Скачать 100.29 Kb.
|
УДК 62-23 Решение задач кинематики аналитическим способом с применением системы MathCAD. О. О. Барышникова В данной работе рассматривается решение задач кинематики аналитическим способом. Исследование проводится для плоских рычажных механизмов, обладающих одной подвижностью. Решение выполняется по статически определимым частям механизма - структурным группам. Рассматриваются двухповодковые структурные группы. Используется программный комплекс MathCAD, получивший наиболее широкое применение в последнее время. Ключевые слова: задачи кинематики, функции положения, аналоги скоростей, аналоги ускорений, структурные группы. 1.Введение В процессе исследования динамики машинного агрегата первоначально возникают три задачи кинематики:
В процессе обучения решение этих задач включено в домашние задания и курсовое проектирование. При выполнении домашнего задания по курсу «Теория механизмов и механика машин» студент осваивает графические методы, выполняя построение плана скоростей и плана ускорений. Задачи кинематики могут быть также решены аналитическим методом. При выполнении курсового проекта выбор метода решения задач кинематики остается за студентом. Основное преимущество аналитического метода – высокая точность. Аналитический метод исследования известен давно и описан подробно в [1]. Непосредственное решение для определения функций положения, скоростей и ускорений приводит к решению громоздких уравнений. Затраты времени при этом увеличиваются и велика вероятность ошибки. В настоящее время эффективно используют различные готовые программные продукты. Наибольшее распространение получила система MathCAD. Решение задач динамики с применением системы MathCAD описано в [2], решению же задач динамики в них не уделяется должного внимания. В данной работе подробно изложено решение задач кинематики для структурных групп второго порядка (состоящих из двух звеньев). Идея использования алгоритмов решения задач по структурным группам изложена в [3] применительно к задаче динамики. ^ Рассмотрим несколько примеров применения системы MathCAD к решению поставленной задачи. Задачам кинематики предшествует задача структурного анализа. То есть, мы уже определили вид первичного механизма и тип структурных групп, входящих в состав исследуемого механизма. Алгоритм решения задачи зависит от вида структурной группы. Далее рассмотрены варианты решения задач кинематики отдельно для первичного механизма и структурных групп Ассура второго порядка. Полное решение задачи кинематики для шарнирного шестизвенника представлено в п.3. В домашних заданиях значения угловых координат начального звена, скорости и ускорения даны для одного положения. Поэтому в п.3.2. угловые скорость и ускорения имеют фиксированные значения. Числовые значения выводятся для конкретной величины ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Рассмотрим первичный механизм, состоящий из стойки 6 и вращающегося звена 1, показанный на рис. 1. ![]() Рис. 1. Первичный механизм. Обобщенную координату связываем с координатой звена первичного механизма. В соответствии с правилом математики обобщенная координата всегда отсчитывается от оси абсцисс против часовой стрелки. При вращении звена первичного механизма против часовой стрелки обобщенная координата и координата звена первичного механизма связаны соотношением: f1(f)=fнач+f. Если звено вращается по часовой стрелке, то связь координат может быть выражена соотношением: f1(f)=fнач-f Здесь знак «-» учитывает направление вращения звена 1 против часовой стрелки, а значение fнач выбрано в качестве начального для отсчета координаты f1. При выполнении курсового проекта в качестве fнач удобно выбрать значение угла поворота звена 1, соответствующее крайнему положению механизма. Задача о положениях для начального звена решена следующим образом: ![]() Для решения задачи о скоростях и задачи об ускорениях можно самостоятельно дифференцировать функции положения по времени. Но такой подход приводит к громоздким выражениям. Поэтому решаем задачу об аналогах скоростей и ускорений, дифференцируя функции положения по обобщенной координате. