения, в том числе тематика лекций и семинарских занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», рекомендации по самостоятельной работе студентов и технологические карты для каждого направления подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Программно-тематический раздел освоения учебной

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ………………………….5

  1. Пояснительная записка ……………………………………………......5

  2. Требования к уровню освоения дисциплины ………………………..8

  3. Содержание дисциплины ……………………………………………..11

  4. Примерные темы сообщений (докладов) на практических

занятиях ………………………………………………………………..17

  1. Примерные темы домашних работ ………………………………….21

  2. Примерные вопросы к зачету (экзамену) …………………………...22

  3. Информационное обеспечение дисциплины ………………………..26

Часть II. Методические рекомендации, планы освоения учебной

дисциплины, технологические карты (для студентов очной формы

обучения) ……………………………………………………………………...28

  1. Методические рекомендации для освоения дисциплины …………..28

  2. Планы освоения дисциплины из расчета 38 аудиторных часов

(20 – лекции, 18 – семинары) …………………………………………31

  1. Планы освоения дисциплины из расчета 36 аудиторных часов

(18 – лекции, 18 – семинары) …………………………………………36

  1. План освоения дисциплины из расчета 38 аудиторных часов

(18 – лекции, 20 – семинары) …………………………………………40

  1. Планы освоения дисциплины из расчета 28 аудиторных часов

(14 – лекции, 14 – семинары) …………………………………………44

  1. Планы освоения дисциплины из расчета 28 аудиторных часов

(10 – лекции, 18 – семинары) …………………………………………47

  1. Планы освоения дисциплины из расчета 54 аудиторных часа

(18 – лекции, 36 – семинары) ………………………………………...50

^ Часть III. Методические рекомендации, планы освоения учебной

дисциплины, технологические карты (для студентов очно-заочной

и заочной форм обучения) ………………………………………………….54

  1. Очно-заочное обучение (вечернее) …………………………………..54

    1. Методические рекомендации для освоения дисциплины…….54

    2. Планы освоения дисциплины…………………………………...56

  2. Заочное обучение ………………………………………………………69

    1. Методические рекомендации для освоения дисциплины……..69

    2. Планы освоения дисциплины ……………………………………


Часть I

^ ПРОГРАММНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной дисциплиной федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат).

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в сфере профессиональной и интеллектуальной деятельности, в выборе ценностных ориентаций, в обыденном существовании приобретенные знания, умения и навыки, позволяющие рассматривать вопросы безопасности в качестве приоритетных.

Основными задачами дисциплины являются:

а) выработка понимания проблемы необходимости снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

б) овладение приемами жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

в) формирование:

  • культуры безопасности и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизни и деятельности человека;

  • культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;

  • готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

  • мотивации для самостоятельного поддержания и повышения уровня культуры безопасности;

  • способностей к оценке вклада своей предметной области в решение проблем обеспечения безопасности личности, общества, государства;

  • способностей аргументированного обоснования собственных решений с точки зрения безопасности.

«Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина базируется на знаниях об окружающей человека среде обитания, его взаимодействиях со средой, взаимовлиянии на нее с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, и владении методами придания среде обитания необходимой степени качества.

Объектами изучения дисциплины являются естественные, технические и социальные системы как источники опасности, а именно: человек, его коллективы, сообщество в целом, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в системах «человек-техносфера», «техносфера-природа», «социум-природа». Выявление характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасностьпотенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

^ При изучении дисциплины рассматриваются:

  • современное состояние и негативные факторы среды обитания;

  • принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

  • последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

  • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере и социуме;

  • методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

  • мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

  • способы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Рабочая программа дисциплины построена по модульно-блочному принципу, под которым понимается укрупненная тема, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата.

Каждый модуль состоит из двух частей:

а) инвариантного блока, включающего необходимый минимум обязательных знаний о законах, принципах, понятиях, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока составляет не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

б) вариативного блока, представленного отдельными элементами вузовской образовательной программы, с указанием конкретных научно-практических знаний и фактологических материалов применительно к профессиональной деятельности учителя.
^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Безопасность жизнедеятельности», в соответствии с ГОС, должен способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

общекультурных – способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовности использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

общепрофессиональных – способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

профессиональных (педагогических) – готовности к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

профессиональных (культурно-просветительских) – способности разрабатывать и реализовывать с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9); способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно–просветительской деятельности (ПК-10).

Каждый содержательный модуль программы ориентирован на достижение совокупности регламентированных стандартом компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. В таблице 1 представлено соответствие содержания образования в области безопасности жизнедеятельности требуемым результатам обучения, что позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей образования в области безопасности жизнедеятельности.

^ Таблица 1
Соответствие содержания образования в области безопасности


жизнедеятельности требуемым результатам обучения






^ Результаты обучения

Учебно-образовательные модули

1

2

3

4

5

6

1.

Обобщенные общекультурные и профессиональные компетенции:

1.1

понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

+

+




+

+

+

1.2.

способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

+




+




+

+

1.3.

культура безопасности, экологическое сознание и риск ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

+

+

+

+







1.4.

культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;




+




+

+

+

1.5.

готовность к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;




+

+

+

+




1.6.

способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это;

+

+

+

+




+

1.7.

способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

+




+

+

+

+

1.8.

способность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности.

+

+




+

+

+

2.

Дисциплинарные компетенции:




знания:




2.1.

основных техносферных опасностей, их свойств и характеристик, характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;

+

+

+




+




2.2.

методов защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;







+




+




2.3.

современного состояния основных негативных факторов среды обитания;

+

+













2.4.

принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизации условий деятельности;




+

+

+







2.5.

последствий воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов;




+










+

2.6.

базовых методов идентификации опасности;




+







+




2.7.

основных методов и средств обеспечения безопасности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;













+




2.8.

основных способов повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях;













+




2.9.

мероприятий по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия, и основных способов ликвидации их последствий;













+




2.10.

базовых законодательных и нормативных правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;
















+

2.11.

основных методов управления безопасностью жизнедеятельности;
















+




умения:




2.12

идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск;




+

+










2.13.

выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;







+










2.14.

выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;







+

+










владение:




2.15.

законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
















+

2.16.

базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;













+




2.17.

базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды;

+

+

+




+




2.18.

методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека.




+

+

+






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconОтчета кафедры фонетики английского языка
Данная организация управления соответствует требованиям устава гбоу впо мгпу, нормативным требованиям Министерства образования и...

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconБезопасность 21 век
Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской...

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconГородской Конкурс Любителей Естественных Наук для дошкольников «клён»...
Конкурс Любителей Естественных Наук «клён» (далее Конкурс) призван способствовать формированию у дошкольников познавательного интереса...

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconВедущий учитель (зачитывает условие игры, вопросы и правильные ответы)
Неделя естественных наук – одна из форм внеклассной работы в школе. В рамках которой можно провести интеллектуальную игру “Путешествие...

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconПоложение о проведении студенческого конкурса «Мисс и Мистер мгпу»...
Настоящее положение определяет порядок проведения молодежного студенческого конкурса «Мисс и Мистер мгпу» (далее – Конкурс) в гоу...

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconПрограмма дисциплины Математика (линейная алгебра и математический...
Автор программы: Доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук Е. В. Коваленко

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconФгбоу впо «Башкирский государственный университет»
Учреждение Российской академии наук Институт физики молекул и кристаллов Уфимского научного центра ран

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconПлан «недели естественных наук»

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconФгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»...
Васильченко Александр Михайлович, канд техн наук, доцент, проректор по ур кемеровского гсхи

Гбоу впо мгпу институт естественных наук iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск