Скачать 78.87 Kb.
|
Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели: обучающие:
развивающие:
воспитывающие:
Оборудование: иллюстрации о весне, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, рисунки. ^ I. Организационный момент Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. Наш сегодняшний урок русского языка – творческий. Мы заглянем в удивительный мир природы. В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем. (Появляется солнце) (слайд) Открывайте глаза. - Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? - Что нового появилось? (солнце) Если все вокруг проснулось И друг другу улыбнулось, Ручейки звенят вокруг: Пробудись скорее, друг! Светит солнышко в глаза, Значит, к нам пришла … (весна) Да, мы уже чувствуем дыхание весны. Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит она нам. Приход весны вдохновляет художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года. ^ «Пять минут поэзии». Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна» 1. Есть просто храм Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. ^ . Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. 3.Белоснежные тучи толпами В синеве на просторе плывут. По груди у тебя полосами Друг за дружкою тени бегут. 4. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют - посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. ^ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... 6. Они гласят во все концы: “ Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” Ф.И. Тютчев
(Весна – это символ пробуждения новой жизни)
(Разнообразием «теплых» красок)
(С помощью нот)
^ Сегодня на уроке мы попробуем описать весну. Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? - Что нужно волшебнику для работы? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И. Чайковского, прочитали стихи поэтов о весне, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу, которая будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Для этого нужно лишь только очень постараться. А сейчас попробуем оживить некоторые весенние слова. Карточка № 1 Подберите прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными (работа в карточках). Это пригодится вам в конце урока. Весна - очаровательная, уд..вительная, радос..ная, кр..савица пришла, наступила, нач..лась небо - голубое, чистое, ясное, безоблачное, бесконечное п..светлело, солнце - яркое, теплое, ласковое светит, сияет, выгл..нуло, пригр..вает р..ка - быстрая, шумная, бурлящая б..жит, журчит, вышла деревья – сонные проснулись, заз..л..нели день - весенний, теплый, солнечный, пасмурный, х..л..дный Проверка - Говорят, что весна, это утро года. Почему? (Пробуждение природы) - Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) - А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...) - С помощью какой части речи можно описать движение? (Глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке) Физкультминутка (музыкальная) Художник рисует красками, композитор - нотами, а мы вместо красок и нот используем слова. Ведь слова в нашей речи имеют большое значение. Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Перед вами листы - клише. Выберите подходящее слово (слова даны в скобках), и заполните пропуски, чтобы получились красивые предложения. Клише Карточка № 5 (фраза, выражение, воспроизводимое по образцу) 1. С земли уже сошел снег, и в душу ___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. 2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями. 3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). 4. Деревья еще не распустились, но уже _______________ ( показались, появились, набухли) почки. 5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу. Проверка. Прочитайте предложения, которые получились. - К какой части сочинения можно отнести эти предложения? (Основной) - Какие части еще должны быть в сочинении? (Вступление и заключение) - О чем будем говорить во вступлении? В заключении? Каждая часть пишется с красной строки. Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение. Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске слова, которые вы можете использовать в сочинении. ^ (слова на доске) - Какая орфограмма пропущена в словах? Докажите. А сейчас открываем тетрадки, записываем число, классная работа. Сочинение Дыхание весны Перед началом работы я предлагаю вам еще раз восхититься стихами великих мастеров слова. 1.Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А.Н.Плещеев 2.За окошком, в синеве апреля Тают тучки, все светло кругом, И звенят последние капели В ледяных сосульках над крыльцом. 3.А березы в чуть заметных почках Тянутся в лазурной вышине… Гиацинты в глиняных горшочках Мы сейчас расставим на окне. 4.Яркий луч скользнет в оконной раме. Сразу станет в классе веселей От цветов с лиловыми кудрями, Первенцев весенних светлых дней. 5.И дружней решаются задачи. Оживают буквы, краски карт- Будто сразу стало все иначе, И сама весна идет средь парт. Вс. Рождественский Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине. Вся природа пишет с нами сочинение о весне ^ VI. Этап проверки работ. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. Вот какие замечательные сочинения у вас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то все получается. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку? ^ Довольны ли вы своей работой на уроке? Возьмите свое солнышко и соотнесите его в соответствии с проявленной вами активностью и удовлетворением от урока. Помогут вам стрелки векторов. Был активен - доволен собой (А - Д) Не был активен, но доволен собой (Не А - Д) Был активен, мог лучше (А - не Д) Не был активен, не доволен собой (Не А – не Д) ^ : (на слайде) 1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в гимназическую газету о весне. 2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь) Список использованных источников 1. Вдовиченко В.М. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир» / В.М. Вдовиченко. – Мн. – 2004. 2. Грабчикова Е.С. Методика работы по развитию речи во 2-4 классах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Е.С.Грабчикова. – Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 158с. 3. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: в 2 ч. / О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина. – М. - 2005. 4. Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах / М.Р.Львов. – М. - 1971. |
![]() | Тема: Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: Учить описывать картину | ![]() | Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:... |
![]() | Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в... | ![]() | Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
![]() | Цели урока. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе | ![]() | Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в... |
![]() | Природа – подлинный герой поэзии Сергея Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих его юношеских... | ![]() | Цели: Закрепление представлений о приметах весны. Уточнение и расширение представления о повадках птиц на основе сравнения грача... |
![]() | Дыхание – акт рефлекторный, он совершается без участия человеческого сознания, но с другой стороны, когда оно связано с произношением... | ![]() | Работа с текстом: текст-описание, текст-повествование; составление текстов (описание, повествование) из данных предложений |