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Для определения скоростей и ускорений используем формулы перехода ![]() ![]() ![]() ![]() Дальнейшее исследование проводим по структурным группам в порядке их присоединения к первичному механизму. Тип группы будем описывать с помощью характеристик входящих в ее состав кинематических пар (вращательных или поступательных) с учетом последовательности их расположения. После того как рассмотрены все структурные группы механизма, решаем задачи для характерных точек. ^ Дано: xB, yB, xD, yD - координаты точек; l2, l3 - длины звеньев; ![]() Рис. 2. Структурная группа, включающая три вращательных кинематических пары. Решение полученных уравнений можно проводить либо аналитически, либо используя конструкцию Given – Find. В первом случае машинное время решения существенно меньше, чем во втором, однако увеличивается вероятность ошибок из за значительной доли ручного труда. В качестве начального приближения задаем ожидаемые средние значения переменных (что позволяет правильно выбрать сборку). ![]() Для проверки правильности решения строим графики найденных функций положения - угловых координат звеньев. ![]() Графики не имеют видимых разрывов, и средние значения угловых координат соответствуют ожидаемым, из чего заключаем, что найдено верное решение. Определяем координаты внутреннего шарнира. ![]() Решаем задачу об аналогах скоростей и ускорений, дифференцируя функции положения по обобщенной координате (формулы аналогичны (1)-(4)). Скорости и ускорения находим, используя формулы перехода (5)-(8). ^ Дано: xB, yB – координата точки, известная из предыдущего решения; xN, yN – координата характерной точки на направляющей выходного звена; - угол наклона направляющей выходного звена. ![]() Рис. 3. Структурная группа ВПП. ![]() ![]() Решаем задачу об аналогах скоростей и ускорений, дифференцируя функции положения по обобщенной координате (формулы аналогичны (1)-(4)). Скорости и ускорения находим, используя формулы перехода (5)-(8). Если направляющая расположена вертикально, то решение с использованием тангенса угла невозможно. Решение выполняем, используя проекции на ось абсцисс. Решение в этом случае существенно проще, подробно описано в п.3.2. ^ Дано: xB, yB, yС - координаты точек; l2 - длина звена. Ползун 3 движется по горизонтали. ![]() Рис. 4. Структурная группа ВВП. Угловая координата звена 2 найдена из выражения для проекций на вертикальную ось. ![]() Определяем функцию положения точки на звене 3. ![]() В том случае, когда ползун 3 перемещается по вертикали, угловую координату звена 2 определяем из уравнения проекций на ось абсцисс. После чего записываем в проекции на ось ординат функцию положения звена 3. Задачи об определении аналогов скоростей и аналогов ускорений, скоростей и ускорений решаем, как и для первичного механизма (1)-(8). ^ Дано: xD, yD - координаты точки; xN, yN – координата характерной точки на направляющей выходного звена; f3 – угловая координата звена 3; - угол наклона направляющей выходного звена; - угол между элементами звена 3. В состав рассматриваемой структурной группы входят звенья 4 и 5. Решение опирается на координаты точки D и угловую координату звена 3, найденные из предыдущего решения. Для наглядности алгоритма решения на рис. 5 показаны структурная группа, состоящая из звеньев 4 и 5, и звено 3, входящее в состав другой структурной группы. ![]() Рис. 5. Структурная группа ПВП. В соответствии с исходными данными на базе предыдущего решения определяем функцию положения звена 4. ![]() ![]() Функция положения точки E на звене 5 найдена в виде проекций в процессе использования конструкции Given – Find. Определение скоростей и ускорений выполняем по формулам (5)-(8), предварительно определив аналоги по формулам (1)-(4). ^ Дано: xD, yD, xE, yЕ - координаты точек; ![]() Рис. 6. Структурная группа ВПВ. ![]() ^ Дано: xK, yK, xE, yЕ - координаты точек; В состав рассматриваемой структурной группы входят звенья 4 и 5. Решение опирается на координаты точки D, найденные из предыдущего решения. Для наглядности алгоритма решения на рис. 5 показаны структурная группа, состоящая из звеньев 4 и 5, и звено, на котором расположена точка D, входящее в состав другой структурной группы. ![]() Рис. 7. Структурная группа ПВВ. ![]() ![]() ![]() ^ xB, yB - координаты характерной точки; f2 - угловая координата звена, на котором расположена дополнительная точка; fS2 - угловая координата, характеризующая положение дополнительной точки, например центра масс; lS2 - расстояния от характерной до дополнительной точки. ![]() Рис. 8 Схема, используемая при кинематическом исследовании дополнительных точек. Определяем функции положения дополнительной точки: ![]() ^ 3.1.Общие сведения о применении системы MathCAD Каждая из переменных должна иметь свое обозначение – «имя», которое будет использоваться для этой переменной во всем тексте. Правило, известное из программирования: Каждая переменная имеет только одно имя и каждому имени соответствует только одна переменная. В качестве имени переменной может быть использовано сочетание букв латинского и русского алфавитов, а также цифры. Имя переменной может быть представлено в виде буквы (или букв) с индексом. Например, l1, m3, и т.д. Имя переменной вводится с клавиатуры. Чтобы ввести информацию в индекс, необходимо после набора имени переменной нажать клавишу «.» (не путать с вводом индекса вектора, набираемого после клавиши «[». При написании программ целесообразно принимать обозначения переменных аналогичные используемых в учебной литературе, например: F - сила, M - момент, p - давление, m - масса и т.п. Присвоение переменной какого-либо числового значения или определение переменной через уже известные переменные осуществляется с помощью операнда присваивания «:=», который вводится с клавиатуры (обычное «=» или сочетание клавиш Shift и «:»). При наборе программ используются обычные методы редактирования (выделение рамкой, перетаскивание мышью, копирование с помощью кармана и т.д.) аналогичные применяемым в Word. Редактирование рисунков аналогично используемому в Excel. Для редактирования необходимо установить курсор мыши на редактируемую формулу и щелкнуть левой кнопкой либо установить на формулу курсор клавиатуры. Формула выделяется рамкой и в ней появляется синий уголок, указывающий на редактируемый символ. Для запуска расчета после набора формулы или ее редактирования необходимо вывести курсор мыши за пределы рамки и щелкнуть левой кнопой либо вывести из рамки курсор клавиатуры. При этом в меню “математика” у опции “автоматические вычисления” должна стоять галочка. ^ Кинематическая схема механизма изображается ломаной линией ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В той же системе координат изображаются траектории характерных точек механизма. Каждая траектория изображается функцией в параметрической форме, координаты которой соответствуют координатам какой либо точки механизма. Аргумент (параметр) ![]() ![]() Диаграммы строятся как функции обобщенной координаты. Для наглядности шкала по оси абсцисс выводится в градусах. Обращаем внимание на то, что шаг изменения аргумента задается достаточно малым. Это позволяет получить гладкую диаграмму, достаточно точно отражающую особенности функции. Схема шарнирного шестизвенника показана на рис. 9. ![]() Рис. 9. Схема шарнирного шестизвенника. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 4.Заключение. Применение системы MathCad к исследованию кинематики плоских рычажных механизмов позволило точно и наглядно решить поставленную задачу с минимальными затратами времени. В данной работе рассматриваем все основные виды структурных групп второго порядка. Описанные алгоритмы исследования рекомендуем использовать при решении задач кинематики сложных рычажных механизмов. Эффективно данная методика применяется в процессе обучения по курсу «Теория механизмов и механика машин» при выполнении домашних заданий и курсового проектирования. 5.Литература.
|
![]() | Цель: решение примеров и задач по данной теме, решение примеров на все действия, обобщение понятия движения по реке | ![]() | Цели: вести работу по формированию умений учащихся решать комбинаторные задачи; учить читать, записывать буквенные выражения, записывать... |
![]() | Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач это практическое применение теоретического... | ![]() | Алгоритм — это точно определенная последовательность действий, которые необходимо выполнить над исходной информацией, чтобы получить... |
![]() | Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация «Василиса Прекрасная» | ![]() | Подготовка контрольной работы является видом самостоятельного изучения дисциплины. Контрольная работа выполняется в печатном виде... |
![]() | «Решение задач» я использую компьютер, мультимедийный проектор и экран, помещенный на классной доске. Специально для урока в сотрудничестве... | ![]() | «Решение текстовых задач» рекомендуется вводить с 7-го класса, когда появляется возможность проведения факультативных занятий |
![]() | Генетика относится к числу точных наук. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал. Для успешного решения задач по... | ![]() | Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач |