Значение дыхания в развитии речи детей






Скачать 42.38 Kb.
НазваниеЗначение дыхания в развитии речи детей
Дата публикации13.03.2014
Размер42.38 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Астрономия > Документы
Значение дыхания в развитии речи детей
Дыхание – акт рефлекторный, он совершается без участия человеческого сознания, но с другой стороны, когда оно связано с произношением – речевое дыхание – процесс управляемый.


При обычном физиологическом дыхании вдох примерно равен выдоху.

Схема следующая:

ВДОХ – ВЫДОХ – ПАУЗА



При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Схема следующая:

ВДОХ – ПАУЗА – ВЫДОХ с речью

При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха, речь требует большого количеств воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.

^ Особенности дыхания у дошкольников

У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания:

  • поверхностный вдох;

  • отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием;

  • речь на вдохе;

  • неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания

Все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. Кроме того, воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка направленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

Важно научить детей различать вдох-выдох через нос и рот. Для этого можно проводить упражнения:

^ ВДОХ НОСОМ – ВЫДОХ НОСОМ

ВДОХ НОСОМ – ВЫДОХ РТОМ

ВДОХ РТОМ – ВЫДОХ РТОМ

ВДОХ РТОМ – ВЫДОХ НОСОМ

Вначале можно помочь ребенку, зажимая носик или прикрывая ротик ладошкой. Следует обратить внимание на ротовой выдох, важно научить детей забирать воздух ртом и медленно выпускать. Для этого можно предложить много игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, снежинки, бабочки, одуванчики, мыльные пузыри. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный продолжительный выдох.

Важно, чтобы деть учились выдыхать воздух и при этом не вытягивать губы трубочкой. Дети должны учиться делать полуулыбку, и выдыхать воздух через маленькое окошечко из губ, а щеки не должны при этом надуваться.

Для развития речевого дыхания детей учат проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как: «Это собака», «Кукла спит». Затем можно удлинять фразу, постепенно добавляя слова. Каждая фраза произносится на одном выдохе. Например:

«Это шарик.

Это наш шарик.

Это наш большой шарик.

Это наш большой синий шарик».

Необходимо учить детей читать стихи, выполнять пересказы с соблюдением правил речевого дыхания:

  1. Прежде чем сказать, надо вдохнуть.

  2. Во время речи стоять надо прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.

  3. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.


Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.

Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением её.
Для развития дыхания ребенка пользуются играми:







Дыхательные упражнения:
«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком. Стараться загнать шарик между двумя кубиками или другими предметами – это «футбольные ворота».

  2. То же самое, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.

«Загнать мяч далеко»

  1. Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

  2. То же самое, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф», а не «Х», т.е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно своди руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ФФФ», при словах «шарик лопнул» - хлопнет в ладоши, «из шарика выходит воздух» - малыш произносит: «ШШШ», вытягивая губы вперед и опуская руки.

«Жук»

Ребенок сидит или стоит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – выдох. Можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: «Жу-у-у, сказал крылатый жук, посижу и пожужжу!»

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад – выдох: «ЗЗ-УУ», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад, выдох: «ЗЗ-УУ, в исходном положении снова – вдох.

«Бульканье»

Дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение дыхания в развитии речи детей iconИгра: «Докучная сказка»
Познакомить детей с ролью дыхания в выразительной речи, учить детей правильному дыханию при разных темпах речи

Значение дыхания в развитии речи детей icon«Реализация интегративного подхода в развитии связной речи дошкольников»...
Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики,...

Значение дыхания в развитии речи детей iconЖданова Татьяна Николаевна мбдоу №38 «Зоренька» город Сургут хмао-югра
Воспитание интереса к устному народному творчеству и его значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Значение дыхания в развитии речи детей icon«Значение художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который...

Значение дыхания в развитии речи детей iconРодителям о развитии диалогической речи детей
В первую очередь речь развивается у детей именно как средство общения, коммуникации с окружающим миром. Диалог – основной «пусковой»...

Значение дыхания в развитии речи детей iconТема: «как хорошо уметь читать»
Как указывает Л. С. Выготсткий, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других...

Значение дыхания в развитии речи детей icon«Значение книги в развитии речи детей дошкольного возраста»
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет...

Значение дыхания в развитии речи детей iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 8
Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое...

Значение дыхания в развитии речи детей iconПояснительная записка «Образовательное значение иностранных языков...
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Значение дыхания в развитии речи детей iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск